Авторский блог Нина Останина 03:00 20 ноября 2007

«ЗАКРЫВАЯСЬ БЛЕФОМ ОТ ПРОБЛЕМ»

НОМЕР 47 (731) ОТ 21 НОЯБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Нина Останина:
«ЗАКРЫВАЯСЬ БЛЕФОМ ОТ ПРОБЛЕМ»
«Материнский капитализм» терпит крах
"ЗАВТРА". Нина Александровна, вы немало сделали для отставки Зурабова с поста министра здравоохранения и социального развития. Не раз разоблачали его авантюры как с думской трибуны, так и в СМИ, в том числе и на страницах нашей газеты. Считаете ли, что зурабовщине в социальной сфере будет положен конец?
Нина ОСТАНИНА.Хорошую вы выбрали тему накануне Дня матери, который приходится на последнее воскресенье ноября. Спасибо. Только на федеральном уровне он никогда не отмечается. А пока давайте не будем обольщаться. Никто "антисоциального министра" в отставку не отправлял. Вы видели указ о его отстранении от должности? И я не видела.
Зурабова просто не ввели в состав "обновленного" правительства. Его убрали тихо, без вынесения публичных оценок его разрушительной деятельности на посту министра. Согласитесь: снять с работы за разгром лучшей в мире системы здравоохранения, антиконституционный перевод медицины на платную основу, потворство хищениям и злоупотребления служебным положением — это одно. А не включить в состав старой команды нового премьера — совсем другое.
Приходится даже слышать изъявления признательности экс-министру, недоверие которому выразила Госдума. Цитирую слова главы правительства В.Зубкова: "Хочу поблагодарить Михаила Юрьевича за ту работу, которую он проводил в течение почти четырех лет на посту министра. Он работал и хотел, наверное, чтобы что-то менялось в лучшую сторону, но, к сожалению, наверное, темпы реформ были выбраны такие быстрые, что были наделаны и ошибки".
У многих это расшаркивание вызвало недоумение. Что хорошего Зурабов хотел сделать? "Монетизацию", то есть конфискацию льгот, ударившую по десяткам миллионов людей? Какие он избрал "темпы"? Темпы перевода наших стариков на кладбища? Прозападный, антирусский характер его "реформ" — общеизвестная истина. Прощальные слова премьера скорее походили на благодарность агенту, выполнившему особое спецзадание.
"ЗАВТРА". Как вы думаете, по плечу изменить социальную политику новому министру Татьяне Голиковой?
Н.О. Никаких официальных мотивировок ее назначения на пост министра не прозвучало. Это у нас не принято. Депутатам Госдумы ее также не представляли. Как и Зурабов, она не врач по образованию, ни дня не работала в социальной сфере, в системе здравоохранения и не имела к медицине никакого отношения. В СМИ промелькнул и другой комментарий: будто вся "перетряска" правительства затеяна ради этой "прекрасной дамы". В Минфине Татьяна Голикова была заместителем Кудрина, участвовала в подготовке всех последних "бюджетов вымирания", и, на мой взгляд, это не сулит на- шим старикам и матерям ничего хорошего. Сумеет ли она повернуться на 180о?
Я согласна с оценкой "перемен" в "Белом доме", которую дали мои товарищи: "Люди ждали новых личностей, а получили дубликаты старых чиновников. Факт, что Путин выбрал женщин, говорит о стремлении минимизировать критику в адрес нового кабинета".
Видимо, очень плохи дела наверху, если вся надежда на то, что в преддверии парламентских и президентских выборов оппозиция станет меньше критиковать Эльвиру Набиуллину в должности главы Минэкономразвития и Татьяну Голикову в кресле социального министра.
Мне по-человечески жаль этих женщин, за спины которых решили спрятаться наши государственные, а лучше сказать — негосударственные мужи. А потому и выставили обеих на острие непопулярных мер.
"ЗАВТРА". Вспоминается благостная телевизионная картинка: Зурабов уверяет президента Путина, что в результате последних мер "по стимулированию рождаемости" она скакнула аж на 9%: это, мол, и моя заслуга…
Н.О. Да, занимательной была сцена. На какие только ухищрения ни шел "главный рвач России", чтобы усидеть в кресле! Какие только пропагандистские "утки" ни запускал! Не зря же директор НИИ неотложной детской хирургии знаменитый доктор Леонид Рошаль называл Минздравсоцразвития "министерством лакокрасочной промышленности". Именно за умение его главы пускать пыль в глаза, в том числе и главе государства.
Президент объявил о программе "сбережения нации" в Послании Федеральному Собранию 10 мая прошлого года. А трубить о "росте рождаемости" Зурабов, по-моему, начал уже в конце года. Если даже допустить невероятную вещь, будто российские женщины разом вдохновились президентским призывом, то и тогда они при всем желании не могли родить детей за шесть-семь месяцев.
Сегодня мы только и слышим, что придуманный Зурабовым "материнский капитал" способен "мотивировать женщину к рождению второго, третьего и даже четвертого ребенка". Ни социальное самочувствие женщины, ни зарплата супругов, ни их жилищные условия, ни здоровье в расчет не берутся. Удивляюсь, как все же высокопоставленные чиновники верят в силу бумаги. Женщина представляется им чем-то вроде родильного автомата. Дали небольшую денежку — значит, должна размножаться. Пообещали ваучер на второго ребенка, чуть подняли "родовые" и "декретные" — и сразу стали рапортовать о "росте рождаемости". И смех и грех…
"ЗАВТРА". А почему бы и нет? Вон какие деньги обещаны!
Н.О.Вот именно — обещаны! Ведь что такое "материнский капитал"? Это хитроумная приманка. Журавль в небе. Обещание маме, родившей в 2007 году второго ребенка, в 2010-м предоставить не "живые деньги", а право распорядиться суммой в 250 тысяч рублей. Но исключительно на две конкретные цели. Обучение сына или дочери в институте — а значит, денег придется ждать еще 14-15 лет. Или на улучшение жилищных условий. А что на этот "капитал" можно купить при сегодняшних грабительских ценах 25-30 тысяч рублей за 1 кв.м жилплощади? Юмористы говорят — только санузел.
Программу "Доступное жилье" в народе прозвали "доступное жулье". Потому что лезть в ипотечную кабалу под 13-15% годовых — это не для большинства трудового населения. За годы выплаты кредита семье придется отдать банкирам стоимость еще одной квартиры. Ипотека — в интересах держателей капитала, но не сотен тысяч людей, стоящих в жилищных очередях.
В своих поправках к закону о "материнском капитале" я предлагала разрешить матери направлять часть суммы на лечение детей — хоть первого ребенка, хоть второго. Ведь для нее они оба равны. Кто не знает, что первый год в жизни новорожденного — самый трудный? Показатели младенческой смертности в России — наихудшие в Европе и США. В результате нынешних либеральных "реформ" здоровыми рождаются всего 20-25% младенцев, а остальные — с различными патологиями.
Однако парламентское большинство с подачи правительства мою поправку отвергло без объяснений: на "материнский капитал" детей лечить нельзя! Этот абсурдный запрет натолкнул меня на мысль, которую я не раз высказывала и могу повторить: вся затея придумана не в интересах молодой семьи, не для повышения рождаемости, а для прокрутки "материнских денег" в "Пенсионном фонде". Для обогащения кучки придумавших эту комбинацию лиц. Опровержения не последовало.
"ЗАВТРА". Но вы не будете отрицать, что по призыву федерального центра власти на местах стремятся переломить кривую вымирания, помогают многодетным семьям...
Н.О. Не буду. Но все их усилия — благотворительность, не способная кардинально изменить общую картину. В стране 80% регионов — дотационные, потому что Москва забирает у них 60-65% собираемых налогов. Учтите, что уже после рождения первого ребенка большинство семей переходят в разряд малообеспеченных. После появления второго оказываются за чертой бедности, семьи с тремя-четырьмя живут в нищете. Поэтому местные власти помогают только самым нуждающимся.
На федеральном уровне еще сделано очень мало, чтобы на весь свет трубить о "повышении рождаемости" и "снижении смертности". А уж тем более — искать на этом поприще героев. Недавно известный на весь мир кардиохирург член Общественной палаты академик Лео Бокерия привел страшную цифру: в стране только от сердечно-сосудистых заболеваний ежегодно умирает около 1 миллиона человек. Что у нас кардинально изменилось в последний год в сфере кардиологии? Практически ничего, если не учитывать колоссальную обиду, нанесенную кардиологам и профильным врачам, которым Зурабов отказался повышать зарплату. И самое главное — и в будущем им ничего не светит!
Сегодня в стране на душу населения, включая младенцев и глубоких стариков, приходится 15 литров алкоголя. А это уже с помощью местных властей, которые в "злодейке с наклейкой" видят источник пополнения бюджета. В то же время Всемирная организация здравоохранения критическими считает 8 литров. За этим барьером начинается деградация нации. У нас, по самым скромным подсчетам, 3,5-4 миллиона алкоголиков — мужчин и женщин, и число их постоянно растет. 12-летняя девчушка с бутылкой пива в руках — повседневная картина наших городов. Не случайно главный санитарный врач Геннадий Онищенко заявил: "Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения".
Вдумайтесь: сегодня уже примерно 50% первоклассников пробовали пиво, тоники, вино! Что же дальше? А дальше, видимо, "зеленому змию" прямая дорога в детсады. Кого это, по большому счету, тревожит? Казалось бы, надо в чрезвычайном порядке прекратить спаивание населения, и особенно — подростков. Куда там! Алкоголизация взрослых и детей нарастает.
Цена ельцинским "реформам" хорошо известна: 5,5-6 миллионов подростков-наркоманов, как минимум 2,5-3 миллиона бездомных "гаврошей", около 800 тысяч сирот. Ни гражданская, ни Великая Отечественная не оставляли после себя таких ужасных последствий. Что господин Зурабов сделал для ликвидации причин социального сиротства и появления беспризорников? Ровным счетом ничего! Все больше о своем семейном бизнесе беспокоился.
"ЗАВТРА". Вам не кажется, что многие указания президента еще и саботируются в правительстве и на местах?
Н.О. И в Госдуме — тоже! Два с половиной года назад на заседании Госсовета в Калининграде В.Путин во весь рост поставил вопрос об отравлениях людей денатурированными спиртосодержащими жидкостями. От употребления этих ядовитых "освежителей", средств для приема ванн, разжигания костров, чистки мебели и т.п. ежегодно умирает примерно 40 тысяч мужчин в цвете лет. Лучшим средством противодействия распространению отравы президент назвал введение государственной монополии на спирт. Что в итоге? Госдума заболтала президентское указание, стала истолковывать его указание в угоду вино-водочным королям. В результате закон о госмонополии на спирт так и не принят. Теневая вино-водочная и парфюмерная мафия оказались сильнее.
Вспомните, как весь прошлый год бушевала эпидемия отравлений от алкогольных суррогатов. А нынче — молчок. Куда исчез вирусный гепатит? Никуда! Он и сегодня косит сотни дегустаторов "политуры". Только об этом тележурналистам приказали молчать.
В автоавариях ежегодно гибнет 35-40 тысяч человек. Столько же происходит умышленных убийств. А как злодействует наркомания, ежегодно унося жизни 100 тысяч молодых ребят?! Ведь ничего же, по сути, не делается, чтобы остановить наркотизацию школ, вузов, мест досуга молодежи. Сегодня на "иглу" сажают уже 10-12-летних пацанов.
А кого, по большому счету волнует, что Россия вышла на второе, после Литвы, место в мире количеству самоубийств, а среди подростков — на первое? Об этой огромной социальной беде Зурабов вообще не заикался. Где же тут власть увидела "снижение смертности"? Этим блефом она, как одеялом, закрывается от кричащих проблем, убаюкивая себя и общество.
"ЗАВТРА". Вы выдвигали немало предложений, чтобы остановить демографическую катастрофу. Как реагировали на них правительство, Госдума?
Н.О.Ну, уж если саботируются социальные указания президента, то и неудивительно, что "Белый дом", а с его подачи "партия власти" в Думе целых шесть лет отвергали любые депутатские инициативы по улучшению материального положения семей с детьми. Подготовленный с моим участием закон "О государственной поддержке многодетных семей", который был принят второй Госдумой и утвержден Советом Федерации, нынешнее ручное парламентское большинство окончательно похоронило.
Вы думаете, женщины это не видят? Не надо считать их родильными автоматами. В 2006 году в стране появилось примерно 1,5 миллиона новорожденных. И столько же было произведено официальных абортов. А с подпольными или сделанными в частных клиниках — все три миллиона. Почему миллионы женщин предпочитают идти на очень болезненные и рискованные операции, чтобы убивать в утробе своих детей? Ведь они рискуют остаться бесплодными и никогда не испытать радость материнства. Разве их поступки — не приговор "материнскому капитализму"?
Почему они не соглашаются ни на зурабовский "материнский капитал", ни на "повышение" родовых и декретных, про которое нам все уши прожужжали? Потому что знают: государство, которое выплачивает 70 рублей ежемесячного детского пособия, на самом деле не заинтересовано в их ребенке. Разве такая сумма — не идиотизм? Попробовал бы кто-нибудь из "Белого дома" покормить свое дитя на эти деньги до 16 лет. "Не хочу плодить нищету", — как ответила мне одна "отказница".
Так что если где-то новорожденных появилось чуть больше, чем в прошлом году, то это меньше всего заслуга "материнского капитала" или г-на Зурабова. Его ласкающей ухо пропагандой заслоняется острая необходимость принятия не показушных, а действенных мер по коренному изменению социальной политики, кардинальному улучшению материального положения населения. Золотовалютные запасы и "нефтяной" триллионный Стабилизационный фонд это позволяют.
"ЗАВТРА". Кстати, а чья, на ваш взгляд, заслуга в росте числа младенцев?
Н.О. Социализма, как бы его сегодня ни шельмовали. Известно, что пик рождаемости в Советском Союзе и РСФСР пришелся на 1988-89 годы. На время огромного духовного подъема народа и надежд, связанных перестройкой, пока она не выродилась в перестрелку. Напомню, что в начале 80-х годов Советское государство ввело трехлетний оплачиваемый декретный отпуск и выплату пособий на ребенка — не чета нынешним 70 рублям. Не говорю уже о том, что антиалкогольная борьба оздоровила общество и вернула в семьи тысячи мужиков. А вспомните, какие были темпы жилищного строительства. И квартиры давали бесплатно! Квартплата была символической, а не отнимала, как сейчас, 70-90% заработка или пенсии.
Сегодня в детородный возраст как раз вступают миллионы парней и девушек, появившихся на свет 20 и более лет назад. Они-то в массе своей и дают прирост младенцев (конечно, если он вообще существует).
"ЗАВТРА". Нина Александровна, к Новому году люди обычно подходят с новыми надеждами, а у вас такой пессимизм...
Н.О. Я тоже хочу встретить с надеждами, а на что? Скажите, положа руку на сердце, на какие положительные перемены людям надеяться? Какие у них предпосылки для социального оптимизма? "Мафия торговых посредников" (назовем ее так) обнаглела настолько, что демонстративно повысила цены на самые необходимые продукты прямо накануне парламентских выборов. Она уже ничего не боится. А с Нового года опять резко подскочат тарифы на газ, электроэнергию, бензин, и это приведет к очередному повышению квартплаты, цен на продукты, лекарства, транспорт...
Да, Зурабова в социальной сфере нет, но зурабовщина пустила метастазы очень глубоко. Сегодня людей остро волнует, как быстро оздоровится социальная сфера? Исчезнет ли беспризорность? Будет ли дан настоящий бой наркомании? Увеличится ли финансирование здравоохранения до европейских норм, против чего активно возражал сам "антисоциальный министр"? Остановится ли антиконституционный перевод медицины на платные рельсы? Когда будет наведен порядок с обеспечением лекарствами льготников? Какие меры будут предприняты по профилактике онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, от которых умирают более миллиона человек в год? Будет ли разделено Минздравсоцразвития — это насквозь коррумпированное министерство? Начнется ли там освобождение от "оборотней в пиджаках", или все останутся у своих кормушек?
Напомню, что за создание самостоятельных Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития высказались медицинская общественность, Госдума, Совет Федерации, Общественная палата. Вон сколько вопросов. Но прошло уже два месяца после обновления правительства, а ответов на них мы пока не слышим.
"ЗАВТРА". Может быть, новому правительству и Госдуме пятого созыва удастся исправить ошибки предшественников? Все-таки наступающий год президент объявил Годом семьи.
Н.О. Позвольте усомниться. Принятый нынешней Думой бюджет на три года не предусматривает никаких мер по поддержке материнства и детства. Более того, с учетом инфляции сумма "родовых" и "декретных" даже уменьшится. На "материнский капитал" к 2010 году нужно, в общей сложности, около 170 млрд. рублей. А г-н Кудрин запланировал только 50. Разве это не обман повершивших государству семей? А на проведение объявленного президентом в 2008 году Года семьи он не запланировал вообще ни рубля.
Ладно, Федеральное Собрание от подготовки Года семьи отстранили. Однако по президентскому указу план мероприятий по его проведению с указанием источников финансирования правительство должно было представить общественности еще к 15 октября. Не представило. Грустно, но, похоже, важнейшее государственное дело опять отдано на откуп "надменной касте чиновников", которые все эти годы проводили, я бы сказала, "антиматеринскую" и "антидетскую" политику.
Не предусмотрено в бюджете на трехлетку ни повышения ежемесячных детских пособий, ни зарплаты профильным врачам, ни увеличения пенсий. Они так и не превысят сегодняшние 30-40% прожиточного минимума. А значит, и дальше продолжится ускоренное вымирание старшего поколения.
Конечно, многое можно изменить, и бюджет можно поправить, если на то будет политическая воля. Но пока все утверждения о "повышении рождаемости" и "снижении смертности" — предвыборные мифы. Их сочинители напоминают мне страуса, прячущего голову в песок. Это как в стихах Беранже, которые цитировали герои горьковской пьесы "На дне":

"…Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой".

Беседу вел Александр Головенко
1.0x