Авторский блог Валерий Поздняков 03:00 20 ноября 2007

КИТАЙСКИЕ СТРАШИЛКИ

НОМЕР 47 (731) ОТ 21 НОЯБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Валерий Поздняков
КИТАЙСКИЕ СТРАШИЛКИ

В результате превращения России в "мировую энергетическую державу" вдоль её дальневосточной границы выросли миллионные процветающие китайские города, а на Дальнем Востоке — брошенные поселки и сёла, развалины заводов и ферм. Но самое страшное - это обнищание и деградация дальневосточников. У них создаётся чувство обречённости. В то же время на китайской стороне растёт уверенность в завтрашнем дне. На дальневосточников они смотрят снисходительно, как на людей, временно заселяющих будущую китайскую территорию, брошенных Россией на выживание и спасаемых китайцами. Действительно, ныне не Россия, а Китай кормит, одевает и обувает дальневосточников.
Экономика Китая растёт не только за счёт всемирно известного трудолюбия китайцев, но и за счёт применения высоких технологий. При этом освобождаются миллионы рабочих рук, которым где-то нужно искать работу. Они находят её в России. Например, строительная компания с китайским названием Хуафу зарегистрирована как российская, но четыре торговых центра "Хуафу" в Благовещенске строили китайцы, и владелец её — китаец с российским паспортом. Ещё один торговый центр "Хуафу" в китайском Хэйхэ. Он построен рядом с таможней, чтобы прибывающим в Китай за товарами русским удобнее было отовариваться. Полное его наименование — Международный торговый центр "Хуафу". Постоянно растет и доля китайских товаров в наших магазинах, и количество китайских торговцев на наших рынках. По сути, китайцы спасают дальневосточников, снабжая дешёвыми промышленными товарами, одевая и обувая их. Во многих населённых пунктах власти ликвидировали китайские рынки. Они считают это благом. Пусть, мол, местные бизнесмены закупают у китайцев товары на оптовой базе, а потом перепродают населению. Но ведь перепродают-то они эти товары по удвоенной, а то и по утроенной цене. Вот поэтому амурчане валом валят в соседний Китай за товарами. В выходные — тысячная толпа на таможне. Две фирмы людей возят: "Амур-АССО" и "Речпорт". Интервалы движения минимальные — один теплоход отходит, другой загружается. Запускают на теплоход человек по сто. При посадке столпотворение. Притрут к железной решётке — мужики кричат, женщины матерятся, в обморок падают... Там дети-не дети, руки-ноги поломать могут. Почему-то тех, кто ездит в Китай за товарами, называют "кирпичами". Может, из-за тяжести плотно набитых баулов? Моя родственница из Благовещенска о своей поездке в Хэйхэ рассказывала: "Разрешается вывозить 35 килограммов, а я накупила товару значительно больше. Как их вывезти и как таможенника уговорить? В маленькую дамскую сумочку тщательно утрамбовываю то, что потяжелей. У Анечки (дочки) маленький рюкзачок — туда утрамбовываю. Не получается утрамбовать — на себя напяливаю. А ведь можно спокойно эти вещи на базаре купить (в Благовещенске китайский рынок ещё не разогнали). Но нет куража и никакого адреналина на базаре". Т. е. вывоз китайских товаров становится не только средством выживания для жителей Приамурья, но и своеобразным хобби.
Таким образом, замена китайских торговцев своими перекупщиками — в интересах не населения Приамурья, а в интересах этих перекупщиков. Амурчане вынуждены будут приобретать эти товары в Китае, а не по месту жительства. Опасность экономической экспансии не уменьшится, но понизится жизненный уровень населения.
И за товарами едут в Китай жители Приамурья, и на отдых. В Китае не только цены на услуги в сфере обслуживания ниже, но и качественнее сами услуги. Вы не захотите мыться в российской бане, побывав, хотя бы раз, в бане китайской. Моя родственница говорит, что, приезжая в Хэйхэ, не забывает предоставить китайские банные удовольствия и своему ребёнку: "Пока китаянка массаж делает, моя дочка аж пищит от удовольствия! Массаж тела тройной делают: сначала со специальной солью, затем с молоком, затем сухой. В другом отделении делают массаж ног. Сауны — несколько кабинок. В одних — сухой пар, в других — влажный с различными ароматическими добавками. Есть места для отдыха, где можно посмотреть телевизор, на качелях покачаться, пива попить, поговорить... Нам трёх часов хватило, и ушли ночевать в гостиницу, а некоторые всю ночь там проводят, и после банной ночи — на таможню. Ведь время посещения не ограниченно. Плати 100 юаней (350 рублей) — и банься сколько влезет". Жители Благовещенска в Хэйэхэ на выходные ездят, чтобы отдохнуть в более благоприятных условиях. Такси в любой конец города — всего 5 юаней (меньше 20 рублей!), автобус — 1 юань. Но зачем ехать на автобусе, если 5 юаней — суммарная плата за всех пассажиров такси? Покушать в столовой и кафе в несколько раз дешевле, чем в Благовещенске. И проживание в гостинице не разорит: плата за номер — 40 юаней с бесплатным завтраком.
Нам уши прожужжали о скорой реализации Приоритетного национального проекта "Доступное жильё", но за два года этого жужжания оно не стало доступнее. Китайцы предлагают нам кирпич по цене 50 копеек, что в 10 раз дешевле(!) нашего кирпича. Их фирмы предлагают нам строительство нашего жилья по цене в несколько раз дешевле, чем наши фирмы. В Амурской области заводы строительной индустрии "патриотичные" чиновники и бизнесмены уничтожили — для того, чтобы оборудование этих заводов в виде металлолома продать в Китай. Но без восстановления этих заводов, необходимых для реализации национального проекта "Доступное жильё", весь проект превратится в очередной мыльный пузырь. И даже при восстановлении строительной индустрии из-за дороговизны стройматериалов жильё останется недоступным для рядового жителя Приамурья. Если не научимся производить дешёвые стройматериалы, то придётся этот проект реализовать в Приамурье с помощью китайцев, иначе его жители переселятся в Китай. И это переселение уже началось, так как для этого есть все основания. С Благовещенска в китайский город Хэйхэ можно проехать через Амур без всякой визы по загранпаспорту, а загранпаспортами обзавелись уже половина взрослого населения Приамурья. Жильё же покупают ныне в Хэйхэ бизнесмены и пенсионеры. Первые для отдыха, вторые для постоянного проживания. Если же китайцы додумаются предоставлять в Хэйхэ достойную работу русским, то переберутся на жительство в Хэйхэ все 800 тысяч жителей Амурской области, так как всех их китайцы смогут в короткие сроки обеспечить дешёвым и качественным жильём. Если за какие-то два десятилетия на месте трущобного поселения в полторы тысячи жителей китайцы построили миллионный благоустроенный город Хэйхэ, то вполне реально построить дома и для 800 тысяч русских. При нынешних темпах строительства китайцы могут их построить за несколько лет, если им это будет выгодно.
Как-то в обычной гостинице не было мест, и по звонку знакомой китаянки мы устроились в частной гостинице. Гостиница оказалась переоборудованной для этой цели квартирой. Каждая из 8-ми комнат обставлена, как обычный гостиничный номер (по две кровати, телевизор, тумбочки, шифоньер). Плата за сутки — 20 юаней. В той гостинице, где мы собирались вначале остановиться, плата за номер была 40 юаней, но зато постояльцы обеспечивались бесплатным завтраком. Меня же заинтересовало то, что квартиру в новостройке площадью 150 кв. м (до переоборудования под гостиницу) китаец купил всего за 200 тысяч юаней или за 700 тысяч рублей. Получается, что за квадратный метр жилплощади он заплатил меньше 5 тысяч рублей, 200 долларов. В Благовещенске он впятеро дороже! Неудивительно, что жители Приамурья кинулись покупать квартиры в Хэйхэ. Китайцы не только не возражают, но даже начали строить дома для русских поселенцев. У набережной Амура построили элитный дом для русских по вполне приемлемой цене. Двухкомнатная квартира с тёплыми полами — 300 тысяч рублей. Коммунальные услуги и электроэнергия в три раза дешевле, чем предлагают населению российские ЖКХ и РАО ЕЭС. Пусть русские покупают доступное жильё в Поднебесной и с Приамурья переезжают в Китай, освобождая место для китайцев. Есть подозрение, что китайцы мост через Амур бесплатно готовы построить не только из-за экономической целесообразности, но и для этой цели. Пусть в Китае строятся русскоязычные (но не русские) города, а в России чайна-тауны.
В городе Свободном обновили стадион, и этот стадион теперь — лучший в Приамурье. Ковровое покрытие для футбольного поля и покрытие беговых дорожек закупали в Китае. Работы проводились под руководством китайских специалистов. При богатстве природных ресурсов ничего в Приамурье своего нет: ни квалифицированных специалистов, ни материалов, ни предприятий, производящих эти материалы. До 90-х годов в Приамурье всё это было, и Приамурье не вымирало (как вся Россия теперь). Если так будет продолжаться то, как сказал Президент, "скоро здесь будут говорить не по-русски, а по-китайски".
В пояснительной записке Центра занятости населения по ситуации на рынке труда Амурской области пишется: "Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в 2006 году составляла 34,7 тысяч... Неблагоприятная демографическая ситуация (естественная убыль населения в связи с превышением смертности над рождаемостью, миграционный отток) не обеспечивает кадрами необходимого уровня и в требуемом количестве из числа местного населения. Несмотря на существующую проблему безработицы, ряд отраслей экономики области испытывает определённый дефицит рабочих рук. Использование иностранной рабочей силы является сегодня непременным условием нормального процесса производства. В 2006 году на предприятиях и организациях области работало 18484 иностранных гражданина, что на 41,7 % больше, чем в 2005 году". А кто эти иностранные рабочие, потребность в которых всё увеличивается? Китайцы! В связи с техническим прогрессом безработных китайцев в соседней 52-миллионной провинции Хэйлуцзян около 400 тысяч! Но ведь это составляет менее 1 процента численности населения провинции. А по данным Центра занятости населения Амурской области "в 2006 году за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости населения обратились 278,5 тысячи человек, что составило 43% от численности трудоспособного населения". То есть в китайской провинции Хэйлуцзян, по сравнению с граничащим Приамурьем, практически нет безработных. Но даже этот неполный процент — почти половина населения Амурской области.
Наше счастье, что в Китае никто не собирается устраивать над народом эксперименты вроде гайдаровской шоковой терапии. В подобном случае в шоке окажутся не только китайцы, но и Москва, так как миллионы обнищавших и ставших безработными китайцев практически беспрепятственно перейдут Амур, как его перешла в ночь с 8 на 9 января 2006 года 12-летняя девочка из села Семидомка Константиновского района Амурской области. Она "проверила" качество несения службы пограничниками Благовещенского погранотряда. Выйдя вечером из дома на прогулку с собакой, девочка заблудилась. До глубокой ночи бродила она вдоль границы по Амуру в 50-иградусный мороз. Наконец, на своё счастье, она перешла границу и была спасена китайскими пограничниками. Этот случай говорит о том, на каком "замке" находится дальневосточная граница. Кадровые дивизии по договору с китайцами превратили в кадрированные дивизии двухтысячного состава, в то время как китайцы держат у границы развернутые дивизии восьмитысячного состава. Треть пограничных застав ликвидирована. Да, мы ныне в дружественных отношениях с Китаем. Но ведь был же Даманский? Поэтому невозможно гарантировать то, что граница действительно будет на замке. Если же по каким-то причинам руководители Китая начнут реформировать свое государственное устройство, то нетрудно предугадать дальнейшее развитие событий, в результате которых начнётся цепная реакция: утрата Россией своих владений в Приамурье, затем в других регионах Дальнего Востока, отторжение Сибири. Подобный сценарий угрожает национальной безопасности России. Те, кто трезвонит о величии России как мировой энергетической державы, о якобы имеющих место достижениях России в нанотехнологиях, освоении Космоса, построении доступного жилья и прочих мыльных пузырях нашей действительности, назовут подобный сценарий китайскими страшилками. Но для многих дальневосточников он совсем не кажется несбыточным.
1.0x