Авторский блог Валерий Ганичев 03:00 9 октября 2007

НАШЕ ВЕСЁЛОЕ СЛОВО

№41 (725) от 10 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валерий Ганичев
НАШЕ ВЕСЁЛОЕ СЛОВО

Юмор, сатира, смех в русской литературе возникли не сегодня и даже не вчера: это давняя традиция отечественного слова — возьмите любого из авторов даже далеких веков. Вот, к примеру, Даниил Заточник: ему очень не нравятся те жены, которые сидят перед зеркалами и накрашивают губы, он их высмеивает — это пятьсот лет назад! И впоследствии, скажем, повесть "О Ерше Ершовиче" — с каким русским — и ехидным, и в тоже время благодушным чувством относится автор к тому состоянию, в котором оказываются многие из нас... Вот любимый мной XVIII век — идея утвердилась, окно прорубили в Европу, ну разве, кажется, здесь до смеха, а ведь именно в это время появляется неистощимое, какое-то невиданное состояние в отношении к юмору, сатире, в отношении к тем грехам, которые проявляются в обществе, — и возникают "эзоповские" басни и выдающиеся пьесы Фонвизина. Или Державин, который сказал: "Я ставлю себе в заслугу то, что русская поэзия при мне заговорила веселым словом". И, опять же, фонвизинская ирония в адрес людей, которые, преклоняясь перед западным, забывали свое, отечественное. А вслед за этим — и Дмитриев, и Карамзин, или великий Грибоедов — бессмертное "Горе от ума"!
А Пушкин? Великий классик, гений, и в то же время — рассыпаны везде алмазами его остроумие, его весёлость, его критический взгляд на всех — от Булгарина до Курилки, который жив...
А великий Гоголь! Все смеялись, даже наборщики, которые набирали "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород", все смеялись над "Старосветскими помещиками", но правильно сказал Белинский, что когда его читаешь — ты смеёшься, а когда ты заканчиваешь читать — порой начинаешь плакать. Да, это смех сквозь слёзы, потому что Николай Васильевич так хотел, чтобы мы избавились от пороков и грехов, так хотел, чтобы Россия жила возвышенной жизнью, он не мог не высветить своим лучом ни Ноздрёва, ни Манилова, ни Хлестакова — это просто сквозной ряд великих сатирических и юмористических героев. Думаю, что ведь и ныне они не перевелись, живут в сегодняшней нашей среде, окружают нас, продолжают обманывать столь блестяще, как великий Хлестаков — да, по-своему великий, ибо обманул целый губернский город, всю власть, и сейчас обманывает... Эти Хлестаковы, приходя сегодня к власти, приходя к банковским реквизитам, продолжают обманывать не только губернский город, но и всю страну и, наверное, все мы ждём: когда же приедет настоящий ревизор?
А Чехов? Гениальная "Душечка", которую мы вроде все знаем, а как же сегодняшний день показан, когда советник думает провести прекрасный вечер, на котором намерен сказать слово своё... Как это близко — когда никто не дает сказать правду, ни телевидение, ни СМИ...
А вот и наше время — XX век, Аверченко, Зощенко... А Шолохов — с его бабами-казачками, которые отказались служить мужикам и заставили их почувствовать великую женскую силу. И его дед Щукарь, незабвенный на все века, и добрый юмор в "Они сражались за Родину". Отечественная война — уж до смеха ли? Но помните — во время войны появляется "Василий Теркин" Твардовского, великая книга про русского бойца, многие её строки до сих пор на память все знают.
Вот почему мы приветствовали в своё время усилия наших товарищей и коллег, которые решили создать в нашем Союзе писателей секцию "Русский смех", продолжая традиции русской литературы, где слышатся и смех, и смех сквозь слёзы, и социальное обличение, которое ей тоже всегда было близко. Да, смех бывает и сквозь слёзы, но бывает и тот, который ободряет нас, помогает многое осуществить. Почему русский? Потому что, к примеру, "одесский смех" сплошь и рядом, "армянское радио" тоже — а где же мы с вами? Так что, по-моему, это справедливо, ибо в нашем смехе есть своя горечь, своя беда, но есть и свой задор, который, конечно, ни в коем случае не зубоскальство, не глум над кем-то, а просто наше ободрение, осознание и наших национальных слабостей, и "общечеловеческих" тоже. Русская литература никогда не оправдывала неправедное богатство, что бы ни было вокруг: феодализм, капитализм, социализм, нэп... Что бы там ни говорили, она всегда была и будет против того, что наворованное выдаётся за честно нажитое, что так, мол, идёт извечно. Нет, не извечно, и не будет извечно: если это сперва подвергнуто осмеянию, и потом и осуждению, то в итоге всё это рухнет...
Кто-то скажет: "Ой, время ли?", до "русского" ли "смеха" сейчас, до фестивалей весёлых и альманахов? Да не подумают ли? Не обвинят ли? И подумают, и обвинят. Но как сказал незабвенный Козьма Прутков: "Люби ближнего, но не давайся ему в обман"...
Вспоминается прискорбный факт из истории. Когда ордынский хан посылал своих баскаков на Русь за данью, он учил их: если будут плакать, значит, у них есть, что отдать, — ищите и берите. Если будут очень плакать — значит, осталось ещё что-то. Берите! Если начнут смеяться, значит, у них больше нет ничего — возвращайтесь.
Вот поэтому и говорим мы — пришло время смеяться!..
Автор — Председатель Союза писателей России
1.0x