Авторский блог Владислав Смоленцев 03:00 1 января 2008

СЛОВО И ДЕЛО

НОМЕР 1 (737) ОТ 2 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Владислав Смоленцев
СЛОВО И ДЕЛО

Слушать выступления кандидата в президенты от власти Дмитрия Медведева — одно удовольствие. Умеет он говорить ёмко, делово, внушительно. Слушаешь и веришь в то, что всё у нас действительно развивается, растёт, укрепляется и набирается сил.
Только вот вечером, перед тем как сесть к телевизору, по дороге домой пришлось заплатить гаишнику пятьсот рублей за то, что в темноте не разглядел повешенный ночью знак, ограничивающий скорость. А вчера за визит к врачу пришлось отдать эскулапу ещё пятьсот рублей, чтобы всё же выписал направление на дальнейшее обследование, а не ограничился привычным рецептом на аспирин.
Сосед вот перед Новым годом долг не отдаёт. Его можно понять — ему пришлось расплачиваться с чиновниками из районной управой и СЭС за открываемый магазинчик. Больше тысячи долларов слупили за пару подписей…
Поэтому Медведеву я, конечно, готов поверить, но сначала желательно было бы услышать из уст преемника рецепт того, как он собирается победить самую опасную болезнь, поразившую сегодняшнюю Россию — коррупцию.
О масштабах её сегодня можно уже смело говорить как о национальном бедствии. В недавнем докладе о состоянии коррупции в России были приведены более чем шокирующие данные: "Масштабы деловой коррупции велики. На сегодняшний день 81% российских бизнесменов хотя бы один раз в год дают взятку",— заявил глава фонда "Индем" Георгий Сатаров. По его словам, с 2001 года объем рынка "деловой коррупции" вырос почти в 10 раз— с $33,5 млрд до $316 млрд. Несмотря на то, что число взяток, приходящихся на одного бизнесмена, за этот период немного снизилось, размер средней взятки увеличился в 13 раз— с $10,2 тыс. до $135,8 тыс.
Исследование, касающееся "пограничных поборов", провела Всемирная организация автомобильного транспорта.
По словам главного эксперта постоянного представительства организации в СНГ Дмитрия Ларионова, в стоимость оказываемых услуг по передвижению на территории СНГ перевозчики изначально закладывают $2 тыс. на взятки.
"Очень затратным для участников ВЭД остается принудительное сопровождение грузов, стоимость которых превышает $50 тыс. Таможенники зачастую навязывают им в качестве сопровождающих коммерческие структуры. Наиболее известная из них — околотаможенная организация Союз ветеранов таможенной службы",— говорит Дмитрий Ларионов. За услуги таких структур перевозчики платят в 5-10 раз больше, чем обычно.
Объем рынка коррупции (сумма, выплачиваемая за год гражданами в виде взяток) особенно не изменился, увеличившись с 2,8 миллиардов долларов до трех. Во-первых, из-за роста риска коррупции, во-вторых, из-за уменьшения готовности граждан платить взятки.
По данным упомянутого выше исследования ИДЕМ, число взяток в год, приходящихся на одного взяткодателя, уменьшается, но средний размер взяток значительно вырос. А рост размера взяток в бытовой коррупции полностью компенсируется ростом потребительских цен в стране.
Причины роста объема рынков бытовой коррупции различны по своей природе: коррупция в высшем образовании отличается резким ростом интенсивности недорогих "услуг" — оплачиваемых зачетов или экзаменов. В других сферах услуг, наоборот, растет размер средней взятки. В случае призыва на военную службу такой рост многократно перевешивает влияние риска коррупции.
Граждане готовы отказаться давать взятки везде, где есть альтернативные способы решения проблем. Исключение бывает там, где отказ от взятки равносилен, скажем, угрозе для жизни ребенка.
В целом исследователи выделяют две противоположные стратегии поведения: власть наращивает коррупционное давление на граждан, а граждане бегут от коррупции. Если раньше можно было спекулировать на том, что в коррупции виноваты как берущие, так и дающие, то теперь этот тезис просто противоречит фактам.
Показатели рынка деловой коррупции резко выросли. Более чем в 13 раз вырос размер средней взятки; почти в 11 раз вырос среднегодовой взнос. Почти в девять с половиной раз вырос объем коррупционного рынка. Однако одновременно с параметрами коррупции росли экономика, бюджет, цены.
13 мая прошлого года в Сочи президент России Путин на встрече с руководством ВГТРК признал, что уровень коррупции в России недопустимо высок, а эффективность борьбы с ней — низкая.
Ему вторит глава МВД РФ Рашид Нургалиев, который вообще считает коррупцию угрозой национальной безопасности России: "Сегодня масштабы и степень влияния коррупции на различные стороны жизнедеятельности государства и общества не только угрожают внутренней безопасности страны, но и наносят существенный ущерб авторитету России", — заявил Нургалиев в на расширенном заседании коллегии МВД.
Сегодня в России коррупцию даже пытаются разделить на "опасную" и "не опасную". Так "эксперты" из Общественной палаты выделили несколько типов "неопасной" коррупции. Один из них — бытовая, распространенная среди врачей, учителей и военных, которая "не оказывает существенного влияния на экономику страны, но серьезно деморализует простых граждан". Назвали они и "опасный" вид коррупции — коррупцию в органах власти, поскольку, считают в палате, "ее системное распространение привело к тому, что государственная и региональная политика зачастую прямо диктуется частными интересами лиц, находящихся во власти". Таковой же считают и взяточничество в области кадровой политики, которое привело "к системному кризису управления", а заодно и политическую коррупция, которая парализует партийное строительство и создание полноценных политических институтов в стране.
Итак, опасность обозначена более чем чётко и во всех ракурсах. Но без ответа на вопрос, как же, собственно, Медведев собирается сокрушить коррупцию все его планы развития России, так и останутся ничем не оправданными благими намерениями. Все "бюджеты развития" будут растащены и "распилены" задолго до того, как окажутся в руках тех, развить кого они предназначались.
Ждём мы ответа от Медведева и на вопрос, с кем же он собирается выходить на бой с гидрой коррупции? Прокуратура, милиция, ФСБ сами крайне нуждаются в серьёзной чистке, являясь, по сути главными "крышевателями" коррупции в сегодняшней России. Каким образом новый президент будет добиваться очищения рядов правоохранительных органов от коррупционеров и будет ли он это делать вообще?
1.0x