Авторский блог Борис Межуев 03:00 16 октября 2007

СКРЕПЫ ГОСУДАРСТВА

№42 (726) от 17 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Борис Межуев
СКРЕПЫ ГОСУДАРСТВА

Если говорить не в какой-то эсхатологической перспективе, а в перспективе реальной политики, то оптимальным образом — не идеальным, а оптимальным образом — России для меня является прежде всего сохранение ее идентичности. То есть Россия должна быть самостоятельной цивилизационной и культурной единицей мира, которая не зависит и отделена и от Евросоюза, и от Китая, и от исламской Азии, если там что-нибудь в ближайшее время сложится. На мой взгляд, особость России, ее невключенность в кризисные дела современного мира является в значительной мере залогом российской безопасности. Мы ведь видим, как сегодня перераспределяются природные ресурсы, а кризис глобализации приведет к еще большему обострению этих процессов, относительно мягкую версию которых мы видим и в Арктике, и даже в Ираке.
При этом, я надеюсь, сырьевое богатство России будет использовано в целях ее технологического перевооружения, где огромную роль должны сыграть государство и государственная экономика при большой свободе частного капитала. При этом, конечно, представители государства не должны претендовать на то, чтобы переструктурировать собственность в свою пользу. Я не знаю, можно ли здесь соблюсти необходимый баланс, но стремиться к этому надо.
Еще один важный момент — этот сырьевой потенциал не должен использоваться в интересах внешней геоэкономической экспансии, что сегодня, на мой взгляд, в значительной мере происходит, когда очень многие представители так называемого крупного бизнеса, тесно связанного с коррумпированной властью, надеются на какой-то индивидуальный или корпоративный "прыжок в Европу" с захватом там каких-то командных позиций и пытаются его осуществить.
На мой взгляд, это совершенно неправильно. Здесь у России должна быть позиция не экспансионизма, в данном случае экономического, а изоляционизма. Позиция переориентации этих ресурсов на задачи внутреннего развития, на укрепление экономической самодостаточности. Это чрезвычайно важная задача, которая должна стоять перед российским государством.
В политическом отношении я считаю оптимальным для России сочетание парламентской республики, когда правительство избирается парламентским большинством, при одновременном сохранении силового контура власти, подконтрольного президенту, который конституционно не ограничен запретом избираться на какие-то третьи, четвертые и последующие сроки. Но в руках президента должен находиться контроль исключительно за силовыми структурами и внешней политикой, но дающий свободу гражданскому обществу, в том числе политическим партиям, чтобы импульсы развития шли не только "сверху", но и "снизу".
Кроме того, чрезвычайно важный момент — это федеративное устройство будущей России. Без тенденций к конфедерации, разумеется. Причем на уровне субъектов Федерации не должно быть никаких губернаторов с какими-то мини-президентскими полномочиями, а должны быть только местные правительства по типу земель современной ФРГ. Их главы, разумеется, должны утверждаться федеральным президентом.
Мне такое устройство представляется самым оптимальным, сочетающим некую "вертикаль власти" с институтами гражданского общества. Я считаю необходимым для России такой путь развития, при котором учитывалась бы свобода личности не только правителя и правящей группы, но и всех членов общества.
Что касается современных границ Российской Федерации, то я их считаю в чем-то недостаточными, а в чем-то даже избыточными. Так, например, достаточно остро стоит вопрос о российском суверенитете на Северном Кавказе. Возможно, более приемлемым для этих территорий было бы существование под протекторатом России — поскольку образование там антироссийских правительств мы допустить не можем и не должны.
С другой стороны, я ожидаю и надеюсь на интеграцию славянских республик, прежде всего Белоруссии и Украины, в состав Российской Федерации. И я считаю реальное федеративное устройство России гарантом ее объединения с Белоруссией как самой близкой нам по культуре страной нынешнего "постсоветского пространства". А что касается отдельного статуса Белоруссии в составе Российской Федерации — это, на мой взгляд, вполне адекватное решение, для которого нужно только найти взаимоприемлемые конкретные формы.
Точно так же эффективное федеративное устройство России должно служить важнейшим противовесом возникновению и развитию периферийных этнонационализмов, самым опасным из которых я считаю украинский национализм. Думаю, идея федерализации Украины, прекращения попыток построить там унитарное этнонациональное государство — на сегодня в полной мере отвечает национальным интересам России.
Что же касается вопроса о достижимости этого оптимального состояния в обозримом будущем, здесь надо понимать, что именно сейчас и Россия, и весь мир находятся в своеобразной "точке бифуркации". Поэтому ничего недостижимого нет. И проблема "кризиса власти", которая сейчас у нас возникла, может быть решена очень позитивно. К сожалению, у нынешней "властной вертикали" пока не видно никаких тенденций к позитивному решению данной проблемы. А это именно третий срок Путина с сохранением всего силового контура власти, чтобы силовики не переругались между собой, при парламентском правительстве. Но для этого нужно, во-первых, системное понимание проблемы как структурами гражданского общества, так и структурами "вертикали власти". Если такое понимание возникнет, своеобразный пакт, направленный на сохранение России как уникального цивилизационного центра, может быть оформлен чрезвычайно быстро.
Автор — политолог
1.0x