№41 (725) от 10 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Винников
АПОСТРОФ
Шамиль СУЛТАНОВ. Ислам — это справедливость. — М.: Умма, 2007, 144 с.
Проблемы социальной справедливости, которым в годы торже- ства "рыночно-демократических реформ" многократно выносился окончательный и не подлежащий обжалованию приговор: "лишить сущности, а память вытоптать", — снова оказываются в фокусе внимания российского общества. О них говорят все: от президента и высоких правительственных чиновников до последних вокзальных бомжей.
Но уже не столько с целью восстановления государственного патернализма, столь свойственного уничтоженному советскому обществу, сколько с точки зрения так называемой "мобилизационной парадигмы", без которой Россия — с этим тоже согласны все — вряд ли перейдет на рельсы опережающего, инновационного развития и останется в ряду пресловутых "failure states" — "неудавшихся" или "несостоявшихся" стран.
И тогда, приводит автор рецензируемой книги слова пророка Мухаммеда: "Уже скоро другие народы обрушатся на вас подобно тому, как обжоры набрасываются на миску с едой…"
Межрегиональный, межэтнический, межконфессиональный диалог по проблемам социальной справедливости в Российской Федерации между тем идет постоянно — иногда принимая самые крайние, неприемлемые для страны формы, как это было в Чечне 90-х годов.
В РФ создаются даже политические партии, в своей пропаганде и даже в своих названиях широко использующие мотивы социальной справедливости: например, Партия социальной справедливости (ПСС), или получившая куда большую известность "Справедливая Россия" Сергея Миронова.
Помимо светских, партийно-политических трактовок социальной справедливости, поворачиваются лицом к этой проблеме и традиционные для России религиозные структуры. Свою социальную доктрину, как известно, недавно приняла Русская Православная Церковь, аналогичный документ принят Советом муфтиев России.
Однако до сих пор реального, живого взаимодействия политических, общественных, религиозных структур Российской Федерации не происходит. Всё, как правило, ограничивается "общими разговорами на тему", не переходя в область практических дел.
Такие "обряды вызывания социальной справедливости", конечно, тоже не являются абсолютно бесплодными, однако в современном российском обществе, где наблюдается колоссальный дефицит справедливости (разница в доходах между разными регионами страны достигает 41 раза, а пресловутый децильный коэффициент — даже 60 раз, как в Москве), уже не могут никого удовлетворять.
Шамиль Султанов — не только известный российский публицист, писатель, политик, депутат Государственной думы РФ (фракция "Справедливая Россия: РПЖ"), но и глубоко верующий мусульманин.
В своей новой книге он фактически выдвигает концепцию ислама как "религии справедливости" — в противовес куда более распространенной концепции "религии покорности". Излагая концепцию социальной справедливости в русле таухида — беспрекословного следования воле Аллаха, автор развертывает идеальную картину исламского этоса (системы человеческого поведения) в реальных жизненных ситуациях, вершиной которого становится "непосредственное осознание и переживание мусульманином таухида".
"Истинный мусульманин жив для того, что составляет конечную ценность данного момента времени в данном месте. И в каждый такой момент он осознанно посвящает себя требованиям именно этого мига… Справедливость — именно то, что соединяет, интегрирует уникальный личностный опыт и достижения внутреннего, духовного пути для конкретного выполнения Долга в этом конкретном месте и в это конкретное время, в том числе и на социальном уровне. Быть справедливым для мусульманина — это уметь объединять, соединять, интегрировать "внутреннее" и "внешнее" для максимально эффективного выполнения своего Долга". А Долгом мусульманина является иман (вера) — "не только и не столько психологическое состояние, сколько особый, не сравнимый ни с чем процесс во внутреннем пространстве духа — сверхнапряженное движение по бесконечной лестнице пластичного, динамичного, постоянно бурлящего, постоянно творческого во всем таухида".
Разумеется, такая "исламская динамика", истекающая из суфийских учений, стоит неизмеримо выше унылой социальной прагматики, в качестве "духовной оспы" экспортируемой в "failure states" "третьего" и "четвертого мира" из псевдо-государств Запада. Но точно так же разумеется, что сама по себе эта "исламская динамика" не может и, наверное, не должна быть единственной основой действующей концепции социальной справедливости. И словом, и делом должен взаимодействовать с ней на своем конфессиональном уровне русский православный этос — к сожалению, за три столетия "западнических" реформ во многом утративший свою временную и пространственную идентичность.
К восстановлению, к развитию ее на деле и призывает нас книга российского мусульманина Шамиля Султанова.
1.0x