НОМЕР 1 (737) ОТ 2 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Загатин
GOBLIN ПРОТИВ ПОЛУПРАВДЫ
Иногда очень, очень хочется, чтобы не только природа отдохнула на детях гения, но и чтобы этих детей ненавязчиво оградили от малейших потуг на творчество. И чтобы занимался этим какой-нибудь специальный комитет, с названием понезаметней и с полномочиями пошире.
Примерно такие мысли вызвал у меня в своё время просмотр блокбастера "9-я рота" авторства незабвенного нашего Фёдора Сергеевича Бондарчука. Вот ведь, действительно психологическая проблема, отцы и дети: снимал товарищ клипы, вёл гламурное шоу "Ты — супермодель", вращался в определённых кругах, в тонкой прослойке элитарных потребителей и производителей искусства не для всех... Чего ещё не хватало человеку?
Вот, судя по всему, того и не хватало — признания. Сам я, сам я по себе — творец, не в тени отца... Ну да. Да вот только 10 миллионов долларов бюджета кому попало не дадут. И тут прямая принадлежность, сопричастность к личности гения, конечно, резко повышает шансы сесть в кресло главного режиссёра, да и с рекламной точки зрения — полное комильфо.
Но всё равно — сам я, сам...
Да согласен я, согласен: Бондарчук-младший — крепкий режисёр. И "9-я рота" — профессионально сделанный фильм. Профессионально. Правда, вторичный по отношению к, скажем так, правдорубным картинам про Вьетнамскую Катастрофу — таким, как "Цельнометаллическая оболочка" или "Взвод". Но это уже придирки — в самом Голливуде теперь про Вьетнам снимают такие же вторичные картины — например, пафосную ленту "Мы были солдатами".
Вы спросите — а причём тут Вьетнам? Как причём? А при чём тут Афганистан?
Да при том, что, к примеру, самолёты с отпускниками и демобилизованными бойцами сбивали. Только было это не над Баграмом, а над Кхе-Саном, на двадцать лет раньше.
И прочие кальки с американских проблемных лент, будучи наложенными на якобы события афганской войны вызывают у людей сведущих лишь косую ухмылку. Снято по реальным событиям? Ну-ну...
Чем, собственно, отличается гений от крепко сбитого ремесленника? Соразмерностью и созвучностью эпохе. При этом гений творит для будущего — и истинное творение Мастера со временем не тускнеет. Ремесленник же творит на потребу публики. А публика у нас пошла такая, что откровенную антигосударственную развесистую клюкву принимает за "исполненное высокого патриотического пафоса произведение".
Ну да ладно. Всё так бы и осталось — противники фильма написали кучу статей против, сторонники возражают "что это круто, как в Голливуде" и "пипл голосует рублём", "пипл" 90-х годов рождения воздыхает в кинотеатрах и пишет в отзывах, что "такая армия не нужна никому, и нафиг нужно такое государство". И в целом он прав, неизвестный зритель — такая армия, которую показал Бондарчук, не нужна никому. Только такой армии, деморализованной, дезорганизованной и малоуправляемой, в Афганистане не было, а была там Советская Армия.
И всё бы было чудненько, если бы в дело не вмешался бы другой фактор — фактор подвижничества. Одним из самых жёстких критиков фильма оказался человек, которого из российской кинокультуры не вытереть никаким ластиком. Ибо за ним стоит не "непомерный кинематографический вес его семьи", а реальные народная любовь и уважение, помноженные на тотальную популярность и узнаваемость.
Итак, выдержки из статьи кинопереводчика Дмитрия Пучкова, бывшего оперуполномоченного, известного всей стране под псевдонимом "Гоблин", опубликованной в его блоге "Тупичок Гоблина" 28 сентября 2005 года:
"Естественно, режиссёр Бондарчук исторических книжек не читал. Это режиссёру ни к чему, он окружающую действительность осознаёт творчески. Для него афганская война – никчёмная и бессмысленная. Вот англичанам, повторюсь, не всё равно – чей Афганистан. А режиссёру Бондарчуку – наплевать, что творится у границ его страны. Что, конечно, неудивительно для отечественного интеллектуала и творца.
Прибыв в Баграм, молодые бойцы видят, как сбивают наш самолет с летящими домой дембелями. Далее — по нарастающей, и под конец их самих, как овец на бойню, отправляют неведомо куда и неведомо зачем, чтобы там "забыть" и принести их, никчёмных, в жертву озверевшим афганцам.
Само собой, в конце фильма практически вся девятая рота гибнет – никому не нужная, забытая тупорылым командованием, так и не дождавшись подкрепления.
Концовка и вовсе феерическая – глубокомысленный пассаж о том, что "страны, за которую мы воевали, уже через два года не стало". Тут уже даже полному идиоту становится ясно, что воевать за несуществующую страну глупо. Непонятно только, к чему фраза "мы победили".
На протяжении всей рекламной кампании утверждалось, что фильм крайне достоверен, тщательно проконсультирован ветеранами девятой роты и вообще целиком и полностью основан на реальных событиях. Посыл про "реальные события" настолько мощный, что ни один журналист и практически никто из зрителей не усомнился, что так оно на самом деле и было — как в кино показано. В каждом обзоре содержатся рассуждения о "дикой бессмысленной войне", "безнравственной власти, которая престарелой рукой отправляла мальчишек на гибель" и так далее.
Вот теперь мы имеем сериал "Штрафбат" и фильм "9-я рота", сделанные людьми, которые искренне уверены в том, что "снимают правду". Но ещё страшнее то, что в стране выросло целое поколение идиотов, которые свято верят в то, что мы везде и всюду проиграли. Что воины, сражающиеся за свою страну, — все как один контуженные психи. Что "всё было зря", потому что "их страна через два года перестала существовать"...
...Бой продолжался до четырех утра. Всё это время осуществлялась мощная поддержка артиллерии, огнём которой управлял на позиции корректировщик. В критический момент, когда боеприпасы были на исходе, на помощь подоспел разведвзвод, с ходу вступивший в бой и окончательно решивший его исход в пользу советских десантников. Результат — сотни, подчёркиваю красным — сотни душманских трупов.
На момент подхода подкрепления в строю оставалось пятеро, остальные получили ранения различной степени тяжести. Из тридцати девяти человек погибло шестеро. Рекомендую задуматься, кто умеет воевать...
...Дорогие дети! Родина, страна — это не правительство, и не политический строй. Вашей Родине — почти тысяча лет. И за эту тысячу лет ваши предки прописали по первое число всем, кто на них рыпнулся. И оставили вам в наследство одну шестую часть суши. Ваша задача — не просрать то, что вам оставили. Защищают Родину — обыкновенные солдаты, а не ушибленные на голову журналисты, режиссёры и прочие "борцы за свободу".
Но самое интересное случилось потом. Бессмысленно было бы приводить цитаты на статью более чем двухлетней давности, если бы не последовало продолжение.
И оно последовало. Не государство, не Министерство Обороны, не официальные СМИ, — Дмитрий "Гоблин" Пучков персонально вступился за честь 9-й роты и нашей армии, на свои деньги снимая документальный фильм "Правда о девятой роте" и участвуя в создании одноименной компьютерной игры.
Широкой публике стало известно об этом в начале декабря сего года с открытием сайта
"Правда о девятой роте" представляет интерактивную реконструкцию исторического сражения, разгоревшегося в ночь с 7 на 8 января 1988 года в южном Афганистане на высоте 3234 между бойцами легендарной девятой роты 345-го отдельного парашютно-десантного полка и превосходящими силами армии моджахедов. Реальные обстоятельства той битвы стали известны в ходе специального расследования, проведенного Дмитрием Пучковым, более известным широкой аудитории как ст. о/у Goblin. Уникальная информация и материалы, полученные в результате поисков, составили документальный фильм и стали основой для создания неординарного шутера от первого лица.
В разделе "Операция "Магистраль" сайта рассказывается, почему советским войскам было столь важно получить контроль над дорогой между небольшими афганскими городами Гардез и Хост.
Ключевые моменты "Боя у высоты 3234", воссозданные в игре, представлены с помощью дополнительной системы навигации, дающей наглядное представление о хронологии битвы. Прочитать о каждом из этапов можно в приведенных свидетельствах участников тех драматичных событий".
Пока что это единственный и уникальный в своём роде проект — тем более уникальный, что создан не просто подвижниками, а человеком, который способен обеспечить рекламу, трансляцию, и распространение фильма и игры по всей территории нашей Родины в соответствующей целевой аудитории. Думаю, это будет хорошая инъекция от беспамятства.
1.0x