НОМЕР 49 (733) ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Девятов
СПЕЦИФИКА ПРОЦВЕТАНИЯ
Заметки о XVII съезде Компартии Китая
"Китайская специфика", как правило, не вполне доступна пониманию аналитиков западного склада ума и европейского типа образования. Поэтому историческое значение XVII съезда КПК пока остается для знати и народа России нераскрытым: будь-то официальные донесения политическому руководству РФ со стороны Посольства в Пекине, пространные доклады Института Дальнего Востока Российской Академии Наук или текущая аналитика съезда в средствах массовой информации.
Впрочем, точно такое же "убаюкивающее" впечатление: мол, спите спокойно, дорогие россияне (американцы, европейцы и т.д.), — XVII съезд произвел и на всем Западе в широком смысле этого слова. С другой стороны, на уровне интуиции всё равно осталось чувство чего-то недосказанного (а потому опасного непредсказуемым поворотом событий).
Ведь по-китайски важно не то, что сказано, а то, что НЕ сказано. Согласно парадоксальному поучению Лао Цзы: "Кто знает — молчит. А кто не знает — говорит (спорит, убеждает, доказывает)".
Попыткой очевидца действия, происходившего в Китае с 15 по 23 октября 2007 года, понять сказанное и НЕ сказанное там, собственно, и служит данный текст.
ВЫБОР ЦЕЛИ
Доклад генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао XVII съезду называется: "Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества".
Что же такое "социализм с китайской спецификой", это знамя сплочения партийцев в борьбе; среда, в которой происходит борьба; и рубеж, с которого начинается великий поход 73-миллионной партии и полуторамиллиардного народа Большого Китая к новой победе? И что же такое "среднезажиточное общество" как цель борьбы и образ новой победы в борьбе?
Китайцы пишут иероглифами. Иероглифы фиксируют в сознании не звуки речи, а целые смыслы. И если вспомнить, что восемь иероглифов, которые на русский язык переводятся как "социализм с китайской спецификой" существовали задолго до того, как в Европе появилось само понятие "социализм", то возможно обращение к их исходным смыслам. Благодаря иероглифам, сознание китайцев весьма конкретное. Но при этом способно через иероглифическую символику дотягиваться и до высших смыслов. Так вот, в высших смыслах эти восемь иероглифов трактуются так: "Союз кланов вокруг престола предков с оттенками цвета срединного государства". В самосознании китайцев их "срединное государство" — это безусловный "пуп Земли". А исконные цвета в культуре их срединной страны — это красный, желтый и синий.
Цвета различаются чувством и не требуют никаких умных суждений. Так вот, весь антураж съезда, вся наглядная агитация, весь видовой ряд телевидения был оформлен в оттенках красного и желтого. При этом глаз точно различал, что алый цвет знамени "Парижской Коммуны" и "Коммунистического Интернационала" стал морковным, приблизился к традиционному цвету конфуцианства. А золотисто-желтый цвет "Духа предков" (Желтого Императора, Желтой реки, желтых людей — "лучших из лучших") стал доминировать над красным. Цвет же не есть что-то случайное, но всегда есть признак сущностного. Иными словами, в цвете, съезд продемонстрировал переход идеологии от пролетарского интернационализма к махровому национализму. Да и на словах было признано, что "классовая борьба перестала быть главным противоречием эпохи". Что теперь главное противоречие составляют надежды народа на более хорошую жизнь и отставание возможностей страны удовлетворить материальные и культурные потребности населения. Китаизация марксизма — это продолжение "раскрепощения сознания" людей. Это отход в управлении от установок на "борьбу противоположностей": сшибку классов (города и деревни), противопоставление интересов региональных групп (приморские и внутренние провинции), разводку кланов в руководстве (шанхайцы vs. пекинцы). И внедрение принципа "социальной гармонии", где "человек — основа основ".
Съезд констатировал, что "союз кланов вокруг престола предков" (социализм) в Китае построен. Что в мире уже состоялась действующая модель процветания на основе соединения: а) принципов патриотизма, национального достоинства, справедливости и общественной собственности на ключевые объекты экономики с б) реальной действительностью Китая и в) требованиями эпохи экономической глобализации, свободного движения капитала и мировой конкуренции.
В этом смысле вполне можно утверждать, что XVII съезд КПК стал съездом победителей. Общество стабильно. Руководство сплочено единым пониманием цели. Совокупная мощь страны (экономическая, культурная, военная) достойна уважения и достаточна для выполнения задачи превратить Китая в мирового лидера. То есть, к "году черного дракона" (2012) за счет активного и ускоренного расширения связей во внешнем мире Китаю нужно обеспечить подавляющее преимущество в Азиатско-Тихоокеанском Регионе. К 100-летию партии (2021) — в полном объеме воплотить внутри страны исторический символ благополучия народа ("малое процветание"). А к 100-летию Китайской Народной Республики (2049) — завершить модернизацию страны, воплотить исторический символ величия нации ("великая гармония") и продемонстрировать миру преимущества китайского (срединного) социализма (союза кланов вокруг престола предков) над буржуазным либерализмом окраины (в терминологии Сталина: "безродным космополитизмом" с идолом наживы: "золотым тельцом" индустриального капиталистического Запада).
Высшая же стратегическая цель "союза кланов" состоит в том, чтобы превратить Китай в "страну покоряющей привлекательности". В центр притяжения и поглощения мировой энергии творчества, созидания, денег.
ОБРАЗ ПОБЕДЫ
Образ "новой победы", назначенной на 2020 год, составляет так называемое, в переводе на русский язык, "среднезажиточное общество". В исходных же смыслах два иероглифа с чтением "сяо кан" есть имя одного из трех периодов исторического развития Китая со значением "малое процветание". Три периода — это "хаос воюющих царств" (цвет синий), "малое процветание централизованного государства" (цвет красный), "великая гармония единого центра и периферии" (цвет желтый) и вновь сваливание китайского общества в хаос. На витках "свития—развития" циклической китайской хронологии полное достижение к 2020 году текущего "малого процветания" будет восьмым в письменной истории страны.
Он начался со времени прихода к власти в стране лидера "второго поколения" руководителей Народной республики Дэн Сяопина (1977) после того, как основатель нового государства Мао Цзэдун усмирил хаос силой. Символическая "восьмерка" в номере периода "малого процветания" означает, что это процветание будет самым плодотворным, богатство страны окажется доведено до изобилия, влияние "срединного государства" на внешний мир станет самым сильным, успешность политики достигнет вершины подъема в 2016-2019 годах. Затем китайское общество вступит в период "великой гармонии". Подсказки, каким будет текущий виток развития китайской истории, берутся из соответствующей фазы в прошлом. А именно из седьмого (XVII век) и четвертого (VII век) "малого процветания".
Предыдущее седьмое "малое процветание" было во времена правления императора "Кан-си" ("процветающий и лучезарный", 1662-1723) и характеризовалось расцветом экономики и культуры при значительном расширении пределов державы. В 1683 году находившийся под контролем Запада (тогда голландцев) о.Тайвань был силой возвращен в состав Китая. В 1684-1686 гг. Россия в результате силового давления потеряла Албазинское воеводство на южном берегу Амура и обширные территории к югу от Станового хребта. В Туркестане новая граница (Синьцзян) была отодвинута до озера Балхаш. Политический контроль Срединной империи был распространен на все ближние "окраинные страны".
Теперь же XVII съезд КПК, говоря о возвращении Тайваня в лоно Родины, заявил: "Мы готовы с наибольшей искренностью прилагать максимум усилий в целях мирного объединения берегов, но никому не позволим ни под каким предлогом и в каких бы то ни было формах откалывать Тайвань от Китая". Повторяя фазу цикла, нынешнему "четвертому поколению" руководящей группы "коммунистической династии" во главе с Ху Цзиньтао досталось:
— ещё раз учетверить ВВП страны (первое учетверение: 1979-1999 гг.; второе намечено на период 1999-2019 гг.);
— вернуть Тайвань;
— восстановить историческую справедливость: "мирно освоить" ресурсы Восточной Сибири и Западного Туркестана (ШОС);
— "обеспечить гарантии жизненного пространства нации в стратегических границах" (то есть, за пределами национальной территории);
— по совокупной мощи превзойти любую из лидирующих стран мира, прежде всего, одолев в Азиатско-Тихоокеанском Регионе своего главного противника — США.
По фазе цикла император Кан-си повторяет императора Тай-цзуна ("великий патриарх", 626-649) династии Тан (смысл имени — "величественная). При Тай-цзуне Китай установил полный контроль над Великим шелковым путем до "сиюй" (западной границы с Туркестаном). Тай-цзун почитается в китайской традиции как мудрый и властный правитель, воплотивший в своей деятельности учение "о гармонизации государства ради блага народа". Сделано это было путем переноса принципа природной гармонии (ритма и меры "золотого сечения") на общество и государство. И теперь XVII съезд КПК поставил задачу построения в стране общества "социальной гармонии". Образ победы в докладе съезду сформулирован так: "В 2020 году, когда будут выполнены задачи полного построения "малого процветания", Китай, как древнее цивилизованное государство и огромная социалистическая страна станет державой, которая завершит индустриализацию, нарастит совокупную мощь и по общим масштабам внутреннего рынка станет лидером мира".
"КТО ВРАГ?"
На этот ключевой вопрос реальной политики съездом дан четкий ответ: "враг — это буржуазный либерализм". Буржуазный либерализм окрашен в цвета Буржуазной революции в Нидерландах (1566-1609) и Великой французской революции (1789-1794). Эти цвета: синий, белый и красный. Сочетание синего, белого и красного представлено на государственных флагах Голландии, Франции, Великобритании, США, Китайской республики (на Тайване), Российской федерации и др. В чистом архетипическом виде либерализму присущ глубокий синий цвет — такой, как на полотнище флагов НАТО и Европейского Союза. Каким в Новой России украшают трибуны официальных мероприятий. И если либерализм характеризует модель экономической глобализации, то политика КНР состоит в том, чтобы одолеть либерализм "национальной спецификой".
Военный совет ЦК КПК, сформированный XIV съездом партии в 1992 году, новую идею "социалистического рынка" перевел в доктрину "Три севера, четыре моря". Суть доктрины состоит в следующем. "Срединное государство" китайцев занимает Центр Земли в пространстве четырех океанов (от Северного Ледовитого до Индийского; и от Атлантического до Тихого). По известному китайцам Закону перемен (о котором европейское образование умалчивает), Центр одолевает Север. Поэтому совокупной мощью Китай и должен в свое время одолеть "три севера". "Три севера" — это: Соединенные Штаты, Североатлантический Союз (НАТО) и Север Евразии (Россия за Уралом). Примечательно, что смысл иероглифа "ке" означает и такой способ одоления, как "придушить в объятьях дружбы". Так или иначе, одоление должно происходить мирно, рыночными способами, путем наступления Китая на товарном и денежном фронтах "финансово-экономической войны" глобальной геоэкономики.
Союзником Китая в финансово-экономической войне выступает мировая финансовая олигархия (Фининтерн). На всех рукавах всех трапов пекинского аэропорта имеющий глаза может видеть лозунг: "Ротшильды приветствуют Вас" (в форме логотипа Гонконг-Шанхайской банковской корпорации HSBC). С таким союзником, как говорится "все беды по плечу и все доступны наслаждения". Возвращение в 1997 г. Гонконга в лоно Родины было передачей под китайскую юрисдикцию крупнейшего после Нью-Йорка и Лондона расчетно-кассового центра Фининтерна. Не секрет, что процессы глобализации управляются финансовым капиталом.
Китайская экономическая экспансия в документах съезда в переводе на русский язык называется: "Увеличивать открытость внешнему миру вширь и вглубь". Под этим понимается:
— создание зон свободной торговли (11 зон уже объединяют 28 стран и пропускают через себя четверть китайского экспорта);
— оффшорный аутсорсинг, где оба конца (источники сырья и сбыт продукции) находятся за рубежом, а в Китае труд китайских рабочих переходит в готовые изделия (за пять лет КНР развернет у себя 10 баз для 100 крупных ТНК в составе 1000 предприятий);
— развертывание "зон торгово-экономического сотрудничества в зарубежных странах" (Это транснациональная деятельность китайских корпораций с государственным финансированием выхода их бизнеса за границу. То, что названо переходом "реформ и открытости": от осады внешнего рынка к его ШТУРМУ. До 2009 г. планируется создать 18 таких зон. Уже действуют зоны в Пакистане, Замбии, Нигерии, Алжире. На очереди Центральная Азия);
— экспорт китайских трудовых ресурсов (прежде в страны Азии и Африки); — формирование валютного курса китайского юаня, побивающего USD.
Экономический рост, как содержание теории Дэн Сяопина о "трех шагах" к воплощению мечты китайского народа об обществе достатка и справедливости, теперь будет стимулироваться тремя путями. Экспортом товаров (по сути — овеществленного труда китайцев) на внешний рынок. Всё большим наращиванием внутреннего потребления 1,5 млрд. потребителей. А также путем инвестирования валютных резервов страны за рубеж для создания новых преимуществ китайским транснациональным компаниям в условиях экономической глобализации.
В части идеологии китайцы будут копировать исторический опыт правившего после Кан-си императора Юн-чжена ("гармоничное и справедливое", 1723-1736). Юн-чжен осуществил чистку самосознания китайцев от "вестернизации" (закрыл все церкви и выслал всех миссионеров) и на новых принципах установил порядок и поднял экономику. Этими принципами были: единое, духовное, зажиточное и слаженное четкой иерархией "общество социальной гармонии". Эти же принципы XVII съезд записал в курс партии до 2020 г. В части "исправления имен и наведения порядка в знаках и символах" предусматривается переход устоев сознания китайцев от влияния марксизма, через ограниченную "вестернизацию" — к национальной идентичности "духа великих предков". Чистку сознания китайцев от привнесенных в Китай извне остатков марксизма, чуждых вероучений (от христианства до оккультизма) и догм либерализма можно ожидать уже с 2009 г. XVII съезд назвал это "освобождением от всякого рода предрассудков".
Перетянув к себе технологии материального производства, став "фабрикой XXI века" и начав штурм внешних рынков, Китай способствует деиндустриализации развитых стран. Так своей экономической эффективностью Китай на деле одолевает главного врага: буржуазный либерализм Запада.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
XVII съезд утвердил пять базовых принципов политики развития, а именно: научность, гармоничность, инновации, целостность, мирный рост мощи. Что стоит за этими словами?
Научное развитие. Принцип записан в программную часть Устава КПК и претендует на вклад в сокровищницу поучающих знаний нынешнего поколения руководства. Чтобы по-европейски умного ни говорилось в комментариях на тему, как понимать китайскую "научность", верным объяснением сути будет формула "китайской специфики". А ядро этой специфики, как ни крути, занимает данный китайцам в допотопной древности всеобщий "Закон перемен". Закон утверждает: "Единое раздваивается. Но перемены следуют в связке не двух, а трех сил". И вся китайская специфика в теории поучающих знаний для реальной политики скроена на основе не двоичной, как в европейском знании, а триадной "матрицы". Это освежающий сознание масс курс "Трех красных знамен" первого поколения руководителей во главе с Мао Цзэдуном. Это объявленная Дэн Сяопином как величайший вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма "Теория председателя Мао Цзэдуна о делении мира на три части" (в марксизме-то царит диалектика). Это "Теория трех представительств" третьего поколения руководителей во главе с Цзян Цзэминем". До XVII съезда КПК в политике действовала формула Закона перемен, по которой в связке трех сил, где две силы активны, а одна пассивна, именно пассивная сила выступает демпфером поглощения энергии активных и переворачивает связку в свою пользу. Начиная с XVII съезда, реальная политика Китая перейдет на формулу, где одна (китайская) сила активна, а две чужие пассивны — и выигрывает активная сила. Смену формулы реальной политики диктует фаза цикла китайской истории. В этом и состоит "научность" с китайской (даосско-конфуцианской) спецификой.
Гармоничное развитие. Гармония, в отличие от борьбы противоположностей или "сдержек и противовесов" политики Запада это "соразмерность неравновеликих частей, которых, по крайней мере, ТРИ". Гармония — это не "великая шахматная доска" Зб.Бжезинского, где "белые начинают и выигрывают", а у "черных" лучшим результатом будет сведение игры "в ничью". Это "карточный стол истории", где можно пасовать, блефовать, передавать ход, делать "прорезку". Дэн Сяопин был пожизненным председателем Всекитайской ассоциации любителей карточной игры в бридж, и модель спортивного бриджа в китайской политике есть неафишируемая часть того, что называется "теорией Дэн Сяопина".
Инновационное развитие. XVII съезд провозгласил: "К 2020 году Китай должен превратится в государство инновационного типа", с тем чтобы "мощь науки и техники пустить на экономическое и социальное развитие страны и её безопасность". Таким образом, дозированная "вестернизация" сознания китайцев была абсолютно необходима для восприятия китайцами иностранных инноваций, для внедрения передовых и высоких технологий в практику хозяйства. "Раскрепощение сознания" молодежи от догм марксизма решалось путем физического оставления интеллигенции нового поколения за рубежом. Сотни тысяч китайских студентов, обучавшихся в университетах Европы и Америки, остались работать в ведущих технологических компаниях и исследовательских центрах Запада. Так была решена задача подготовки кадров для инновационного прорыва. Теперь началось массовое возвращение китайцев в КНР. Параллельно путем "реформ и открытости" шел процесс затягивания в Китай современных производств. Так была решена задача создания материальной базы модернизации. Уже в план 11-й пятилетки (2006-2010) записана задача перехода страны из статуса индустриальной державы в статус технологической державы — такой, как Япония или Германия. Теперь следует ожидать, что в план 12-й пятилетки (2011-2015) будет записана задача перевода КНР в статус инновационной сверхдержавы, какими в конце ХХ века были лишь СССР и США.
Целостность развития. Впервые к взглядам на процессы внутри общества съезд добавил единство взглядов на природу и общество. К задаче обеспечения "долгосрочной стабильности деревни", добавил задачу "воспитания экологической культуры". В остальных направлениях это означает, что различные слои китайского общества в разных регионах страны (от Тибета до Гонконга) будут преследовать разные интересы и опираться на разные идеи, однако их цели процветания и стабильности будут совпадать, противоречия будут сглаживаться единым планированием, а управление будет исходить из принципа "человек — основа основ".
О Мирном росте мощи уже сказано выше. Это условие одоления "в объятиях".
УРОКИ ДЛЯ РОССИИ
Если задаться вопросом: "Что же нового вписал XVII съезд КПК в историю страны и мира?",— то на первом уровне понимания этой новеллой будет "концепция научного развития". На втором уровне понимания, где к научному анализу потребуется добавить оценки разведки, как искусства заглянуть в не проявленное, будет: даосско-конфуцианская доктрина "Относительно перемен" и "Относительно гармонии". На третьем же уровне понимания, требующего иррационального озарения чувством сопричастности с "волей Неба", будет: "Смена модели китайской политики" с переходом от осады к штурму внешних рынков.
Мао Цзэдун усмирял хаос, объединял страну и консолидировал власть с опорой умов и сердец китайцев на мировоззренческие основы прогресса через борьбу (см. труды 1937 г. "Относительно противоречий" и "Относительно практики").
Ден Сяопин начал перемены с устоев сознания китайцев. "Не важно, какого цвета кошка, важно чтобы она ловила мышей", — вот главная формула критерия истины, введенная Дэн Сяопином и означавшая поворот от догматов европейского марксизма к традиционному конфуцианскому прагматизму.
Цзян Цзэминь, удерживая Китай от любого противоборства, в тени мировой политики ввел "теорию трех представительств", чем запустил механизм перевода поступательного движения (экстенсивного роста) во вращательное движение (замену количественных показателей экономики качеством жизни людей).
Ху Цзиньтао начал перевод сознания масс на традиционные устои культурного превосходства ("мягкая мощь культуры") и национального величия Поднебесной. Ввел ключевое значение "ценности и силы национального Духа", а, главное, морального превосходства даосского идеала "социальной гармонии".
Пятое поколение руководителей "коммунистической династии", которое придет к власти после "воссоединения двух берегов" (материка с республикой на Тайване), по расчетам, уже с 2012 г. будет олицетворять "мировую державу первого порядка". А максимум влияния Срединной империи на весь окраинный мир будет к 2020 г.
Однако поход за инновациями и гармонией Китай начинает с исходного рубежа "фабрики XXI века". С рубежа индустриальной державы, которой для развития необходимы природные ресурсы. Именно эти ресурсы — прежде всего не нефть и газ, а пашня и вода,— в избытке есть и не используются Россией в Сибири и на Дальнем Востоке. Китайская внешнеполитическая игра — это "никогда не прекращающийся путь хитрости" (Сунь Цзы). Суть этой игры ныне состоит в том, чтобы "естественным ходом вещей" нарастить реестр невыполненных Россией обещаний (начиная с нефтепровода Ангарск—Дацин в 2001 г.). И в удобное время "сжатия" России системным кризисом (примерно в 2010-2012 гг.) предъявить ей "справедливые требования", подкрепив их мягкой демонстрацией силы и мощи.
Горькая сторона современного состояния российско-китайских отношений заключается в том, что "уз дружбы" вне пропаганды, после перехода Новой России к либерализму, НЕТ. Что "стратегическое взаимодействие" держится лишь на тонкой пленке прагматичных договоренностей лидеров. Что в условиях роста "национального эгоизма" в Китае и падения интереса России к Китаю как торговому партнеру по экспорту сырья и топлива, экономических скреп становится всё меньше.
Положительный образ и статус "старшего брата в семье" для Китая с середины 90-х годов перешел от России к Фининтерну — наднациональным финансо- вым суперлордам ("Вечному Царству Израиля"), и теперь у русских вообще НЕТ статуса в семье народов, а есть лишь роль "прислуги за всё". Отсюда, стоит только с подачи деструктивных сил внутри и вне России объявить Китай врагом, — и вся нынешняя система "сдержек и противовесов" рухнет.
Что же делать? По закону перемен только Восток в свое время одолевает занятый "Срединным государством" ханьцев Центр Земли. Так в истории Китая было всегда. Восток же в китайской "карте мира" по линии: Сиань (древний центр Поднебесной) — Тобольск (ворота русской экспансии в Сибирь) — Архангельск (оплот Белого Царя на Белом море) — занят Россией. Цвет Востока — светло-зелёный (дерево). В православной традиции это — цвет Троицы. Зелёное (дерево жизни) одолевает жёлтое (прорастает почву). По нашим расчетам, возврат сознания русских к исконной традиции (в цвете от синего к зеленому) произойдет к 2015 году. Когда Россия предъявит миру образец справедливого жизнеустройства "на земле как на небе", "Царство Правды". Конкретно-символическое сознание китайцев примет его как модель уже не внутренней социальной гармонии китайского общества, но внешней "гармонии мира" — идеала справедливого мирового порядка. В реальной политике это значит, что Россия должна поменять схему отношений с чреватых столкновениями двусторонних растяжек на строительство стабильных "треугольников гармонии", где она сможет выполнять роль арбитра, решая споры миром. Дело за малым: предъявить народам "доктрину правды".
А всё остальное (политика, экономика, культура) — приложится.
1.0x