Авторский блог Галина Тюрина 03:00 18 декабря 2007

ХОР. БОЛЬШОЙ И ХОРОШИЙ

НОМЕР 51 (735) ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Галина Тюрина
ХОР. БОЛЬШОЙ И ХОРОШИЙ

Сначала цитата: "Голос — это основной музыкальный инструмент в России, а пение — главный музыкальный жанр. В православной церкви звучит только голос — не орган и не оркестр. В народной музыке тоже главенствует голос, а балалайка или гармонь только поддерживают его. Поэтому музыкальное воспитание в России связано именно с этим инструментом. Он есть у всех. Не надо покупать рояль или скрипку — у тебя все при себе. Учись им владеть".
Это народный артист СССР, профессор Виктор Сергеевич Попов, выдающийся хормейстер, замечательный продолжатель лучших традиций русской хоровой школы и потрясающий организатор современной хоровой жизни. Словом, абсолютный гений, чей профессиональный "абсолютизм" признан во всем мире. Это ему мы обязаны возрождением знаменитого Хора мальчиков, созданием Мужского хора и всех других образцовых коллективов Академии хорового искусства. Да и сама Академия — дело его рук. Но вначале у него был Большой детский хор Гостелерадио СССР, который он создал тридцать восемь лет назад. Почему — был? Он есть! Вот он…
Раскрасневшиеся от холода они сбрасывают на ходу пальтишки и, прыгая через ступеньки, бегут по лестницам. "Девочки, а где родители? — Они отстали!".
Зачем дети бегут вечером в школу, оставляя далеко позади сопровождающих взрослых? Ясно, что не на уроки…
По вечерам стены школы № 1113 в Дегтярном переулке оглашаются необычными для уроков пения звуками. "Tanzen und springen!" — гремит многоголосая радость в эстетике ХVI века на втором этаже, а на четвертом — море разливанное нежности и напевности: "Sa-anta Lu-uchia, Santa-а Luchia…"
А когда (через час) приведет свой малолетний выводок Татьяна Владимировна Анофриева — с погремушками, бубнами, с игрушечными тарелками, и все "этажи" сольются в одном звучании, это и будет знаменитый Большой детский хор под управлением Виктора Попова Российской государственной радиовещательной компании "Голос России", репетирующий новую программу для -— внимание! — своего филармонического абонемента № 68.
Беспрецедентный случай: у детского самодеятельного коллектива — собственный абонемент в Концертном зале имени П.И.Чайковского! Как у взрослых профи. Впрочем, ничего удивительного. Недаром говорят: в России надо жить долго. Добавим: красиво и вдохновенно, тогда, возможно, тебя заметят. Виктора Сергеевича Попова с его многотысячной армией хористов не заметить нельзя: очень звонкие голоса. Покорили весь мир. Мужественно пережили тяжелейшие времена "перестройки". Сохранили все накопленные традиции. И все написанные специально для них песни В. Рубиным, О. Хромушиным, Ю. Тугариновым, Г. Дмитриевым, А. Покидченко и — уникальная золотая коллекция от Александры Пахмутовой. Лучшие песни современных композиторов прозвучат 20 апреля следующего года в отдельном концерте абонемента № 68
Несмотря на незатейливое название "Любимые песни детства", абонементный цикл содержателен, разнообразен и непрост для исполнения. Первый филармонический концерт, состоявшийся 7 октября, это был привет советским мультфильмам и детским фильмам советской эпохи. А куда деваться, другой-то нетленки нет. И ведь действительно нетленка: Шостакович, Дунаевский, Крылатов, Шаинский, Гладков, Птичкин, Чичков, Пожлаков. Все авторы на слуху. Дети в зале мгновенно сливаются с поющими на сцене детьми.
Когда солидные педагоги упрекали Виктора Сергеевича Попова в "репертуарной неразборчивости" (было такое!), он парировал простым житейским доводом: детство начинается с песни. И если не мы, то кто покажет детям, как надо петь, например, "Песенку крокодила Гены"? Когда ее спел взрослый певец — это было ужасно. А когда спел ребенок — песня ожила. И вслед запела вся страна. Сейчас правота Попова очевидна как дважды два. С одной поправкой: детской песни сегодня нет. Уцелевшие мастодонты советской эпохи под нажимом Виктора Сергеевича еще сочиняют, о чем свидетельствует третий концерт абонемента, запланированный на будущую весну. Спешите послушать — иссякнет эта жила, кто будет помогать нам воспитывать детей? Правда, есть в запасе классика. Ее сам Попов разыскивал по всем эпохам, аранжировал для детских голосов и весь имеющийся на сегодняшний день запас классической музыки, доступной детям, озвучил. Более тысячи названий, освоенных за 38 лет существования Большого детского хора. Время от времени он будет доставать эти бриллианты из своей коллекции и показывать нам. Вот такой алмазный вернисаж готовился в декабре — второй концерт абонемента "Детская хоровая классика". Готовился с беспримерной тщательностью. Генеральная репетиция — отдельный спектакль.
— Пойте с наслаждением! Всем телом, а не только ртом и оторванной головой! Вы же — артисты! — взывает Ирина Игоревна Кулешова к своей средней группе.
— Поем с радостной улыбкой! Георгий, не вертись — ты же солист! — требует Татьяна Владимировна Анофриева от своих младших.
— Девочки, сопранчики, посверкайте верхними нотами! — призывает старших Анатолий Львович Кисляков, правая рука Попова, повторяющая учителя в малейших нюансах. Попова на репетиции нет и не будет — у него параллельный концерт с Мужским хором в Третьяковке. Ничего страшного: мощная школа Попова в главного дирижёра Кислякова вбита гвоздями.
Третий час репетируют. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Дворжак, Гершвин — эталонное чувство стиля, безупречное голосоведение, свежесть и чистота детских тембров. Кисляков меняет носовые платки, а дети хоть бы что: поют и поют, без перерыва и усталости. Между кантиленами Шуберта и Сен-Санса — головокружительный "Полет шмеля" Римского-Корсакого, тут же забойные русские романсы без слов и заводной американский спиричуэл, требующий соответствующей пластики. И они ее выдадут по полной. Как будто готовятся не к ответственному выступлению в большом концертном зале, а к виртуальной прогулке по разным странам и эпохам. Завидуешь этому чувству внутренней свободы при строжайшей дисциплинированности.
Неслышно входит известный пианист, народный артист России Юрий Розум. Сейчас он сядет за рояль и своим непревзойденным туше поможет хору подняться на высоту беспредельного рахманиновского мелодизма и той особенной проникновенности, от которой непроизвольно увлажняются глаза.
Вспоминаются спутники великой княгини Ольги, сопровождавшие ее в поездке в Византию: звучание церковного хора им показалось ангельским пением. И это склонило чашу весов Ольгиной экспедиции в пользу православия. Вкупе с красотой иконописи и храмовой небоподобной архитектуры. Вот откуда наша генная память на хоровую музыку. Сравните критерии образованности: у древних греков образованными почитались мореплаватели, а в Древней Руси — умеющие петь хором. Это умение приравнивалось к познанию красоты Вселенной.
Большой детский хор узнал красоту вселенной в прямом смысле, прежде всего географическом. Исколесили всю планету. За тридцать восемь лет концертов было — не описать. Самый оглушительный — в Португалии, это когда хором "станцевали" "Танец с саблями" из балета А. Хачатуряна "Гаянэ" — публика обезумела от взрослой виртуозности в детском исполнении. Самый убойный концерт — в столичном кинотеатре "Баку" на сборе отвязанной молодежи, которая, вмиг побросав сигареты и банки с пивом, пела вместе с хором и аплодировала так, что пришлось повторять каждый номер. Самый прикольный — в Южной Америке, когда известный журналист Сергей Доренко был просто Сережкой. Нет, он не пел — он был переводчиком при хоре и даже ведущим концертов на испанском языке. (Вот откуда у него хорошо поставленный голос — от хормейстеров БДХ). Ну а в числе самых памятных выступлений — юбилейный вечер композитора Томаса Корганова в Большом зале Московской консерватории, где Большой детский хор пел музыку из области высшей математики (так специалисты оценивают хоровые сочинения Т. Корганова). Пел как всегда на "бис".
А ведь хор-то любительский, самодеятельный. Он и создавался для того, чтобы сюда можно было прийти с улицы, запросто, без всякой протекции. И потихонечку-полегонечку оживлять в юных душах генную память, двигаясь от популярных мультфильмовских песенок к Баху и Моцарту, Чайковскому и Рахманинову. В песне Александры Пахмутовой "Хор хороший", посвященной именно этому коллективу, поэт Николай Добронравов так сформулировал главную задачу хора: "Прекрасной душой прикасаться к искусству и жизни самой подпевать".
Чтобы душа была прекрасной, ее надо учить прекрасному. Есть еще один аспект необыкновенной ценности занятий в этом хоре. Он сработает во взрослой жизни: прививка душевного здоровья. Тонкими педагогическими приемами, выработанными за тридцать восемь лет. В сущности, что такое два часа репетиций, помимо решения исполнительских задач и плодотворной формы творческого общения? Мощнейший сеанс психотерапии — как он пригодится впоследствии! И не столь важно, кем быть — важнее, какими быть. Если посчастливится попасть на филармонический концерт БДХ, обратите внимание на ведущую Машу Филиппенко. Она скромно представляется: выпускница хора. А на самом деле Мария Александровна — блестящий преподаватель латыни в одной из престижных московских гимназий, имеет титул "Учитель года" и является заместителем главного редактора в толстом журнале. Созвездие талантов. И вот еще один прорезался: мастерство конферанса. Вот она объявляет фирменный номер хора: Вольфганг Амадей Моцарт, "Репетиция оркестра", солистка Таня Бирюкова. Из верхнего ряда спускается стройная хрупкая девушка. В общем строю она неотличима — все выглядят симпатичными. Но как они преображаются, когда солируют! Прекрасный голос, природный артистизм, врожденное чувство сцены — настоящая звезда. Тане 17 лет, и значит, через год — прощай, хор? А что дальше? Состоится ли она как звезда во взрослой жизни? Мнение Виктора Сергеевича Попова на сей счет озадачивает: "Не это главное. Меня больше радует, что она сможет красиво спеть колыбельную своим будущим детям. Человек начинается с колыбельной…". И в этом ответе — принципиальное отличие этой "фабрики звезд" от всех прочих: звезды Большого детского хора не гаснут…
Спросите, как прошел концерт? С восторгом, детским и взрослым. Все звучало, искрилось, звенело… Еще бы не звучало: концертировали в канун дня рождения самого создателя, который в это время дирижировал другим хором в другом месте. Но его руководящее присутствие ощущалось. И самый лучший для него подарок — большой и хороший Большой детский хор.
1.0x