Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 13 ноября 2007

КУХОННЫЕ ВИТИИ

№46 (730) от 14 ноября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Савва Ямщиков
КУХОННЫЕ ВИТИИ
О юбилеях круглых и квадратных
Если верить статистике, рождаемость в России мало-помалу растёт, компенсируя страшные темпы смертности её населения. Налицо попытки руководителя многострадального государства показать "кузькину мать" потерявшим всякую совесть и стыд другу Джорджу и подружке Конди, стремящимся войскам НАТО дислоцировать поближе к Смоленску, откуда до Москвы рукой подать. Старается президент и с коррупцией чиновничьей разобраться, хотя "козырные" карты из краплёной колоды правительственного ворья не выбрасываются, а только для понта перетасовываются. Зато чудовищная ложь, поразившая, подобно сибирской язве, самоназначенную культурную и духовную "элиту" России, растёт и махровеет на глазах у изумлённых сограждан. Беззастенчиво врёт шоумен Швыдкой, стараясь убедить высшее начальство и налогоплательщиков в необходимости своего присутствия на всех главных телеканалах, а заодно транжирит огромные государственные средства на развитие "современного" искусства, высшими достижениями которого являются "целующиеся милиционеры", "человекособаки кулики", "сосульки из мочи", "дети розенталей", "голые пионерки", лунгинского-фокинские эксгумации шедевров русской классики; протухшая, словно годами хранившийся рокфор, сальная трепотня жванецких, шендеровичей и прочих иртеньевых с вишневскими, и до самого дна преисподней скатившаяся тусовочная шоумасса с "блистательными" примадоннами Аллой Пугачёвой и Ксюшей Собчак.
Особо непристойно выглядят бесконечные церемонии, устраиваемые с поистине имперским размахом, когда круглые и квадратные даты отмечают верноподданные слуги рыночно-либеральной российской демократии. Ни одна газета, за исключением "Завтра", "Слова", "Правды" и "Советской России", а ведь именно в них печатали исповедальные свои материалы А.Зиновьев, В.Максимов, А.Синявский и другие обманутые нынешними властителями умов борцы с тоталитарным режимом, не обошла вниманием день рожденьица Вик.Ерофеева — персоны, без всяких на то оснований числящейся по писательскому цеху. Даже недавно ещё гневно осуждавшие его хозяева "Литературной газеты" вкупе с некоторыми "пламенными реакционерами" сделали стыдливый книксен бездарному цинику, гробокопателю великой русской литературы, удостоившемуся за это медальки от благодарного правительства Франции. Ну а уж 75-летие старшего товарища "русского красавца" (именно так обозвала корреспондентка "Вечерней Москвы" косноязычного Витюшу), г-на Аксёнова, стыдливо ходящего в классиках, любимца Тани Толстой и Дуни Смирновой, праздновалось пышно, от Владивостока до Калининграда, достигнув апогея в Казани, где в славные сталинские годы руководили местным обкомом да и горкомом партии папа и мама юбиляра, за что и были отмечены диктаторским вниманием кремлёвского горца, усмотревшего зорким глазом сына сапожника и воспитанника духовной семинарии троцкистскую суть партийных назначенцев. Но нынче стиль и методы Льва Давидовича снова в чести у либералов, которые не скрывают своих восторгов перед Лилей Брик, её гражданским мужем, палачом с Лубянки Аграновым или душителем Есенина и Тютчева — бездарным коротышкой, трусоватым "бухарчиком". Татары — народ щедрый: они и в честь ненавидевшего троцкистских выкормышей, за что и презираемого нынешними либералами Льва Гумилёва Казанский университет назвали, и "заслуги" графомана Аксёнова мантией того же университета освятили. А всё за хитроватую афёру с самодельным "Метрополем", выдававшимся автором советского бестселлера "Коллеги" за бескорыстный манифест борьбы с косным руководством Союза писателей СССР, а на самом деле заказанным западными издателями и послужившим гарантией благополучного переезда Аксёнова на вожделенную и почти родную ему американскую землю.
Утонул в бесчисленных панегириках, пышных телевизионных и газетных славословиях ещё один из диссидентов андроповского разлива, которых, слегка пожурив на Родине, отправляли в "командировки" на Запад, где были заранее приготовлены хлебные рабочие местечки, дабы не прекращали они оплёвывать славную историю России, любимец кухонных борцов с тоталитарным режимом г-н Войнович. Восславив в молодости подвиги космонавтов и комсомольскую юность свою, возмечтал он, однако, о мировой славе, и стал пописывать пасквили на советскую армию, да охаивать тогдашнее руководство Союза писателей СССР. Не беда, что "чонкины" и "шапки" его не далеко ушли по художественному уровню от "шедевров", заполнявших страницы "Крокодила" и центральных газет. Главное — быть услышанным за бугром, добровольно попасть под колпак нерасторопных стукачей с Лубянки, которые, рискуя собственной жизнью, напустили в служебный номер "Метрополя" смертоносного газа, дабы окочурился злейший их враг Войнович. Но плохо сработали ребятишки: …сами остались целёхоньки, а творец "Чонкина" отделался тошнотой и головокружением. Нынешнему американскому подданному, почитывавшему, небось, с наслаждением "Приключения Чонкина в США", грязному предателю-чекисту Калугину хватило одного лёгкого укола зонтиком на лондонском мосту, чтобы болгарский журналист Марков скоренько отправился в мир иной. Но мне кажется, почести нынешние Войновичу его благодарные читатели воздавали за грязную книжонку, на страницах которой сильная сия "моська" облаяла Солженицына. Купил я сдуру тот пасквилёк, пробежал наскоро, почувствовал головокружение, словно одурманил меня лубянский газ, да и бросил в мусорную корзину. Зашедший ко мне о ту пору Игорь Золотусский углядел книжонку, завернул аккуратненько в газетку, не поленился внимательно сей гнусный донос на автора "Архипелага" прочесть и разразился таким критическим разбором, после которого совестливые и чувствительные авторы сводят счёты с жизнью. А поводом к охаиванию столь ценимого ранее "войновичами" Солженицына послужила резкая критика ельцинского режима прозорливым современником, а особенно выход в свет его исторического исследования "200 лет вместе", ой как встревожившего умы той части населения, которую возглавляют особы, подобные Алле Гербер или доставленному из-за океана их "российскому" духовному окормителю Берл Лазару.
Доживающего Мафусаилов век любимца шестидесятников и рыночников, величаемого ими не иначе как мэтром, г-на Любимова славили по сценарию, достойному чествования разве что королевских особ высшего класса. Да королёк-то оказался совсем голеньким. Ну какой более или менее знакомый с биографией хозяина "Таганки" обыватель не засмеётся, прочтя забубённые газетные разглагольствования о "советской Голгофе", якобы пройденной донельзя холёным маэстро. Так и представляешь себе кровавое бичевание Юрия Петровича партийным хозяином Москвы Гришиным, меняющим в одночасье гнев на милость и строящего для несущего тяжкий крест "новомученика" шикарное здание театра (заметьте, ему одному в то время). Вспоминаешь едкие эскапады Зиновьева из "Зияющих высот", когда слушаешь юбиляра, вылезающего из специально поданной золочёной кареты, поражая умилённых чествователей жалобой на шефа КГБ Андропова, который иногда журил своего любимчика, расцелованного однажды хозяином Лубянки за понравившуюся пьеску по троцкистской книжонке о десяти кровавых днях, потрясших мир, а Россию сбросивших в пропасть. Зная людей, работавших с замечательным кинорежиссёром И.А.Пырьевым и много о нём рассказывавших, остолбеваешь от любимовского вранья о том, как он чуть ли не побил палкой хозяина "Мосфильма". Так ведь можно договориться и до того, что, работая в ансамбле лубянского дома культуры, грозился Юрий Петрович самому Лаврентию Павловичу "моргалы выколоть". А вот о том, как, ходатайствуя о немецком гражданстве, подвёл он своего поручителя перед канцлером Колем, крупного тамошнего дипломата, обзаведшись одновременно паспортом государства Израиль, "старый трепач" помалкивает. Забыл он, восседая за пиршественным столом, и о замечательной своей жене, прекрасной актрисе Людмиле Целиковской, так много сделавшей для восхождения его на таганский олимп. Зачем, однако, ворошить прошлое, если рядом теперь "венгерки с бородами и с ружьём"?
Юбилейная осенняя вакханалия заставила вспомнить о первых шагах перестройки, когда, допущенные Горбачёвым к своему телу, коротичи, яковлевы, шатровы и прочие коминтерновцы, славя тухачевских, бухариных, аксёновых, любимовых, неизвестных, так боялись приезда в СССР Солженицына, Зиновьева и Максимова. "Писатель, разумеется, волен в сравнениях. Сравнения могут быть самые неожиданные и парадоксальные. В том числе из батального жанра, коль скоро речь идёт о борьбе. Хотя бы идейной. Однако, пожалуй, прежде всего в сфере идейной особенно режут слух перехлёсты, лёгкость, с какой из подручных средств выстраивают баррикаду и для удобства расставляют одних по одну её сторону, а других — неудобных и неугодных — по другую". Процитировав текст из газеты "Московские новости" — органа, курируемого Агентством Печати "Новости", то есть издательским отделом КГБ — В.Е.Максимов советует её главному редактору Егору Яковлеву, никогда не блиставшему умом в жизни или серьёзным дарованием в профессии, прислушаться к процитированному отрывку: "Глядишь, поумнели бы!"
Время показало, что не прислушались и не поумнели. А потому и чествуют себя "любимовых" Бог весть за что.

P.S. Написать этот материал меня заставили, а точнее — обязали слова г-на Любимова в адрес замечательного человека, прекрасного актёра и одарённого писателя Леонида Филатова. Каким холодным цинизмом нужно обладать, чтобы облить грязью мастера, который, находясь между жизнью и смертью, создал уникальный телесериал "Чтобы помнили", воспев лучших мастеров отечественного театра и кино. Понятен гнев Любимова: Филатов и Губенко не пошли на поводу у потерявшего стыд и совесть бывшего наставника. Ему куда ближе "извертевшийся на пупе" Золотухин, который, рыдая и отбрасывая костыли на свежей могиле сына, тут же лихо отплясывает канкан с поварами "фабрики-кухни звёзд". Как тут не вспомнить блистательных Кторова и Ильинского в "Празднике святого Йоргена" и не ужаснуться гримасам современных лохотронщиков от культуры.

1.0x