Авторский блог Михаил Хазин 03:00 27 ноября 2007

ДОЛЛАР, КНУТ И ПРЯНИК

НОМЕР 48 (732) ОТ 28 НОЯБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Михаил Хазин
ДОЛЛАР, КНУТ И ПРЯНИК
Мировой кризис и «передача власти» Путиным
ТОТАЛЬНЫЙ КРИЗИС и развал мировой долларовой системы, о котором так долго, начиная с 2000 года, говорили "необольшевики", а точнее, некоторые российские эксперты, включая автора этих строк, похоже, наступает, и даже быстрее, чем все ожидали. В субботу в Уганде премьер-министр Великобритании на саммите стран Британского содружества торжественно объявил, что уже в январе предстоит произвести структурные и фундаментальные преобразования мировой системы торговли и мировых финансов, включая такие организации, как МВФ, МБ и ВТО. То, от чего отказывалась на протяжении почти десяти лет верхушка западного политического и финансового сообщества, наконец, прозвучало во всеуслышание.
Напомню, что в 2001 г. в г. Доха состоялась четвертая Министерская конференция ВТО, на которой обсуждались проблемы сельскохозяйственных субсидий в развитых странах. Эта конференция стала ключевой для этой организации. Шестая Министерская конференция ВТО состоялась в 2005 г. в Гонконге. На нее возлагались большие надежды, которых она не оправдала. Вопросы Дохийского раунда, решения по которым должны были быть приняты до середины 2007 года, практически не обсуждались ввиду радикальной позиции Евросоюза по сельскому хозяйству. А индустриально развитые страны наотрез отказались поддержать пакет мер, призванных помочь беднейшим странам: от встречи ждали принятия пакета мер, направленных на борьбу с бедностью "третьего мира". Суть пакета заключается в том, чтобы облегчить выход на рынок сельхозпродукции и услуг развитых стран производителям из 50 беднейших по рейтингу ООН государств.
Большинство беднейших стран поставляют на мировой рынок в основном сельскохозяйственные товары. Между тем, Евросоюз тратит примерно 40 млрд. евро ежегодно на помощь развивающимся странам. При этом еще 60 млрд. евро в год расходуется на субсидии европейским сельскохозяйственным производителям. Получается, что Запад одной рукой помогает беднейшим странам, а другой (и с еще большей силой) — закрывает им доступ на свои рынки. Например, сельское хозяйство США очень опасается конкуренции со стороны таких крупных поставщиков, как Бразилия и Аргентина. А отмены тарифов очень не хочет американская хлопковая промышленность.
В 1995 году начались переговоры о вступлении России в ВТО. С середины 2000 года переговорный процесс заметно интенсифицировался. Активизация была непосредственно связана с приходом к власти В.Путина и происходила под явным и неприкрытым давлением самого ВТО. Весьма примечательным в этом смысле было выступ- ление Генерального директора ВТО Майка Мура на Пятом ежегодном Российском экономическом форуме в Лондоне 19 апреля 2002 года, которое называлось "Россия и ВТО: реинтеграция в мировую экономику". Ниже приведены некоторые выдержки из этого выступления, позволяющие оценить степень заинтересованности ВТО в рос- сийском участии: "В настоящее время мы вступаем в решающую фазу процесса реинтеграции Российской Федерации в мировую экономику. Присоединение Российской Федерации к ВТО является ключевым элементом процесса реинтеграции. Позвольте мне подчеркнуть особо, что эта работа стала возможной благодаря сильной политической воле российской власти на самом высоком уровне. Без решимости, проявленной властью, перспектива присоединения России к ВТО была бы отброшена далеко назад".
В этом коротком тексте указана как задача, так и "кнут" с "пряником", необходимые для ее решения.
Задача. ВТО переживает острейший кризис, который может привести к распаду организации. В этом случае неизбежны катастрофические последствия для международной системы регулирования торговых и финансовых отношений. Присоединение России к ВТО может этот кризис разрешить и крайне необходимо для завершения формирования системы международной торговли и — шире — системы международного разделения труда. Оно должно быть обеспечено в кратчайшие сроки. Для этого необходимо срочно обеспечить институциональные условия.
"Кнут". Само существование нынешних российских властных элит (и их поддержка Западом) зависит от вступления России в ВТО: "Реформа российской экономики должна быть завершена. Если оставить работу, сделанную наполовину, это... представит большую угрозу для тех, кто взял на себя смелость в поддержке тяжелой реформы. Прорыв будет зависеть от политической воли и смелости в принятии решений..."
"Пряник". "Присоединение России к ВТО укрепит позицию России как одного из главных игроков в мировой экономике. Россия также займет центральное место в управлении и дальнейшем развитии мировой экономической системы. Таким образом, реинтеграция России в мировой рынок будет завершена".
Таким образом, становятся понятными позиция и мотивация западных стран по вопросу вступления России в ВТО, а точнее, по вопросу полной и окончательной интеграции России в мировую экономику.
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, что понимание сущности политики главы государства в отношении вступления России в ВТО могло бы объяснить его взгляды на стратегию развития России и ее участия в системе международного разделения труда. Это — одна из самых важных и, в отличие от многочисленной демагогии, реальных составляющих так называемого "Плана Путина", который, по утверждению правящей партии, станет "Победой России". Иными словами, президент Путин взял на себя неформальное обязательство обеспечить вступление России в ВТО. Но на выгодных или хотя бы приемлемых для России условиях.
Поэтому тактика президента Путина — тянуть время. Сейчас оно работает на Россию. Но так не могло продолжаться до бесконечности.
И вот сразу несколько стран в конце 2006 — начале 2007 года заявили о том, что не дадут своего согласия на вступление России в ВТО. Наиболее активными среди них были Польша и Грузия. Когда Запад убедился в том, что угрозы не действуют, а время неумолимо уходит, там явно забеспокоились: ведь если Путин действительно уйдет с поста президента в 2008 году, а Россия к этому времени так и не вступит в ВТО, неизвестно, с кем придется иметь дело и насколько еще затянется этот процесс. Такой роскоши они позволить себе уже не могут.
И тут кризисные события начали развиваться с пугающей скоростью. В сентябре бывший посол США в России, сопредседатель Международной группы по предотвращению кризисов Томас Пикеринг в интервью газете RBC-Daily заявляет о том, что главной проблемой в двусторонних отношениях РФ и США является вступление России в ВТО (не Иран, не Косово и не ПРО в Европе!).
2 октября Владимир Путин возглавил список "Единой России" на выборах в Госдуму. Тем самым он зафиксировал механизм обеспечения преемст- венности государственного курса: после марта 2008 года за его осуществление будет отвечать партия. Вскоре за этим, 17 октября, Запад отреагировал на новую для него ситуацию: еврокомиссар по торговле Питер Мадельсон выступил с призывом к России решить все вопросы на пути вступления в ВТО до президентских выборов 2008 года. Заявление означает, что Запад не слишком-то верит в способность "Единой России" довести этот процесс до конца и предпочитает иметь дело лично с Путиным. Кроме того, "медведи" просто не смогут взять на себя такие обязательства в условиях резкого повышения цен на продовольствие.
Далее, 18 октября, Алексей Кудрин был назначен главой правительственной комиссии по вступлению в ВТО. А уже 22 октября, на пресс-конференции после встречи с торговым представителем США Сьюзен Шваб и министром торговли США Карлосом Гутьерресом, Кудрин сказал, что они готовы способствовать продвижению многосторонних переговоров по вступлению России в ВТО. Он также сообщил, что вопрос о вступлении в ВТО поднимался в ходе встречи с министром финансов США Генри Полсоном, а также о том, что близки к завершению переговоры о присоединении к ВТО с Саудовской Аравией, последней из стран, двустороннее соглашение с которой необходимо для вступления в эту организацию. На той же пресс-конференции президент Всемирного банка Роберт Зеллик заявил, что очень важно, чтобы Россия стала членом ВТО: "Я лично надеюсь, что это случится в ближайшее время".
Можно отметить и заявление комиссара по торговле Евросоюза Мандельсона: "Но что на самом деле поразительно в отношениях ЕС—Россия, так это то, что политические и стратегические вопросы такого уровня решаются на одной политической сцене со спорами о налогах на экспорт древесины и запрете на экспорт продуктов питания", — сказал он. Переговоры между Брюсселем и Москвой о новом соглашении о торговле и сотрудничестве отложены до тех пор, пока Россия не решит такие вопросы, как высокий экспортный налог на древесину, от которого страдают целлюлозно-бумажные компании входящих в ЕС Финляндии и Швеции. Вступлению России в ВТО также препятствует введенный почти два года назад запрет на импорт мясомолочной продукции с территории Польши, которая также является членом ЕС.
"Независимо от того, кто прав, кто виноват, нельзя допускать, чтобы подобные вопросы доминировали в наших отношениях", — сказал Мандельсон на пресс-конференции об отноше- ниях ЕС и России 17 октября. В переводе с дипломатического языка на русский это означает, что Евросоюз готов пойти на односторонние уступки — ради решения стратегической задачи.
21 октября, на парламентских выборах в Польше потерпела поражение партия братьев Качиньских — главных противников вступления России в ВТО. А новый польский лидер Дональд Туск немедленно заявил, что Польша повернется к России лицом. Там, где речь идет об интересах США и мирового капитала, польское мясо может и подождать.
В этой ситуации уже не так удивляют серьезные проблемы, возникшие около месяца назад у президента Грузии, а также активизация оппозиции, которую теперь возглавляет Бадри Патаркацишвили. Либо Саакашвили пере- станет вставлять России палки в колеса, либо ему пора паковать чемоданы.
НО НА ЭТОМ процесс не закончился. Буквально на днях новый премьер Великобритании Гордон Браун сообщил, что новое глобальное торговое соглашение может быть достигнуто уже через несколько недель. Такое оптимистическое мнение он высказал 24 ноября после переговоров со своим индийским коллегой Манмоханом Сингхом в рамках саммита Британского содружества в Уганде.
По его словам, "в ближайшие несколько недель очень важно приложить максимум усилий, чтобы достичь соглашения". При этом он выразил уверенность, "что участникам удастся решить ряд нерешенных вопросов".
Браун признал, что для решения проблемы богатым странам надо пойти на уступки по этим вопросам: "Я полагаю, что есть консенсус по тому, что должно быть сделано", — сказал он. "Очевидно, нам надо сократить сельскохозяйственные субсидии на европейском и американском рынках. Нам нужен прогресс в открытии сферы производства. Мы должны понять чувствительность фермеров в сельских районах Индии и других стран".
Когда индийского премьер-министра спросили: разделяет ли он позицию Гордона Брауна, тот ответил, что "полностью согласен". Но согласие на словах — это не согласие в политической и экономической практике, которая потребует от той же Индии поворотных решений по вскрытию собственного рынка, а этому мешает коалиционность правительства, где определяющим фактором является наличие крупного коммунистического сегмента.
По мнению британского премьера, лидеры Содружества должны проявить понимание того, что "глобализация, базирующаяся на открытых рынках, свободной торговле и гибкости, — это лучший путь к обеспечению роста и про- цветания мировой экономики". "В период финансовой турбулентности мы делаем всё возможное, чтобы показать, что мы стремимся к стабильности, и одним из путей достижения этого является укрепление международных организаций. А другой путь — это торговое соглашение",— сказал Гордон Браун.
Фактически Браун первым из западных лидеров раскрыл существо развивающегося кризиса, который до сих пор замалчивается тем же Вашингтоном, не говоря уже о российских адептах США, вроде Кудрина и Ко. Он сказал то, о чем уже неоднократно писали некоторые российские эксперты, — а именно, что сохранить мировую финансовую систему, основанную на долларе, практически невозможно. А вот сохранить систему торговую, которая и позволит нынешней мировой финансовой элите сохранить контроль над экономической системой, еще возможно. Круг доводов замыкается: если раньше нужно было включить Россию в ВТО для того, чтобы "достроить" мировую финансовую систему, и с этим можно было какое-то время ждать, то сегодня нужно немедленно проводить переговоры в рамках ВТО — и значит, включение России в этот процесс необходимо резко ускорить. Но и включение РФ туда не решит проблемы, поскольку остается такой гранд мировой экономики, как Китай, который продолжает оставаться "территорией, не контролируемой" мировой финансовой олигархией и мировыми ТНК. Вашингтон натолкнется и на противодействие Индии, Бразилии, а в известной мере и на страны Европы, которые не пожелают резко снижать собственный экономический уровень ради спасения американского доллара. Время уже прошло, а "вброс Брауна" является либо зондированием с участием самого Вашингтона, либо свистком вдогонку уходящему поезду.
ОДНАКО шансов на то, что вся эта работа будет завершена до ухода Путина, практически нет. И не надо нам вешать лапшу на уши о выдающихся экономических результатах последних лет — одна вылезшая на поверхность инфляция и проблемы с ликвидностью банковской системы об этом говорят. Да и разговоры о падающем рейтинге "Единой России" ведутся не на пустом месте и имеют свои объективные причины.
В этой ситуации и происходящий мировой кризис, и разворачивающийся процесс преемственности становятся зыбкими и взаимоувязанными. Осуществить "проамериканский маневр" Кудрин и его группа явно не в состоянии. И сам по себе он, в общем, не боец, и исправить экономическую ситуацию не сможет, поскольку либеральные мантры он изучил, а экономику — не очень. Да и не может быть бухгалтер антикризисным менеджером. А включить сюда Путина также не удается.
И что же мы видим? В близкой к финансовым кругам Лондона и Нью-Йорка газете "Ведомости" появляется статья видного либерального функционера Олега Вьюгина. Напомним, что в 1997-1998 гг. он работал первым замом у министров финансов А.Чубайса и М.Задорнова. Более того, курируя макроэкономический блок министерства, был, так сказать, "научным руководителем" дефолта. Этот же человек, будучи первым заместителем председателя Центробанка Игнатьева в 2003-2004 гг., внес значительный вклад в возобновление политики 1996-1998 гг. на современном этапе. И вот такой человек пишет замечательную фразу: "Очевидно, сложившийся в начале 2000-х годов мировой финансово-экономический механизм разваливается".
Разумеется, он не может дать внятное объяснение причин таких событий — монетаристы не признают структурные факторы в экономике, которые, как было доказано еще в 2001-2002 годах, и являются первопричиной кризиса мировой и американской финансовой системы. Именно по этой причине Вьюгин пишет о 2000-х годах, хотя структурные диспропорции в американскую экономику были заложены еще в 80-е годы, при Рейгане, а критические масштабы приобрели в 90-е годы — при Клинтоне. Но именно министры финансов США при Клинтоне, Рубин и Саммерс, были главными "покровителями" команды Гайдара—Чубайса, и ругать их Вьюгин уж никак не может.
Отдельно несколько слов нужно сказать о "позитивных" предложениях Вьюгина. Он пишет: "России нет смысла осуществлять накопление валюты, которую в сложившихся обстоятельствах трудно назвать резервной, и платить за это внутренней инфляцией. Прекратить форсированное накопление резервов возможно только при отказе от фиксированного курса рубля и переходе к более гибкой политике курсообразования. Конечная цель этой политики — переход к принципам плавающего курса рубля". Здесь Вьюгин не только дезавуирует ту валютную политику, которую сам же проводил, отвечая за соответствующее направление в Центробанке, но и фактически признает, что сегодняшний ЦБ повторяет политику "валютного коридора", которая и стала одной из главных причин дефолта 98-го года. И, не исключено, станет причиной нового дефолта российской банковской системы.
Вьюгин говорит: "Прекращение протекционистской курсовой политики надо дополнить маневром по перераспределению части ресурсов Стабфонда в частный сектор посредством снижения федеральных налогов. Это ключевое изменение направленности экономической политики, которое поможет ослабить внешнее конкурентное давление на отечественные компании". Замечательно! Только вот почему Вьюгин это все не говорил все эти годы, когда он был высокопоставленным чиновником, проводя ту самую политику, которую сегодня ругает?!
Мы пропускаем несколько советов, которые носят уж слишком узкопрофессиональный характер. Но следующую цитату не можем не привести: "Наконец, для успешного перехода к плавающему курсу рубля неизбежно потребуется создать собственные механизмы долгосрочного рефинансирования национальных финансовых институтов. Поэтому задача создания таких механизмов должна быть приоритетной для монетарных властей на данном этапе экономического развития страны". Это замечательно! Человек, который много лет жестко ограничивал систему рефинансирования российской финансовой системы, исходя из "базовых монетарных принципов", Олег Вьюгин вдруг меняет свои взгляды на прямо противоположные! Что же заставило этого человека отказаться от тех позиций, которые обеспечивали ему успех на протяжении почти 15 лет?
В общем, думается, что ответ на это вопрос достаточно понятен: острая объективная необходимость решить задачу вступления России в ВТО и невозможность ее реализовать на нынешнем этапе, в том числе из-за полного провала той политики, которую проводила "прозападная" команда в России, настоятельно требует смены последней.
Наши теперешние заключения сводятся к тому, что глобальный финансовый и экономический кризис катком наступает на мировое сообщество, и в первую очередь на Россию, меняя всю конфигурацию властных линий. И Россия может из него выйти либо абсолютным победителем с новым стратегическим курсом, либо погибнуть под жестким воздействием наших противников через существующую проамериканскую группировку в финансовом блоке правительства.
1.0x