Авторский блог Пётр Подхалюзин 03:00 20 ноября 2007

ИЕРОГЛИФЫ В АНТАРКТИДЕ

НОМЕР 47 (731) ОТ 21 НОЯБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Пётр Подхалюзин
ИЕРОГЛИФЫ В АНТАРКТИДЕ

После открытия в Антарктиде российской станции "Прогресс" в двух километрах от нее китайцы построили свою — "Чжун-шань". Она действует круглый год, туда часто заходят суда. Договорились, что несколько участников нашего "Прогресса" перевезут в Антарктиду китайцы.
Мы вылетели из Пулкова в Амстердам. Оттуда на "Боинге" через десять часов были в Сингапуре. Далее в Австралию, во Фримант, где и поднялись на борт "Ши-лонг". С моим товарищем вошли в свою двухместную каюту и увидели на столиках в больших коробках роскошные махровые полотенца , домашние тапочки и тапочки для душа, зубные щетки, пасты, мыло, различные шампуни, всяческие расчески. И много фруктов. Вот это прием!
Затем нас пригласили в салон на праздник. Столы ломились от закусок. Немного выпили, и хозяева стали просить нас спеть "Катюшу", которая у них очень популярна. Они долго аплодировали нашему пению. Четырехдневный переход прошел незаметно.
Утром судно врезалось в толстый припайный лед. До берега отсюда было 25 километров. Китайцев встретили на новеньком вездеходе ГАЗ-71 российского производства. Через некоторое время вдали мы увидели сначала густой черный дым, а потом и наш старый ГТТ. На нем мы и добрались до станции.
На следующий день я уже сидел за рычагами этого тягача и вел его к китайскому судну. Дело в том, что в нашей машине был емкий теплый кузов, а китайцам с судна надо было перевезти много продуктов, минеральной воды, соков, которые бы обязательно промерзли на открытом воздухе.
Езда по морскому льду довольно сложная. Торосы, высокие снежные передувы. От айсбергов разбегаются трещины шириной до трех метров. Через них проложены переправы из бревен, под которыми сотни метров морской пучины. Перевозка длилась несколько дней. "Заработал" около ста килограммов овощей и фруктов для своих ребят. У них уже ничего такого не осталось.
Вскоре китайцы отправились в глубь континента для научных исследований на прекрасном тягаче "Касбор" с санным прицепом. Машина комфортная, легкая в управлении, но гусеницы слишком широкие, а дорога узкая, каменистая. С санями тягач садился. Пришлось мне сани к бульдозеру прицеплять, а меня — к "Касбору". На двойной тяге потащили в гору. Но оказалось, что у наших тракторов на одинаковой передаче скорости разные. Дергались-дергались, и на моем тракторе соскочила гусеница. Промучились несколько часов, пока поставили на место. Одолели тяжелый участок и распрощались с китайцами. У них впереди была тысяча километров пути в неведомых просторах Антарктиды.
Китайцы тоже по первому зову оказывали нам всяческую помощь. Особенно продуктами. "Академик Федоров" должен был навестить нас только через несколько месяцев. Питание было скудным. Вот и подкидывали нам соседи фруктов, овощей, мяса, рыбы. Понадобилась циркульная пила — дали. Мощный домкрат — опять у них нашелся. Качественную сварку тоже они нам сделали. И вскоре организовали Вечер дружбы. Пригласили нас и австралийца Грайма, который работал на "Прогрессе". Сколько прозвучало интересных, остроумных тостов! Потом резались в бильярд. Для нас многое было в новинку, потому что в Китае другие правила этой игры. Но мы их быстро освоили.
Новый год тоже решили встречать вместе, на природе. Неподалеку от нашей станции у подножья невысокой горы открывается красивейший вид на ледниковый купол. А внизу неглубокое прозрачное озеро с каменистыми берегами. Тут мы и организовали застолье. Вода в озере своей чистотой и прозрачностью так и тянула. Первым разделся и нырнул наш геодезист, а за ним двое китайцев. Затем журналист газеты "Китайская молодежь" опрокинул сто граммов и поплыл через озеро. Вылез на другой берег, что-то прокричал и поплыл обратно. Одевшись и еще приняв для "сугрева", запел "Подмосковные вечера".
Празднование продолжалось не один час.
На нашей станции "Прогресс" заканчивалось топливо. В целях его экономии дизель-электрическая станция после двадцати двух часов выключалась. Утром в помещении температура опускалась до нуля. Пришлось обратиться за помощью к китайцам. Они согласились дать нам солярки заимообразно, до прихода "Академика Федорова". Но как доставить ее с судна на станцию? У нас для этого нет никаких приспособлений.
Китайцы поступили так. Продвинули во льдах судно как можно ближе к берегу. Спустили в полынью самоходную баржу. В нее закачали двадцать тонн топлива. Баржа начала осторожно двигаться в разводьях. На носу стояли матросы с баграми и расталкивали льдины. А с вершины сопки, с высоты им по рации подсказывали, каким маршрутом лучше двигаться. Не доходя метров пятьсот до берега, баржа встала. Теперь решено было проложить по льду пластиковый трубопровод. И через час топливо с баржи было перекачано на "Прогресс". Как только баржа отошла от берега, произошла подвижка льда, припай сжался, и теперь бы уже подобную операцию провести не представлялось возможным. Мерзнуть бы нам до прихода "Академика Федорова".
Вскоре и мы помогли китайцам. Они возвратились из тысячекилометрового похода. Провели там глубокое бурение. Добыли несколько сот килограммов керна льда. Эти ценные цилиндры упаковали теплоизоляционные контейнеры и требовалось срочно доставить их в морозильные камеры "Ши-лонга". По каменистой дороге на "Касборах" скорость мала. Растает груз. Пропадет труд. Завел я свой старенький ГТТ. Загрузил керном. И на предельной скорости рванул в сторону океана. На крутом подъеме уже в виду судна я буквально молился, чтобы не заглох изношенный двигатель.
На перевал выскочил благополучно, ну а дальше на спуске уже легче было. Нас ожидал катер с "Ши-лонга". Встали цепочкой китайцы и русские. С рук на руки передавали керн. Успели. Я еще несколько рейсов сделал. Закончили глубокой ночью. Но пока меня не угостили как следует, об отдыхе не думали.
Вскоре "Ши-лонг" ушел. Сначала в Австралию, потом в Китай. Мы долго провожали его, стоя на горе. Кричали "цун-кай!"
Так получилось, что и 1-е, и 9-е мая мы встречали с китайцами. Они обеспечивали застолье. Единственное, чем мы могли похвастать, это пшеничным хлебом собственной выпечки. Он очень нравился китайцам. Их повар приходил к нашему и учился печь этот хлеб. Потом мы играли в футбол пять на пять, потому что площадка была мала. И опять пели песни. Причем снова наши, русские. При том, что никто из наших мужиков слов не знал, ну разве что один куплет. А китайцы пели с начала и до конца.
Наконец, прибыл "Академик Федоров". Тоже встал на якорь далеко от берега. Грузы доставляли на станцию вертолетом. Мне привезли мою гармонь, высланную из дома полгода назад. Гармони я был несказанно рад. А вот с вновь прибывшим начальником станции отношения у нас не сложились. Сразу запретил нам посещать "Чжун-шань". А в Антарктиде на станциях единоначалие. За ослушание можно поиметь крупные неприятности. Это приводит к матерому самодурству некоторых начальников и полному бесправию участников экспедиции.
Когда у китайцев сломался бульдозер, и они попросили меня прийти и определить неисправность, то новый начальник, стиснув зубы, все-таки отпустил меня на час, не более. Неисправность оказалась такая, что одному китайскому механику ее не одолеть. Я обещал ему, что завтра мы с нашим водителем придем и поможем. Но начальник на этот раз не разрешил нам это сделать без какой-нибудь видимой причины. Более того, по рации сказал китайцам, что запчастей у нас нет. Тогда я пошел на открытый конфликт с ним. Такой черной неблагодарностью отвечать не хотелось.
Вот позвали нас китайцы на празднование годовщины основания КНР. Заходим к ним в столовую и видим, что на столе вместе с закусками — только пиво и сухое вино. Что такое? Почему? Оказалось, что наш новый командир согласился отпустить нас сюда только при условии, что нам не будут наливать водки. Как жить с такими праведниками"? Ну и что? Китайские друзья наливали нам тайно. Они тоже предпочитают водочку. Все равно получилось по-нашему. Я играл на гармони "Коробейники", "Златые горы". Все пели и плясали…
Вспоминаю об этом тесном общении с китайцами и удивляюсь: почему так предубежденно относятся к ним некоторые наши люди? Видят в них чуть ли не врагов России. Но разве китайцы подорвали нашу экономику и развалили СССР? Сколько китайцев среди новоявленных олигархов России? Нет ни одного. Может быть, в Китае прячут они награбленные богатства? Отнюдь. Там бы их настигла заслуженная кара. Откуда полноводной рекой текут наркотики в Россию? Из Китая? Опять нет!
Не надо бояться Китая, великого народа-труженика!
1.0x