Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 25 декабря 2007

КАК ТИГР ПЕРЕД ПРЫЖКОМ

НОМЕР 52 (736) ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Денис Тукмаков
КАК ТИГР ПЕРЕД ПРЫЖКОМ
Рассказ
ВРУБИТЕ КИПЯТИЛЬНИК, в пачке ещё чай должен быть и, знаете что… на правый бок меня переверните — а я взамен расскажу о той странной встрече… перед аварией. Пока боль сносная и обход не начался, идет? У меня теперь слишком много свободного времени, и я смог вспомнить почти все, что тогда произошло. И сядьте, наконец, — да хоть прямо на койку! — а то стоят как чужие…
Это же была пятница, вечер, около шести. И это была Ленинградка — всё понятно, да? Черт меня дернул утром ехать дальше в центр на машине: обычно я бросаю ее у МКАДа, на "Речном Вокзале". И вот теперь, вечером, я пёрся в той чудовищной пробке, успев за час дотянуть от работы лишь до "Динамо". Там, в начале проспекта, я и встал.
Темень, снег идет, на "дворники" налипает — вечная московская слякоть такая. Ноль градусов — я подумал еще, что даже мороз застрял к нам по дороге. Ни один из четырех или сколько их там на Ленинградке рядов не двигался — то есть влипли мы капитально. В час по чайной ложке. По радио одна реклама — вырубил даже. В общем, уже тогда я весь измаялся, на иголках был, только что на соседей не бросался.
Злой был до ужаса. Да там все такие стояли. Один мужик из правой "Вольво" даже в один момент выскочил, подбежал к впереди идущему "Матизу", который даже в пробке умудрялся тормозить и оттого его все обгоняли с соседних полос — короче, подбежал, дверь открыл и давай внутрь орать: а там девка сидела какая-то, салон весь в игрушках плюшевых. Толку-то? Ори не ори — быстрее не поедешь. Кругом сигналят, гудят, в форточки друг на друга матерятся — все задолбались от пробки этой.
Тут вдруг я увидел того мужика — ну да, о котором я вам говорил. Стоит на остановке голосует. Где-то между "Динамо" и "Аэропортом" это было. Я еще думаю: вот чудо, да иди ты лучше пешком до метро — всё быстрее получится. Не знаю, может, он под снегом идти не хотел или замерз просто… Я тогда в крайнем правом плелся. Я и не притормаживал специально — просто встал точно перед ним, чуть в "Шаху" не въехав. А он дверь пассажирскую открывает и мне: "До Химок за сто пятьдесят?"
…Чай не сладкий, бросьте еще ложечку, пожалуйста, ладно?
Ну так вот. Я решил — ну хоть какое-то развлечение, да и на пиво вечером хватит. На пиво, да уж…
Влез он — мокрый, всё с него капает, я даже раскаялся, что разрешил ему сесть. Что за мужик? Да бог его знает. Лет под пятьдесят, русский на вид, непримечательный. С пузом, плотный такой. Упитанный. Лицо волевое, выбрит гладко. Но не сказать, чтоб лощеный. В плащике легком, промокаемом: действительно окоченел, видать. Да я особо на него не глядел: невежливо как-то.
Единственное, что могу про него сказать — это помимо его речей странных — что в паузах, когда мы молчали, мне с ним не было дискомфортно. Знаете, как обычно бывает? Молчат двое незнакомых, и неуютно как-то. А тут не было такого. Будто свой.
И ВОТ МЫ ПОЛЗЕМ уже минут двадцать, до "Аэропорта" не доехали еще, и всё молчим. Я печку врубил, мужик успел наполовину высохнуть, он весь как-то размяк, развалился, словно на печке: видно было, что ему уютно.
Тут вдруг "Лексус" какой-то с левого ряда внаглую передо мной влезает, и я ору: "Твою мать! Что ж все с ума посходили-то! Чума бы, что ли, всех вас побрала, чтоб город пустой был!"
А мужик и говорит, с иронией так, мурлыча:
— А по мне, толпа людей в час-пик хоть в метро, хоть, вот, в машинах на проспекте — это прекрасно. Гораздо лучше, чем пустота, как после нейтронной бомбы.
Я даже язык проглотил, а он продолжает:
— Вы, замечу, в метро не бываете: я по машине вашей сужу. А я езжу постоянно. И вообразите себе: стою я в очереди на эскалатор в час-пик где-то на кольцевой. Народищу! Вспрыгнул на ступеньку, еду вверх, оглядываюсь: море людское. И я представил вдруг: то же самое место, тот же час-пик — и никого вокруг. Ни единой живой души. Вымерла Москва, не осталось больше никого из людей. И мне страшно стало! Вы представьте только. И еще страшнее от мысли, что ведь, не дай-то Боже, такое может случиться через сколько-то лет. Вымрем все. И тогда я обрадовался, что так много моих соотечественников вокруг. Стоят рядом, давят локтями.
Я помолчал. Потом ответил ворчливо:
— Что же вы сейчас на метро не едите, не радуетесь?
— Пробку автомобильную захотел увидеть, — отвечает. — Прочувствовать.
Ну-ну, прочувствуй, думаю. И тут он мне прогнал такое… как же он сказал? Что-то вроде:
— Видите ли, пробка — это естественная потребность человека. По большому счету, всё человечество, плодясь и размножаясь, стремится к одной большой пробке на планете. Это и есть прогресс, это гуманитарный подход и инстинкт выживания. А вот обратное стремление обуздать рост населения, всевозможное мальтузианство, "римские клубы", людоедские теории "устойчивого развития", с их абортами и контрацепцией, с трюизмами вроде "меньше народу — больше кислороду", с нейтронными бомбами и чумою — это-то как раз попахивает дьявольщинкой, не находите?
Я не нашелся, что ответить, честно говоря. Потом все-таки брякнул:
— По вашей логике, всё что Мать-Природа ни делает — всё к лучшему. Тогда уж и на чуму соглашайтесь.
Неожиданно сзади слева донеслись звуки мигалки. "Скорая" пыталась продраться по крайнему ряду, тачки нехотя уступали ей путь, и когда она проезжала мимо, некоторые особо прыткие тут же норовили пристроиться за ней, словно в кильватер ледокола.
— Вот вам, пожалуйста, — я вальяжно так кивнул на "Скорую", ощутив всю несерьезность мужиковской аргументации. — Пробки это прекрасно, считаете? Скажите это тем, кто сейчас умирает, дожидаясь, когда же эта чертова колымага до них доберется.
Ответил ему, а сам думаю: не дай бог так вот внутри "Скорой" в час-пик пробираться. Как в воду глядел… Мужик даже не взглянул в сторону "мигалки". Поправил плащ и высокомерно, как мне показалось, произнес:
— А вам не приходило в голову, молодой человек, что эта "Скорая", вообще-то, едет слишком поздно, когда уже петух клюнул?
— Минутку…
— Вся современная цивилизация выстроена по очень неудачному принципу "успеть в последний момент", — мужика было не прервать. — Если женщина беременна, то везти ее в роддом уже когда, не знаю, воды отошли. Если горит здание — мчаться через весь город тушить. Хлеб свежий доставлять в последний момент. Встречи назначать так, что все равно опоздаешь. В случае же другого отношения к жизни — неспешного, "пробочного" — роженицу будут отвозить в роддом заранее, за неделю. И наблюдать за ней на дому будут, соответственно, гораздо тщательнее — чтобы не проморгать момент. И хлеб в каждом доме печь будут, как в Германии какой. И за окурками непотушенными следить станут пристальнее.
Мысль эта показалась мне выморочной… Чашку заберите, пожалуйста. И давайте теперь как-нибудь на левый бок меня повернем — аккуратней с ногами только… А вы стулья переставьте…
— Другой цивилизации у меня для вас нету, — я начинал на него злиться. — И если уж говорить о ее принципах, то один из важнейших — это прогресс коммуникаций… Твою мать, да проезжай ты!.. Можно, конечно, воспевать атомарность общества, когда все живут отдельно друг от друга, будто на хуторах: хлеб сами себе пекут и роды сами принимают. Но это-то как раз противоречит даже вашей собственной философии. Как бы вы радовались толпе соотечественников в метро, если бы каждый из них забился в свой улей и нос не высовывал?.. Ах, твою богу душу, куда ж ты прешь-то, осёл!
ВОТ ПРИМЕРНО В ТАКОМ ДУХЕ я ему и отвечал, и ругался одновременно. Мужик потянулся, хрустнул косточками пальцев. Видно было, что я нисколько не напрягаю его и что сейчас он мне вмажет.
— Я не о том толкую, — проворковал он. — Я о том, что спешка не нужна. Бежать, опаздывать, торопиться — куда, зачем? К смерти торопиться, что ли?
— Стремление к скорости, к быстрой езде, к быстром перемещениям заложена в человеке. Быстро ехать — это здорово, это великолепно, это экономия времени ради более важных дел, наконец! — выпалил я.
— Ну да, мчаться, как угорелый на работу, экономя время, на такси, чтобы, наконец, предаться главному делу жизни. Службе в пыльной конторе. И через десять минут ты уже зеваешь, не понимая, какого черта ты сюда несся, как угорелый. Куда вообще можно спешить в этом лучшем из миров?
Короче, Торо и Кастанеда в одном флаконе. По-крайней мере, с тобой интересно, подумал я. Не зря я тебя подсадил. А мужик продолжал, довольный собой:
— Отчего, скажите на милость, вы, выезжая из пункта "А" в пункт "Б", всякий раз делали бы сто семьдесят, если бы не пробки да менты? Почему вы норовите проскочить это пространство, словно тут радиация разлита? Да потому, что в дороге вы ощущаете себя выключенным из жизни. Для вас дорога — как сон без сновидения: скучно, однообразно, неинтересно. Не жизнь вовсе.
Тут он полез во внутренний карман, вытянул понтовую такую фляжку в коже, отвернул крышечку и знатно отхлебнул. Мне достался лишь запах коньяка. Я машинально сглотнул, а он явно чувствовал себя в ударе:
— Что нас больше всего напрягает в пробке? Низкая скорость? Вовсе нет. Ненависть к пробке заключается в ощущении все той же "выключенности из жизни". Когда невозможно ничего больше делать, кроме как пялиться на дорогу и злиться на таких же бедолаг, как ты. Жизни не видно.
Мы проехали, наконец, "Аэропорт" и оказались в зоне строительства этого то ли тоннеля, то ли четвертого транспортного — это еще обещают сдать в 2009-м. Словом, дорога сузилась до полутора полос, ограниченных отбойниками. Обгонять тут больше никто никого не мог, и мы, как ни странно, поехали быстрее. Вот не буду спрашивать, как тебя зовут, решил я про мужика.
— Но если так, то решение пробки на редкость простое, — видно было, что коньяк помог мужику набрать нужную высоту полета мысли. — Тривиальная автоматика. Сделать так, чтобы тачка сама держала дистанцию. В Японии это введут на дорогах лет через десять, полагаю. Машины превратятся в вагоны одного гигантского поезда, только без сцепок, и водители смогут, наконец, заниматься в своем авто чем душе угодно. Жить в пробке. Не считать это тратой времени.
— Ну да, а у нас это введут лет через двести, — мои глаза уже слезились, засоренные пробкой, я уже сам весь был какой-то тормознутый, и слова медленно сходили у меня с языка. — А до тех пор максимум, чего можно получить от пробки — это разговор с таким умным собеседником, как вы.
Мужик пропустил это мимо ушей: он во все глаза пялился на типичную сцену московского автопотока: очередной "Жигуленок" стоял, чуть ли не вжавшись в отбойник, жалобно мигал аварийкой и безбожно кипел, несмотря на как бы зиму вокруг. Затем мужик всем телом повернулся ко мне и жарко задышал:
— Двести лет? Сказать по правде, я совершенно не могу понять, отчего, например, вы отказываетесь воспринимать свое нынешнее нахождение за рулем как полноценную жизнь. Просто живите, и всё! Дышите, думайте, мечтайте. Разговаривайте, в конце концов. Разве пробка этому помеха? Дух дышит где хочет. Вот вы извелись весь, мечтаете поскорее добраться домой. А что дома? Что кардинально изменится-то? Вы и дома будете изнывать, не зная, чем бы себя занять, куда уткнуться. Усядетесь у телевизора пиво пить…
Его морализаторство стало мне неприятным:
— Да послушайте, вы! Почём вам знать?.. Да даже если и пиво за ящиком… Сказать вам, чем изнывание в пробке отличается от изнывания по жизни? Простой вещью. По жизни я хочу изнывать — и изнываю. Никто меня не неволит. А маяться в пробке я вынужден! Вы-нуж-ден. По тысяче причин. И вот я еду тут как идиот и что-то не нахожу в себе желания радоваться. Вместо этого мне хочется ором орать, проклиная эту сраную власть, которая десять лет две полосы дополнительные строит, а сама живет там, где на автострадах верхний предел разрешенной скорости давно отменен!
Впереди нам снова мигала аварийка. Серебристая "Альмера" стояла, развернувшись бочиной к нам, и на бочине той живого места не было. Передняя дверь открыта неестественно, вся искорежена. Водитель — зеленый пацан — тупо бегал вокруг, звонил по мобиле. "Ниссан" уже остывал, и снег на нем не таял, покрывал белым…
СКОРО ОБХОД, вам придется минут на десять выйти, о'кей? Что же дальше-то? Ах, да… — Люди — странные существа, — процедил мужик. Качнул фляжкой, словно пьет тост за того пацана. Сделал глоточек. — Часто они сами лезут туда, где потом скулят от безнадеги. Вот вы, — он снова как-то резко обернулся ко мне. — Знали же ведь, что пятница, вечер… И все равно поехали, хотя могли бы переждать пробку на работе. Выехали бы не в пять, а в десять, и в те же одиннадцать были бы дома. Час вместо шести. Вам куда ехать, кстати?
Я ответил. Он продолжал:
— Есть, видимо, в пробке что-то, что притягивает. То ли это от одиночества. То ли это новый аналог советской очереди, где люди знакомились, болтали, влюблялись — чувство коллективизма такое. И ведь пробка — это не только очередь, но и демонстрация, и военный парад, и походный строй, и похоронное шествие (тут я чуть не поперхнулся, честно). Затылок в затылок, левой-правой, трубят клаксоны, "улицы стали как будто шире". А может быть, человек через пробку хочет прикоснуться к вещам, о которых и сам-то не очень задумывается, — к идее дороги как главному признаку человеческой цивилизации.
Мы въехали на площадь у "Сокола", трафик тут был совершенно хаотическим, и я с трудом слушал его, стараясь уследить за дорогой.
— Что, скажите, более, чем дорога, свидетельствует о разумности человека, о его инаковости, отличности от природы? Дома, машины, строения? Но всему этому есть аналоги в природе. А вот тонкой, прямой горизонтальной линии, каковой является трасса, аналогов у природы нет. Вертикали есть любые на выбор — деревья возьмите, а вот узких горизонталей нет.
— Упавшие деревья, — съязвил я. Он, казалось, и не заметил:
— Миллионы лет пройдут, человечество давно уйдет отсюда, дома рухнут и будут съедены лесами и пустынями. А хорошие дороги останутся, и по их прямым лучам, вырубленным на теле Земли, пришельцы из космоса догадаются, что тут когда-то была цивилизация.
"И немедленно выпил", как говорится. За пришельцев, видимо. Мы вырвались, наконец, на оперативный простор Ленинградского шоссе после Волоколамки, но еще до "Войковской" опять немилосердно увязли в резине пятничной московской пробки. Мужик, наконец, предложил отпить и мне, и я позволил себе сделать маленький глоточек. Маленький, да-да, перестаньте вы.
— А может быть, — не мог остановиться он. — Страсть человека к пробке объясняется тем, что она содержит в себе самый загадочный феномен современной цивилизации, встречаемый хоть в супермаркете, хоть в телевизоре, хоть в футбольном календаре, — феномен бесконечной вариации на одну и ту же тему. Кто-то недавно хорошо написал про то, что стеллажи в магазине, заставленные сотнями одинаковых товаров, их избыточное многообразие, — всё это подавляет и восхищает одновременно. Или тот же футбол… Вы любите футбол?..
Я кивнул.
— Из недели в неделю, из года в год, по одним и тем же правилам, в десятках чемпионатов и лиг одновременно происходит таинство игры. Люди успевают состариться, дед передает свою болельщицкую "розу" внуку, а бесконечные матчи их любимого клуба все идут. Это напоминает религиозный календарь: вся жизнь подстраивается под эти среды и субботы, когда играет твоя команда. "Нет, дорогая, в субботу я не могу: в субботу в шесть — "Спартак"!.." И ведь постоянно одно и то же, с мелкими вариациями, — а ты всё приходишь на стадион, каждый раз будто заново.
Солдаты-памятники на мосту у "Войковской" глядели неподвижно на меня и в свете фар, казалось, внимательно слушали моего мужика… Мандарины отличные, спасибо. Сладкие и без косточек, супер!..
— Эти повторы… Кажется, Гельман заметил как-то, что повторение — признак инфантилизма. На аттракционах взрослые жаждут всякий раз чего-то новенького, дети же хотят повторения того, что им только что понравилось… Так и пробка: медленное торжественное повторение одного и того же — при малой скорости сущностные различия нивелируются, и машины сливаются: "Ока" становится неотличимой от "Мерседеса"…
— В наших пробках есть одна национальная особенность, — я решил прервать, наконец, эти философствования. — Везде в мире чем твоя машина миниатюрнее, тем легче тебе передвигаться в пробке. В Москве же всё с точностью до наоборот.
ВРАЧИ, КАЖЕТСЯ, в соседней палате уже. Ладно, дорассказать успею. К "Водному Стадиону" стало гораздо свободнее, но я знал: ближе ко МКАДу будет только хуже…
Мужик тряхнул фляжкой, определяя, сколько осталось. На дне булькнуло. Я собрался с мыслями и выдавил из себя:
— Москва превратилась в бычье сердце. Застой крови. Вы аналог дорог искали? Представьте тромб в жилах. Кровь не проходит — рука отмирает. Кровеносные сосуды страны — чем вам не аналогия?
Мужик оставался невозмутим:
— Сердце, да. Сгусток жизни — и полноводные сосуды вокруг. Молодой человек, суть пробки — не в застое, это не автостоянка. Это медленно повторяющееся неуклонное торжественное продвижение к цели. Продалбливание пути коллективом — как метротоннели долбят. Вы, юноша, замечали, что назад в пробке ехать невозможно — в отличие от обычного движения на пустой дороге? Только вперед! А замечали ли вы, что пробка часто возникает из ничего, безо всяких аварий или внешних препятствий на пути? Словно возникает вдруг что-то впереди, чего передние машины не в состоянии преодолеть в одиночку, и им требуется помощь всей мощи сзади идущих машин. Словно надо что-то протолкнуть, пробить какую-то брешь этим тараном.
Я указал ему на улицу за стеклом: вот, мол, живой тебе пример. Мы как раз подъехали к "Речному Вокзалу" и вляпались в пробищу, тянувшуюся через МКАД наверняка до самого конца Химок. И рационального объяснения этой вечной пробки у меня не было, поскольку МКАД влиял мало, Ленинградка тут не сужалась даже у блок-поста ГАИ, а напротив "Гранда" и "Икеи" вдоль шоссе никто не парковался.
В галлюцинозах, возникавших от часовых сидений в этой пробке, у меня выстраивались жуткие теории заговора, связанные с войной Москвы и области, Лужкова и Громова, со специальными "диверсантами" на "Шахах" и трейлерах, на уборочных и ментовских машинах, что назло соседу плелись как черепахи, ломались посреди дороги, устраивали затор, не впускали поток машин на территорию конкурента, к его торговым центрам или станциям метро, намеренно отравляя жизнь всем вокруг.
И я принялся рассказывать. Не нужны ваши эмпиреи, говорю. На землю опуститесь. Вот вам жизнь. Вот он, застой. Ничего не происходит, все стоит. И на дороге, и в стране. Где развитие? Где прорыв? Где новый Сталин? Все только копится, все в Стабфонд бабло собираем, Штаты спонсируем. Где этот ваш коллективизм, где ваш таран? Страна нового Брежнева прославляет. Людям-то эта пробка по душе, говорю, вы правы. Левой-правой, да. Никто не рыпается. Да их еще и прикармливают это позднесоветской мертвечинкой. Тишь да гладь как на кладбище.
Мужику стало жарко. Он совсем уже расстегнул плащ. Лобовое стекло с его стороны запотело:
— У меня, признаюсь, тоже была машина. И когда я ездил по Ленинградке и попадал в пробку, знаете, о чем я всегда думал? Я радовался и говорил: "Вот здорово, пробка! Зато уж после нее всё поедет так поедет!" А вот при сорока километрах в час подобное невозможно, верно? Так и будешь плестись до конца.
Мы въезжали на мост над каналом имени Москвы, он посмотрел на застывший простор воды под нами. Я держался за баранку как за спасательный круг, а он не сбавлял газу:
— Помните из курса физики: энергия потенциальная и кинетическая? Пробка — это ведь как плотина, сдерживающая материю, которую нужно преодолеть. Энергия застоя вдруг прорывается и дает свет и тепло. Высший смысл пробки — в моменте, когда она волшебным образом кончается, и наступает преображение, новое состояние вещества, новый уровень иерархии: машины вдруг начинают мчаться.
Я сам был словно в поту, мы вырвались из щупалец Москвы и с размаху врезались в гущу Химок. Мужик допил, наконец, свой коньяк, спрятал флягу, засмеялся вдруг отчего-то и зашептал скороговоркою, чуть не целуя мне ухо:
— Пробка прекрасна тем именно, что всегда есть место и страсть ее преодолеть. Что это — не какое-то завершенное, мертвое состояние материи. Это вам не "открыточный" бюргерский лужок под солнышком и не немецкая автострада, после которой всегда наступает черед концлагерей. Пробка — это жизнь, замершая накануне рывка. Как тигр перед прыжком. Или кокон бабочки. Или нераспустившийся бутон. Есть куда стремиться и что преодолеть. А преодоление есть спасение… Вон там тормозните, пожалуйста.
Я вырулил к обочине. Впереди слева, за "Ежами", блистали огни моллов. Мужик открыл дверь, стал вылезать в дождь, распаренный, довольный, и воздух с улицы обдал меня прощальным коньячным вкусом. Вдруг он обернулся и прокричал, пересиливая какофонию шоссе:
— Поэтому и вся человеческая цивилизация как одно сплошное стремление к пробке в рамках тесной планеты Земля — это тоже прекрасно! Потому что рано или поздно это потребует революционного преодоления! Качественно нового этапа жизни, циолковщины-федоровщины такой! Ну, с богом!
Он с силой захлопнул дверь. Поскользнулся: видно, начало подмораживать. Я не стал следить, куда он двинулся в ночи.
Отъехал, тут же потеряв его в крошеве полудождя-полуснега.
Проехал "Ежи" и мост через "железку". Пробка кончилась.
Я разогнался.
Но так до Сходни и не доехал.
Вот и врачи, здрасьте… Ладно, мужики, в следующий раз договорим. Спасибо, что навестили.
1.0x