Авторский блог Максим Шевченко 03:00 16 октября 2007

МОБИЛИЗАЦИЯ ДУХА

№42 (726) от 17 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Максим Шевченко
МОБИЛИЗАЦИЯ ДУХА

Органическая русская судьба связана прежде всего с решением фундаментальных вопросов русской жизни. В середине XVII века русское общество раскололось благодаря вмешательству Царя и Патриарха в исконное право самим выбирать себе веру, самим выстраивать отношение к внутренней власти, спасать в случае чего эту власть от иностранного нашествия, как это было в 1613 году… С этого самого момента был порождён очень серьёзный конфликт — отделённость образованных слоёв русского общества от власти, я не говорю уже про необразованные слои.
Мне кажется, что каждая попытка решения этого конфликта сразу двигала Россию вперёд, потому что позволяла сконцентрировать огромные творческие силы народа в системе единого направления и употребить эти силы для развития страны. Всякая иная ситуация в России, когда власть отдельно, народ отдельно, мыслящий класс отдельно, ведёт к тихой стагнации, энтропии и умиранию. Мы видели такие взлёты, со всеми их минусами, в большевистском проекте, в проекте Петра I. Это были попытки преодоления, разделения, создания единого смысла, формулирования общей задачи, идеи, способной объединить внутреннее содержание разных слоёв населения России, а с имперского периода подключились и инородческие области, которые не являются чужими, но являются ещё одним слоем населения, очень важным, серьёзным, крепко стоящим на ногах…
Если такой проект рождается просто как пиар-технология правящих классов, то он обычно заканчивается ничем, пшиком. Нужны личности уровня Петра I, Ленина, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки. Нужно сдвинуть не желающую отказаться от своего господства номенклатуру, сдвинуть народ, который сам по себе не ленив, но не верит ни во что хорошее, что исходило бы от государства. Власть должна показать народу, что она готова жертвовать собой, своим бытием, своей будущностью. Просто жертвовать собой за государство народ больше не хочет. Он принес огромные жертвы на алтарь власти, а власть в 1991 году его предала. Отдельно стоит мыслящий слой. Для этих людей идеи являются смыслом их жизни, за идеи они готовы идти на баррикады, на каторгу, на смерть. Так что мыслящий российский слой и является золотым фондом, золотым запасом нации. Не власть, не так называемый народ, а интеллектуалы — пассионарии.
Сама цепь индивидуального действия, поиска справедливости как основной органической идеи русской жизни, попытки сформировать эту справедливость на социально-политическом уровне и является дальнейшим наполнением русской политической жизни.
В русской революции происходит органическое единение народа. Большевистский проект — один из величайших проектов русской истории, его мало с чем можно сравнить. Он объединил все духовные силы народа. Да, было много жертв, но их число чрезмерно преувеличивают сегодня. Однако главная проблема была в насаждении в рамках проекта иностранного опыта социализма. Если мы внимательно присмотримся к перегибам в рамках процесса коллективизации, то увидим, что они были не органическим продолжением идеалов русской революции, которая дала крестьянам землю и свободу, а следствием попыток вернуться к западническому марксистскому пониманию построения социалистического общества, индустриализации. Это кончилось катастрофой, гибелью огромного количества людей. Этот проект кончился ничем — в первые же недели Великой Отечественной войны немцы разгромили всю эту индустриализацию. Понадобилась новая мобилизация русского духа. Приказ "Ни шагу назад!" все описывают как какой-то удар по голове, когда все опомнились, и армия перестала отступать, стала держаться за каждую пядь земли. Бывали поражения и после этого, но изменилось нечто, связанное с Духом. Это говорит о духовно-мобилизационной сути России, русского исторического проекта. Не имперского, потому что имперское — это всегда аристократия, правящий слой, элита, которая являлась в России предательской по отношению к своему народу и по отношению к мыслящему слою страны. Поэтому когда мы говорим об идеале государства, то, мне кажется, что это должна быть оригинальная народническая форма. Русский социализм — без ориентации на западный опыт — в большей степени близок к тем чаяниям, которые всегда вызревали в душах народов нашей страны.
Это частная собственность как реализация права человека быть свободным и накопление; это распределение ресурсов и направление их на стратегические отрасли для решения исторических задач. И третий фактор — конечно, свобода в том органическом понимании, что всегда была присуща русской мысли: свобода вероисповедания, свобода слова, свобода говорить царю, что он — деспот, а не только петь ему хвалу. В этом была вековая мечта русского народа. Мне кажется, что из людей, которые подошли ближе всех к воплощению этой мечты, были вступивший в органический конфликт с большевистской революцией, с её троцкистско-марксистской составляющей, Нестор Иванович Махно или же руководители крестьянских восстаний. Сама гражданская война была трагическим расколом. Ни белые, ни большевики в этом не виноваты — это была молния, которая расколола русскую жизнь. В идеале можно было бы подумать о таких формах жизни без начальства, без господ, без правящих элит, которые бы удовлетворили всех граждан великой Советской республики, которая тогда создавалась и которая поразила человечество совершенно новым отношением к понятиям социальной свободы и социальной ответственности.
Касательно территории, мне кажется, что формат Советского Союза двадцатых годов, Советская республика, давшая новый тип отношений между Трудом и Капиталом, между людьми, нациями — это самый правильный формат. Это мировая коммуна, построенная на уважении права личной жизни, права частной собственности, права быть свободным человеком, перераспределения общественного дохода и направления его как на улучшение социального положения, так и на развитие государства и государственных проектов.
Без этого никакие границы, никакие правящие элиты не удержат империю, в каком бы формате она ни была, от неизбежного и катастрофического крушения.
Автор — телеведущий, главный редактор журнала «Смысл»
1.0x