Авторский блог Александр Проханов 03:00 30 октября 2007

ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ

№44 (728) от 31 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Проханов
ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ

Либеральная интеллигенция обвиняет патриотических писателей и художников в холуйском служении Путину. Патетически утверждает, будто бы роль интеллигента — постоянно оппонировать власти. Обличать ее пороки. Быть моральной противоположностью. Быть "совестью нации", защищая народ от "бессовестной власти". Это говорят те, кто еще недавно, в жуткие девяностые, "жадною толпой" окружал трон Ельцина, рукоплескал его преступлениям и маразму, выхватывал из его трясущихся рук министерские посты и лакомые должности. Мы не забыли ту страшную ночь перед расстрелом Дома Советов, когда либералы Минкин, Казакова и Ахеджакова убеждали президента-"переворотчика" уничтожить Парламент. Не забыли палаческий призыв Окуджавы "добить Гадину", после чего Москва была залита кровью баррикадников. Помним гамлетовские придыхания Смоктуновского, обслуживающего ельцинский референдум: "Да, Да, Нет, Да", после чего разразилась московская бойня. Отложились в памяти истерические памфлеты критикессы Натальи Ивановой, ратующей голосовать за Ельцина. Либеральный критик Евгений Сидоров стал министром культуры. Журналист Бовин уехал послом в Израиль. Писатель Попцов возглавил ельцинское телевидение, с первых шагов подавлявшее оппозицию, демонизирующее патриотических интеллигентов, воспевавшее кровавый разгром парламента. Эта либеральная интеллигенция, родившаяся в теплой утробе советской власти, прогрызла эту утробу во времена Горбачева и вылезла в ельцинскую эпоху с окровавленными клыками. Она, либеральная интеллигенция, виновна в расчленении страны, в создании самого отвратительного, воровского класса олигархов, в разрушении великих советских ценностей — культурных, индустриальных и социальных. Она, аморальная, махрово расцветшая среди народного горя, поместила своих патриотических коллег в гетто, нарекла их "фашистами" и "красно-коричневыми". И она же, эта гнилая и омерзительная прослойка, брезгливо и опасливо отодвинутая новой властью, смеет упрекать патриотов в том, что они поддерживают власть в ее стремлениях спасти государство, вытащить Россию за волосы из гнилого болота либерализма.
В отношениях культуры и власти случаются периоды согласия и раздора, противодействия и сотрудничества. Имперский Петербург, его "Большой стиль", великолепная архитектура, державное величие — время единения власти и интеллигенции. Монархи строили державу, "птенцы гнезда Петрова" изучали математику и философию, насаждали ремесла и искусства. Ломоносов был "державник". Державин и Жуковский были "державниками". Пушкин с его "Клеветникам России" был имперский поэт. Композиторы "Могучей кучки" создали имперскую, народную оперу. Характерен пример Достоевского. Он начал с противодействия власти, а кончил "имперским сознанием". То же и во времена сталинской "красной империи", возникавшей среди кровавых репрессий и великих строек, кромешной войны и космического взлета. Шолохов, Горький, Алексей Толстой были "имперцами". Не под пытками слагал стихи в честь Сталина Пастернак, писал пьесу "Батум" Булгаков. А "лагерники" Заболоцкий и Даниил Андреев сочиняли оды могучим свершениям века.
Разночинная интеллигенция "отложилась" от романовской власти. Как ржавчина, источила все скрепы и винты империи. Декаденты завершили эту разрушительную работу, превратив имперское сознание в труху. Империю изгрызли не большевики, а разночинцы, декаденты, антропософы, к которым примкнули камергеры, генералы, иерархи церкви. Это они отдали последнего царя в руки палачей, приветствуя "свободы" февраля, за которым неминуемо шествовал кумачовый октябрь, искусство русского авангарда, Маяковский и Мейерхольд.
Советские "шестидесятники" — это разночинцы коммунистической эпохи. Они мечтали о "правовом государстве" и цветущей культуре, а получили гниющий огрызок страны и Ксению Собчак в исподней юбке.
Сегодня Россия, похожая на обгорелый крейсер, прошла сквозь узкие, заминированные проливы истории. Выходит на имперский простор. Власть еще занята построением "вертикали", возвращением к централизму, нефтью, корпорациями, партийным, часто нелепым строительством. Не торопится менять культурную элиту. Награждает премиями либеральных, давно отцветших поэтов и режиссеров. Попускает существование на телевидении сатанинских программ. Держит в Министерстве культуры разрушительного либерала Швыдкого. Но со временем неизбежно будет выстраиваться "имперская культура", сотворится большой стиль "Пятой Империи" русских. Едва ли он будет копировать сталинский ампир. Вряд ли в нем восторжествуют петербургское барокко и классика. В этом стиле соединятся технократизм ХХI века и мистическое, религиозное сознание, делающие доступным тайны микромира и космоса. Литература "имперского стиля" будет наполнена святыми и героями имперских побед, мучениками и "пророками будущего", а не персонажами распада и нигилизма, которым история вновь указывает их подлинное место в подполье.
1.0x