№42 (726) от 17 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Егор Холмогоров
ВИДЕТЬ ГРЯДУЩЕЕ
НаЧнем с того, что на Русское Будущее мы можем смотреть с двух точек. Во-первых, из настоящего, как на будущее в полном смысле слова, то есть на некую не вполне определенную и во многом загадочную для нас реальность. Во-вторых, мы можем смотреть на то же будущее как на "прошлое" того будущего, которое точно нам известно и эсхатологически предопределено.
И эти два взгляда имеют каждый свои особенности. Первый позволяет фантазировать как угодно и мечтать о том, чего бы нам хотелось. Второй накладывает определенные жесткие ограничения как на наше проектное мышление, так и на наши пожелания. В этом случае у нас есть ясное "надо". Надо, чтобы Россия сохранила верность Православию. Надо, чтобы это Православие было не формальным, а готовящим людей к реальному духовному сопротивлению антихристу. Надо, чтобы и в военно-политическом отношении Россия была достаточно резистентной по отношению к антихристианскому "новому мировому порядку", чтобы могла максимально долгое время сдерживать духовную агрессию и силовыми, и духовными методами.
Эти "надо" на наше фантазирование накладывают довольно жесткие рамки, и то, что с большой степенью вероятности может окончиться невыполнением этих долгосрочных условий, в русское будущее допущено быть не может, даже при всей своей симпатичности. Сползание России в либерализм, оккультизм, атеистический технократизм и т.д. — это заведомое метафизическое преступление перед русскими.
А вот теперь, задав необходимые ограничения, можем и пофантазировать.
Территория России. Это, очевидно, территория нынешней России + Белоруссия + Прибалтика + как минимум левобережная Украина + Закавказье и Западная Армения + Казахстан + вполне возможно Царьград + огромные полярные земли + Антарктида или значительная её часть + система баз на Тихом океане. Для России и русских характерно стремление к территориальной экспансии, составляющей саму суть нашей цивилизации. Однако это должна быть экспансия на, прежде всего, пустынные пространства — туда, где русский человек ощущает вкус свободы. Поэтому в качестве объекта экспансии нам столь дискомфортны оказались и Европа, и Средняя Азия: многие регионы мы забирали скорее из внешнеполитической необходимости, многие — тянут нас в культурном и идентификационном смысле назад, не прибавляя чувства простора. XXI век будет веком Тихого океана и борьбы за передел полярных пространств. И Россия может осуществить себя как возрожденная сверхдержава именно там.
Политический и общественный строй. Я уже неоднократно писал, что тем общественно-политическим строем, который предстоит выработать будущей России, является смыслократия. Однако оппоненты обычно понимают этот термин неправильно и с какой-то непонятной завистливой злобой — как "власть интеллектуалов", нечто похожее на "власть философов" в платоновском государстве. Ничего общего с тем, о чем идет речь, такое вульгарное понимание не имеет. Речь совсем о другом.
Каждое общество, если оно не пребывает в стагнации и развивается, основывает свое развитие на накоплении тех или иных общественных факторов, которые можно преобразовать в развитие. Например, мировые империи строятся на накоплении власти, которую можно конвертировать, допустим, в строительство египетских пирамид, великой китайской стены и т.д. Капиталистическая мир-экономика строится на накоплении капитала — труда, овеществленного и превращенного в деньги. И, в свою очередь, конвертируемого и во власть, и в знания и даже во вдохновение, которое в какой-то мере стимулируется возможностью продать рукопись.
Для обществ будущего накапливаемым общественным фактором будет фактор интеллектуальный, причем не только и не столько в смысле отвлеченного знания, сколько в смысле знания, "как" и "зачем". Современное общество страдает от перепроизводства информации в сочетании с явным дефицитом того "зачем", тех ценностей, для которых эта информация нужна, с дефицитом способности управлять знанием. И теми "деньгами", в которых будет выражаться интеллектуальное накопление, станут, прежде всего смыслы, уникальные сгустки "зачем", "для чего" и "куда", столь необходимые сегодня и завтра людям.
Каким образом этот общественный смыслократический строй будет отработан политически — для меня не столь принципиально. Но есть опять же некоторые системные "вводные". Во-первых, я верю предсказаниям старцев о том, что Россия еще переживет подъем и веры, и величия в период "последнего царя". Это значит, что той "точкой омега", в которую должны быть устремлены наши политические движения, должно стать приуготовление этого последнего царства. Процесс не факт что быстрый, но естественным образом предполагающий определенную самодержавную концентрацию власти в руках той или иной национальной силы. Если это будет эволюция нынешней президентской республики, то такой процесс можно будет только приветствовать.
Теперь о технике. Главное обстоятельство здесь — отказ от размена на ложные цели и отказ от "единого на потребу". Например, многие на полном серьезе изучают автомат Калашникова ввиду глобальной китайской угрозы, каковой, в силу устройства китайской эко-цивилизационной ниши не последует (последует грандиозный демографический крах Китая, уже заложенный в нынешнюю структуру тамошнего населения). Другие ждут массового исламского нашествия, которого также не воспоследует. Что действительно случится — это крах в ближайшие полстолетия западной мир-экономики. Крах, который может болезненно ударить по России, поскольку наша страна интегрирована в нее достаточно серьезно. У нас слишком многое выстроено "под Запад".
Нам необходимо изучать нашу цивилизацию, чтобы опереться на свои собственные основы и успеть обрубить канаты с Западом раньше, чем тот пойдет на дно. Нам необходимо стимулировать свой демографический рост, который в условиях демографического краха соседствующих с нами цивилизаций станет залогом нашего успеха.
Но главное — необходимо создавать Россию как государство и страну Веры. Кто-то это может назвать "православным талибаном", да пусть хоть горшком назовёт, но главное — место Православия в общественной жизни России, место Церкви в реальном контроле за общественными процессами должны неуклонно повышаться. Собственно, Православие должно стать "фундаментом" нашего мировоззрения, а всё остальное — красивой надстройкой над этим фундаментом. Другими словами, "клерикализация" России — это магистральный путь, на котором мы решим значительную часть наших текущих национальных проблем, если, опять же, не забывать необходимости заботы о национальных интересах и не отдавать дело в руки ненормальных. Если же удерживать нацию лишь в режиме реагирования на текущие угрозы, то за рядом решенных проблем будет выстраиваться новый ряд нерешенных. И мы либо не увидим будущего, либо увидим его совсем не таким, каким нам хотелось бы.
Автор — православный публицист
1.0x