Авторский блог Евгений Ростиков 03:00 20 ноября 2007

НА СВЯЗИ МИНСК

НОМЕР 47 (731) ОТ 21 НОЯБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Евгений Ростиков
НА СВЯЗИ МИНСК

Находясь почти месяц в Европе, я не очень следил за происходящим на Родине. Потому вопрос соседа по купе поставил меня в тупик.
— Как вашего батьку евреи раскрутили?! — спросил он и, прочитав на моем лице недоумение, не без огорчения добавил, — по полной программе.
Оказалось, на состоявшейся еще в середине октября пресс-конференции Александра Лукашенко для российских СМИ одно из высказываний почти трехчасовой беседы белорусского президента с журналистами было расценено как "непозволительно антисемитское". Вот эта цитата, которой оперировали борцы с антисемитизмом: "Если вы были в Бобруйске, вы видели, в каком состоянии город. Страшно было зайти. Свинушник был. Это в основном был еврейский город. Вы знаете, как евреи относятся к месту, где они живут. Посмотрите в Израиле. Я вот был… Я ни в коем случае не хочу их там обидеть, но они не очень заботятся, чтобы там подстрижена трава была, как в Москве, у россиян, у белорусов. Такой город был…"
И дело даже не в том, что это спорное умозаключение отсутствовало в официальном пресс-релизе, появившемся сразу после пресс-конференции, и что в разных изданиях оно цитировалось по-разному. Удивляет, что "раскрутка" его началась только через неделю после той пресс-конференции. Не обратили сначала внимания? Трудно в это поверить. Значит, чего-то выжидали, просчитывали, выгадывали. Чего же именно?
Год назад в одной из еврейских газет, выходящей в Беларуси, появилась пространная статья под красноречивым названием "Евреи и власть" или "За что князья польские и литовские ценили евреев и даровали им несвойственные эпохе права и привилегии". Повествовало это исследование о делах, казалось бы, давно минувших, а точнее о 1388 г., когда крупнейшая на территории Великого княжества Литовского (ВКЛ) еврейская община Бреста получила от князя Витовта законодательный акт, устанавливающий ее правовой статус и регламентирующий отношения евреев с окружающим христианским миром и прежде всего с белорусами. Здесь надо отметить, что сегодня местные националисты отсчет белорусской государственности ведут именно с момента возникновения этого ВКЛ.
Первой же своей статьей Великокняжеская хартия утверждала, что при разборе гражданских и уголовных дел в суде свидетельство христианина против еврея принимается лишь тогда, когда оно подтверждается показаниями свидетеля-еврея. Хартия Витовта предоставляла евреям значительную свободу в торговле и в финансовых операциях. Еврей, давший дворянину взаймы сумму денег под залог недвижимости, в случае неуплаты этой суммы в срок мог взять в собственность эту недвижимость.
Великие князья быстро оценили "вклад евреев в экономические отношения княжества" и даровали им все новые права и привилегии. Они широко пользовались услугами евреев, заключая с ними многочисленные арендные договора, передавали ведение важных коммерческих и финансовых операций в руки еврейских откупщиков, в том числе внешнюю торговлю, сбор налогов, пошлинных и таможенных сборов. Эти и многие другие права и положения Хартии утверждались для евреев "на вечные времена".
Весьма показательно в связи с этим заявление некоего президента всемирной ассоциации белорусских евреев, которая базируется в США. Когда скандал вокруг "антисемитских высказываний" был уже в полном разгаре, он потребовал от белорусских властей компенсации за "снесенные в Минске синагоги", земельные участки, на которых сейчас "возведены жилые дома и комплексы", и для полного удовлетворения снова привлечь к отвественности издателей и распространителей вышедшей еще в 1999 году публицистической книги "Война по законам подлости".
Кстати, свою лепту в эту "борьбу с антисемитизмом" поспешил внести и недавно созданный так называемый пропрезидентский Союз писателей Беларуси. В спешно опубликованном "заявлении" президиума он "единогласно" осудил деятельность одного из своих членов, который якобы сеет "межнацыянальную варожасць". Член альтернативного, уже открыто антипрезидентского Союза белорусских писателей, для которого "Бобруйск — это наше сокровенное", в главной оппозиционной газете прошелся по этому пишушему товарищу еще более "интеллигентно": "Ну есть там в "окружении" (президента) один писателишка, из бывших, злобненький такой, совсем с ума выжил, всё кидается на евреев. Ему в том самом "окружении" иногда куски сырого мяса подкидывают, чтоб не издох".
Но этот "высокий штиль" защитника Бобруйска, кстати, бывшего "пушкиниста", понять и простить как-то можно. Чего между пишущей братией не бывает. Но как тогда отнестись к утверждению израильской газеты "The Ierusalim Post"?! Оскорбившись за Бобруйск, она заявила, что белорусы — "в веках озлобленные антисемиты", которые "сотрудничали с нацистами во время Второй мировой войны и помогли уничтожить до 90% еврейского населения страны".
На это, перефразируя вышеприведенное изречение пушкиниста-полемиста, можно только так сказать: "Бобруйск — это, конечно, ваше святое. Но, защищая его, зачем же целый народ, который, жертвуя каждым третьим гражданином, не только свою Родину, но и вас в той войне спасал, теперь с дерьмом мешать?"
Конечно же, не остались в стороне от этой "великой бобруйской битвы" и политики. Сначала было сообщение, что посла в Беларуси Зеева Бен-Арье отзывают "для консультаций", а это, мол, грозит, по меньшей мере, разрывом дипотношений. Но оказалось, что посол просто отбыл "в отпуск". Тем не менее, глава израильского МИД Ципи Ливни призвала лидеров цивилизованных стран "встать на борьбу против антисемитизма, который поднимает уродливую голову в различных частях мира, а не поощрять его".
В результате, чтобы спасти Беларусь и "донести истинное доброе отношение президента Беларуси к еврейскому народу", в Израиль спешно был отправлен чуть ли не "спецпосланник", и, как не без удовольствия отметила израильская пресса, "близкий к президенту человек, а также еврей". Но это уже другой большой бобруйский анекдот…
Пока же белорусская сторона в одностороннем порядке — видно, в качестве компенсации — облегчает порядок въезда в республику гражданам Израиля. Перефразируя еще одно известное выражение, можно сказать, что вся эта история, заваренная вокруг Бобруйска, большей мессы и не стоит.
1.0x