НОМЕР 1 (737) ОТ 2 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Владимир Панков
СЛУЖБА ЕСТЬ СЛУЖЕНИЕ
Неподалеку от станции Арсаки Ярославской железной дороги расположена воинская часть 42754. Это примерно на середине пути между Сергиевым Посадом и Александровым. На территории оной части находится монастырь — одна из известнейших православных обителей — Свято-Смоленско-Зосимова пустынь. В этот военизированный монастырь можно попасть только через КПП. Так уж сложилось, что в советское время территория пустыни оказалась в ведении военных. И сегодня единственная дорога, ведущая в монастырь, проходит через расположение воинской части.
На протяжении всей духовной истории верующие люди считались воинами Христовыми. А сонмы ангелов — вестников Божьих — именовались небесным воинством. Так иерархия горняя стала первообразом устройства церкви земной, и продолжилась в организации государства и армии. Армия является своего рода земным отражением высшей иерархии бесплотных сил. В Византии слово "штатский" было синонимом слова "язычник". Ратное и духовное переплелись в христианской истории. Уставы, рапорты, чины — от века приняты и в церкви и в армии. Человек через несение тягот воинской службы угождает Богу и уподобляется ангелам…
И сегодня будничный строй жизни курсанта военного училища и студента духовной семинарии — общий, основанный на жестких ограничениях в одежде и поведении.
Институт полковых священников в Российской армии до 1917 года имеет богатую, протяженную историю. Исследование многовекового опыта русского полкового священства — тема отдельной обширной работы. Тем паче полковые батюшки проявили себя и в наши дни. В трагическую эпоху двух последних чеченских войн несколько православных священников-энтузиастов, облачившись в зеленые подрясники, вместе с армией колесили по крутым тропам и дорогам бунтующей Ичкерии, но не бросали свою паству в трагические часы испытаний, мук и потерь.
Но присутствие в современной армии священника — скорее исключение, чем правило. Действующие законы не позволяют возродить институт полковых батюшек. А жаль… Как известно, после крушения СССР ответственных за идейный климат в частях замполитов заменили на непонятных военных психологов. И если "старые-добрые" пропагандисты упирали все больше на диамат, то — как обстоят дела с "нынешними"? Неужели психологи в армии воспитывают солдат по Фрейду и Фрому? Может быть, поэтому духовно-нравственная обстановка во многих наших воинских частях отставляет желать лучшего?
Бич армии — жестокость неуставных отношений и эпидемии самоубийств. Вряд ли учение доктора Фрейда способно умастить сердца и вдохнуть в сердца отчаявшихся веру в жизнь… Большую помощь в решении этих проблем может оказать и уже оказывает русская церковь. И пример тому — упоминаемая воинская часть при монастыре в Арсаках.
Монастырь был возвращен Церкви в 1992 году. Известно, что начало сотрудничества монахов с военными было отнюдь не радужным. Монастырские строения в то время были осквернены и полуразрушены. В них находились в основном складские помещения. На территории монастыря размещался и армейский клуб. Взаимное доверие и понимание собиралось буквально по крупицам, а о создании воинского храма вначале не хотели слушать не только в части, но и в высшем епархиальном руководстве (монастырь относится к Владимирской епархии). Теперь всё это, слава Богу, позади. И, конечно, здесь просматривается помощь угодников Божиих — месточтимых святых и канонизированных на Всецерковном уровне — преподобных Зосимы, Германа, Алексия, Игнатия и Макария. Кстати, Свято-Смоленско-Зосимову пустынь издавна называют Северной Оптиной по тем дарам благодати, которыми обладали ее прежние насельники. Наиболее известен основатель монастыря — преподобный Зосима. Поселился он в здешних местах в конце XVII века, пришел сюда из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, обладал даром прозорливости и чудотворения. За советами и наставлениями шли к старцу не только простолюдины, но и царственные особы. Любила навещать преподобного императрица Елизавета Петровна. Его преемниками стали Герман и Алексий. Сегодня мощи этих трех святых покоятся в раках в главном храме обители — Церкви во имя Иконы Божией Матери Смоленской. Постепенно монастырь обретает свой прежний величественный облик, который имел до закрытия в 1923 году. В завершающей стадии находятся работы по восстановлению надвратной церкви "Всех святых", в основном восстановлен трапезный храм в честь преподобного Сергия. Почти все восстановительные мероприятия проводятся силами военно- служащих.
Не так давно я был свидетелем, как молодые воины в Арсаках принимали присягу на верность Отечеству. После официальной церемонии перед строем с напутственным словом выступили: командир части, начальники подразделений и православные иереи из монастыря. Затем был отслужен молебен о даровании воинам Благодати. После все желающие в состоянии воодушевления и умиления приложились к Честному Кресту Господню. Воинский ритуал получил новое "вертикальное" измерение, наполнился особым значением.
Года три тому назад в этой части был освящен воинский храм в честь благоверного князя Даниила Московского. По ходатайству командования инженерных войск этот святой признан их покровителем. Святейший Патриарх по этому случаю издал даже соответствующий указ. Храм этот — всего лишь зал на втором этаже казармы. Но поражают роскошь его убранства, искусный резной иконостас. Всё в этом храме сделано руками солдат-срочников. После освящения полкового храма случилось чудо: замироточила икона Владимирской Божией Матери. Произошло это в день принятия очередной присяги. Чудо обнаружил и обнародовал один из новобранцев…
История этой мироточивой иконы удивительна и необычна. Ее писал бывший наркоман, которого некогда призвали в эту часть на срочную службу, а затем "забраковали" и комиссовали по состоянию здоровья. Когда этот человек получил предписание и гражданский статус, поехал не в ближайшее село за очередной дозой, но отправился в духовную цитадель Европейской России — достославную Троице-Сергиеву Лавру. Излечившись от страшного недуга и выучившись на иконописца, он пожертвовал одну из написанных им икон в первый свой храм — церковь Даниила в Арсаках.
Часть при монастыре не является образцово-показательной. Но выражение лиц солдат и офицеров, их разговоры, да и самые элементарные бытовые мелочи свидетельствуют об особой крепости подразделения. На мой вопрос о влиянии монастыря на повседневную жизнь части, солдаты в простоте душевной заявили, что влияние особенно чувствуется во время похода в столовую. Очень солдатам нравится здешняя кухня, что, увы, нехарактерно для действующей армии.
Регулярно в воинском храме служатся молебны, воины исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Настоятелем храма и духовником части является иеромонах отец Варнава. В основном его усилиями и создан здешний благоприятный, если так можно выразиться, климат. С большой уверенностью можно сказать, что батюшка заменил пресловутого психолога, а многим отца и мать. Отец Варнава не отстранен от проблем и "болезней" своей паствы. Он каждый день на территории, среди армейской круговерти. Разговаривает, учит, помогает советом и не только…
Мне с ним поговорить оказалось не очень-то просто. Постоянно Варнава кому-то нужен. Каждый миг его разыскивают. Вот он остановился побеседовать с веселым сержантом, а его уж дергают двое новобранцев:
— Батюшка, разрешите обратиться…
Тут же его вызванивают взволнованные родители, чей сын по какой-то причине не вернулся в часть. И так проходит почти всё его время между богослужениями. В части служат ребята со всех концов нашей Родины, есть татары-мусульмане. Однако большинство здесь — славяне, жители Москвы и Подмосковья.
Многому тут не перестаешь удивляться, но главная здешняя достопримечательность, можно сказать, гордость и достоинство — православный воинский хор, попечителем коего является все тот же незаменимый отец Варнава. Профессионализм хора настолько высок, что восхищает многих профессионалов-музыкантов. Воинский хор Зосимовой пустыни — лауреат Международного конкурса молодежных православных хоров, награжден также Золотой медалью святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Удивительно и то, что хор полностью состоит из солдат срочной службы, то есть два раза в год идет обновление и смена его участников. Выпущено несколько дисков с духовными песнопениями и военными песнями.
Несомненно, душой хора является иеромонах Варнава — человек горячей веры, полный творческой энергии и любви. Всё, что он успевает за день сделать, — не доступно уму! Со своими больными ногами — стремительней любого сержанта. Такое возможно только с помощью Божией! О себе он, как и подобает монаху, говорит очень немного. Известно только, что он был келейником знаменитого старца Троице-Сергиевой Лавры отца Моисея Боголюбова. И хотя "ученик не выше учителя своего", ему есть на кого равняться. Сегодня, не умаляя достоинства офицеров части, Варнаву с полным правом можно назвать главным помощником командира части по воспитательной и творческой работе с воинским контингентом. Для монаха, конечно, несколько странная должность, но, несомненно, в этом есть дар, талант и призвание батюшки.
В начале ХХ века одному из монахов было видение преподобного Зосимы, который как бы возвышался над главными вратами, ведущими в обитель, и благословлял всех входящих большим крестом. Видимо, не без этого благословения преподобного и возникло то благодатное начинание военных и монахов, выгодно отличающее сегодня данную воинскую часть.
В обители твердо верят в молитвенное заступничество святых угодников, и в то, что сотрудничество Армии и Церкви принесет свои добрые плоды не только здесь, но и во всей стране.
P.S. Желающим наладить связь с монастырем, оказать помощь или совершить паломничество сообщаем его адрес: 601604, Владимирская обл., Александровский р-н, п/о Плеханы. Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь.
1.0x