№41 (725) от 10 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Маслов
ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
На Украине подведены предварительные итоги досрочных выборов в Верховную Раду. Партия регионов получила 34,37%, Блок Юлии Тимошенко — 30,71%, Блок "НУ-НС" — 14,15%, КПУ — 5,39%, "Блок Владимира Литвина" — 3,96% голосов. С учетом "мультипликационного эффекта" (распределения мандатов только между преодолевшими трехпроцентный барьер партиями), "регионы" должны получить 175 депутатских мандатов, "тимошенковцы" — 156, "ющенковцы" — 72. 27 мест в Верховной Раде достанется коммунистам, 20 — Блоку Владимира Литвина.
Особая интрига разгорается вокруг показателя социалистической партии Александра Мороза, не преодолевшей трехпроцентный барьер. Сам лидер социалистов уже заявил о массовой фальсификации итогов выборов в пользу "оранжевых". По его данным, около 2,7 миллиона голосов эмигрантов из Украины пошли в копилку президентского блока "Наша Украина—Народная Самооборона". Получается, именно эти "вбросы" и дали СПУ "непроходные" 2,86% голосов. А преобразование результата социалистов хотя бы до 3,01% может кардинальным образом модифицировать полученный "на выходе" политический результат.
Посмотрим, что произойдет в этом случае (даже при сохранении приведенных выше цифр у остальных партий). Показатель "эффективного голосования" тогда составил бы не 88,58%, а 91,59%. Соответственно у Партии регионов оказалось бы 169 депутатских мандатов, у БЮТ — 151, у "НУ-НС" — 69, у КПУ — 26, у "Блока Литвина" — 19, у СПУ — 15. Казалось бы, изменения не слишком значительные, но…
Во-первых, "блокирующий пакет" сторонников Юлии Тимошенко сокращается с шести голосов всего до одного. Иными словами, чтобы отобрать у "принцессы Майдана" возможность распустить новый состав Верховной Рады по уже опробованному сценарию со сложением депутатами своих полномочий, нужно будет "решать вопрос" всего лишь с одним-единственным человеком.
Разумеется, это выгодно всем конкурентам БЮТ, включая пропрезидентскую "Нашу Украину-Народную Самооборону". И именно поэтому лидеры БЮТ все последние дни активно протестовали против "фальсификаций в пользу социалистов".
Однако, во-вторых, приход СПУ в украинский парламент выбивает из рук "оранжевой коалиции", пусть виртуальной, простое большинство, поскольку у них тогда получается не 228 мест из 450, а всего лишь 220, что делает не просто возможным, а весьма реальным создание "антиоранжевого" коалиционного правительства во главе с Партией Регионов и с участием КПУ, СПУ и "Блока Владимира Литвина".
А вот это уже категорически неприемлемо для "команды Ющенко", в данном случае теряющей рычаги управления ситуацией.
В итоге "партия Мороза", похоже, всё-таки остается за бортом Верховной Рады. Не исключено, что такой результат стал следствием определенных политических договоренностей между Ющенко и Януковичем.
О наличии и даже о вероятном характере этих договоренностей можно судить по "странной" позиции, занятой президентом Украины по итогам выборов. Разумеется, речь идет о предложенной им модели "широкой коалиции" с участием всех трех "политических тяжеловесов"-победителей выборов, к которым он почему-то (впрочем, понятно, почему) отнес и "свой" блок "Наша Украина-Народная Самооборона". Всё-таки "президентская" партия с поддержкой менее 15% избирателей — это не победа, а политическая катастрофа.
И единственный шанс, более того, единственная ниша выживания Ющенко как президента — в "разводке" Януковича с Тимошенко. Чем дальше друг от друга и непримиримей будут "регионы" и БЮТ, тем увереннее будет чувствовать себя действующий глава украинского государства. До следующих выборов, разумеется.
Но гнадо признать, что пока время работает на Тимошенко. Подорожание российских энергоносителей (в том числе поставляемых RosUkrEnergo из Средней Азии) вызывает по всей Украине цепную реакцию удорожания цен, тарифов и снижения реальных доходов населения. И именно Тимошенко канализирует эту растущую волну недовольства в политику, предлагая людям идеи восстановления социальной справедливости, беспощадной борьбы с коррупцией власть предержащих (особенно "донецкого" клана) и дальнейшего ужесточения политики по отношению к главному виновнику всех украинских бед — России и "Газпрому".
Это не просто популистская риторика. За Юлией Тимошенко стоит официальный Вашингтон, активно заинтересованный в "укрощении" интересов России на постсоветском пространстве. И Украина, согласно всем правилам геополитики, воспринимается здесь как ключевое звено сначала "отбрасывания" Российской Федерации за пределы Европы, а потом — и уничтожения ее как самостоятельного политического субъекта.
Наверное, стоит напомнить, что нынешний, затянувшийся на полгода кризис власти на Украине, начался сразу же после смены американского посла в Киеве и после визита Юлии Владимировны в США, где сейчас под домашним арестом находится ее бывший шеф Павел Лазаренко.
Противоречия между Ющенко и Тимошенко — это в первую очередь противоречия между демократами и республиканцами США применительно к Украине.
Учинив памятный "газават" зимы 2005-2006 годов, реальным итогом которого стало создание RosUkrEnergo с пересмотром формата участия украинской стороны в распиле доходов от нефтегазового экспорта и допуском в него "семьи Ющенко", путинский Кремль сделал шаг от "друга Джорджа" в сторону демократов, с верхушкой которых тесно связана нынешняя супруга Виктора Андреевича и бывшая кадровая сотрудница госдепартамента (а утверждают, что также — агентства национальной безопасности) США Екатерина-Клер Чумаченко.
Поскольку с назначением Тимошенко премьер-министром Украины "малине" RosUkrEnergo грозит вполне предсказуемый и быстрый конец, весьма логично предположить: осенью 2007 года правительство "нэзалэжной" обойдется без Юлии Владимировны на этой позиции. Что будет автоматически означать новый всплеск ее политической активности.
Пока трудно предположить, когда в этом случае БЮТ пойдет на новую "досрочку", однако есть основания предполагать, что это случится не сразу же после начала работы нового состава Верховной Рады.
Во-первых, "отцепив" социалистов Мороза, главные политические конкуренты Юлии Тимошенко оставили ей определенный "запас депутатской прочности" на будущее. Которым она, будучи вменяемым политиком, воспользуется в наиболее подходящий момент.
Во-вторых, парламентская трибуна — самое удобное место для выливания "компромата" на политических противников и повышения своего электорального рейтинга. Особенно продуктивно для "непримиримой оппозиции", в которую, скорее всего, уйдет БЮТ.
В-третьих, градус социального недовольства населения должен резко вырасти ближе к весне, после "голодной и холодной зимы", когда число сторонников Тимошенко, недовольных и президентом, и правительством, точно перехлестнет за 40, а то и за 50 процентов.
Поэтому, если не случится ничего экстраординарного, наподобие пересчета голосов по иску СПУ, нового политического кризиса на Украине стоит ожидать не раньше конца января и не позже начала марта 2008 года, — с тем, чтобы в мае-июне премьер Тимошенко при поддержке Вашингтона (и, вероятно, ЕС) начала "последний крестовый поход" против "Газпрома" и России. К которому, наверное, в Москве должны подготовиться заранее.
1.0x