№41 (725) от 10 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный
В ПОИСКАХ ВЫХОДА
Заметки с «Украинского Форума»
6 октября 2007 года глобальные телеканалы вовсю передавали кадры из Парижа, где украинский президент Виктор Ющенко позировал на фоне Елисейского дворца в компании с французским премьером Николя Саркози и экс-президентом США Клинтоном, наглядно демонстрируя всему миру свои реальные политические приоритеты.
Конечно, ему нечего было делать в Душанбе, где в тот же день на "тройной саммит": СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, — собирались лидеры "постсоветских" республик. Для него, наверное, это было всё равно, что предпочесть коллекционным французским винам какой-то "тройной одеколон".
Даже Михаил Саакашвили, несмотря на всю свою антироссийскую позицию, отчаянно нуждающийся в диалоге с Кремлем, понял допущенную им ошибку и умчался из Душанбе обратно в Тбилиси.
"Зоны влияния" в бывшем Советском Союзе распределяются всё отчетливее и бесповоротнее. Между Китаем, Россией и США. Грузия и Украина при этом, видимо, внутренне уже переданы руководством РФ в "американскую" зону влияния. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: их руководство никто из Кремля больше не собирается воспринимать всерьёз — все вопросы теперь будут решаться напрямую с "хозяевами": Вашингтоном или Брюсселем.
Я не знаю, насколько оправданна такая позиция в отношении Грузии. Особенно учитывая претензии официального Тбилиси к Абхазии и Южной Осетии, а также олимпийские перспективы Сочи-2014. Но то, что она абсолютно не оправдана в отношении Украины, — это, как говорится, медицинский факт.
И дело, конечно, не только и не столько в экспорте российских энергоносителей на Запад — тут заинтересованные стороны в итоге всегда найдут какой-то консенсус. А вот перспективы вступления Украины в НАТО, размещения на ее территории американских военных баз с ядерными ракетами, ухода российского Черноморского флота из Севастополя и т.п. — становятся всё более реальными.
Киевская номенклатура в значительной своей части, будучи абсолютно русской по культуре и воспитанию, твердо верит, что окончательная консолидация "незалежности" и их собственных привилегий может произойти только в рамках НАТО и при условии ожесточенного противостояния Москве. Олигархи, особенно связанные с экспортом и реэкспортом, полагают, что итоги распределения собственности в рамках грабительской приватизации благодаря "незалежности" становятся незыблемыми на всю историческую перспективу. А украинская "образованщина" в массе своей сидит на западных грантах и деньгах национального бюджета, рассчитывая в перспективе на "теплые места" в западном сообществе.
То, что Украина и, в первую очередь, индустриальное Левобережье, утратят свой промышленный потенциал, то, что само украинское население под напором глобализационных реалий и мировых цен разбежится по другим странам, а в значительной части просто погибнет (о чем говорят демографические итоги 15 лет "незалежности"), — ни в малой мере не тревожит нынешних "оранжевых триумфаторов". А уж вероятный конфликт с Россией и погружение остатков населения в феодализм — так это просто пустяки для столь "элитных" группировок "европейского уровня".
Точно так же, как не волнует Кремль окончательное превращение братской республики с более чем десятимиллионным русским населением в типичную страну "третьего мира", поставщика "пушечного мяса", дешевых рабочих рук и "живого товара" для "цивилизованных" европейских и прочих богатых стран. "Нефтегазовой" России в том числе.
Не хотелось бы тут упрекать наших власть предержащих в каком-то особом "предательстве" по отношению к Украине, — в реальной политике моральные принципы давно не в чести, — но болезнь взаимного отторжения зашла уже очень далеко. И на "верхах" двух наших стран до сих пор практически не осознается. Хотя какие-то подвижки — особенно со стороны "старосоветской" украинской элиты — уже начались. Что в полной мере продемонстрировала организованная "Украинским форумом" международная конференция, посвященная вопросам российско-украинского стратегического партнерства.
Эта конференция состоялась буквально за три дня до проведения досрочных выборов в Верховную Раду. Но о них старались не говорить, как в доме повешенного не говорят о веревке. "Наш форум проходит вне формата выборов: и предстоящих в воскресенье выборов в Верховную Раду Украины, и близких парламентских выборов в России", — специально подчеркнул сопредседательствующий на конференции академик Национальной Академии наук Украины (НАНУ) Владимир Семиноженко.
Потому что можно провести еще десять выборов, хоть очередных, хоть досрочных — объективные проблемы Украины как независимого государства от этого не разрешатся и даже не станут менее острыми.
Пожалуй, самой важной из них становится проблема трансформации нынешнего технологического уклада Украины, полностью доставшегося республике от советского времени. Уже к началу 90-х годов амортизация основных производственных фондов республики составляла около 40%, к 2007 году она увеличилась почти в полтора раза — до 56%. И это — на фоне массового выбытия основных объемов производственных фондов, ушедших, грубо говоря, в металлолом. Ежегодно обновляется не более 4,5% машин и оборудования, ВВП в 2006 году достиг 68% от уровня 1990 года — такие данные привел в своем выступлении член-корреспондент НАНУ Борис Кваснюк.
Иными словами, речь идет о том, что сохранить прежнюю технологическую инфраструктуру украинской экономики и украинского общества практически невозможно. Советский "запас прочности" исчерпан на Украине практически до нуля, и даже поддержать его функционирование в минимально необходимом режиме современное украинское государство не в состоянии. На это нет ни денег, ни квалифицированных кадров.
И нынешний выбор, перед которым стоит Украина, достаточно прост: или уничтожать остатки советского технологического уклада, переходя на западные стандарты, или развивать то самое стратегическое партнерство с Россией, которое было фактически прервано "оранжевой революцией".
"Разве это нормально, что за последние два года президенты Российской Федерации и Украины ни разу не встретились между собой, что называется, с глазу на глаз?.. О каком развитии отношений может при этом идти речь?" — недоумевал на конференции первый вице-премьер Украины Николай Азаров.
О дистанцировании России от Украины в жизненно важной для последней сфере космического сотрудничества, включая вопросы "военного космоса", с горечью говорил директор Национального космического агентства Украины Юрий Алексеев: "Позиция у Москвы сейчас такая: старые совместные проекты завершаем, а новых не начинаем… Потому что вмешивается политика: мол, раз вы идете в НАТО — так идите сами". В итоге, оказывается, Украина начала переговоры о запуске своей ракеты-носителя с площадки бразильского космодрома.
Советник президента Украины Владимир Горбулин по этому поводу высказался более чем откровенно: "Для меня совершенно очевидно, что украинский оборонный комплекс не может существовать без поставок из России. Но точно так же очевидно, что российскому ВПК понадобятся многие годы и многие десятки, если не сотни миллиардов долларов, чтобы научиться обходиться без кооперации с украинскими предприятиями".
А что ждет Украину на путях интеграции с Западом? Ответ на этот вопрос дал экс-президент Украины Леонид Кучма: "Да, мы должны стремиться к европейским стандартам качества жизни и социальных отношений. Но я всегда говорил: приведите мне хотя бы один пример, когда Европа пришла бы к нам со своими высокими технологиями. Нет таких примеров!"
А когда страна утыкается в подобный исторический тупик, вполне вероятными становятся самые крайние социально-политические эксцессы, повышенную популярность приобретают "харизматические" вожди, на которых возлагают свои скрытые надежды разуверившиеся во всех и вся люди. Я очень далек от той точки зрения, которую высказывает политолог Андрей Ермолаев: что главные участники политического процесса на современной Украине — это "новые харизматические движения, очень напоминающие средневековые псевдорелигиозные секты с вождями, цветными плащами и прочей атрибутикой; нет политического рацио, нет дискуссии, зато есть вера-неверие, команды преданных, верных соратников и избиратель, превращенный в верующего того или иного харизматического движения". Но тенденцию тотальной социально-экономической деградации украинского общества, которая, несомненно, транслируется и в политическую сферу, она передает достаточно верно.
То, что у России как "старшего брата" есть шанс вывести Украину из этого исторического тупика, сомнению не подлежит. Но для этого она сама должна из него выйти, преодолеть собственное "сырьевое проклятие", вступить на путь инновационного развития.
Однако из уст российского посла в Киеве Виктора Черномырдина на конференции можно было услышать совсем другое: "Нас, Россию, в этом направлении не сдержать. Мы всё равно будем строить, и мы построим — в обход, по дну, в Китай, через Северный Ледовитый океан — но построим. А кто будет нам мешать — останется с металлоломом вместо газопровода. Трубы будут, а что туда подавать? Одним туркменским газом Европу с Украиной не согреешь, и плохо, что это не очень понимают".
Чего тут, спрашивается, не понять: ведь стараниями в том числе и Виктора Степановича российско-украинские отношения рассматриваются теперь исключительно через экспортную "трубу". Чем больше вывезено за рубеж "черного" и "голубого золота" из нашей страны, чем больше получено нефте— и газодолларов, тем, мол, и лучше. Что хорошо для "Газпрома" — хорошо для России. Точные и своевременные расчеты делают нас друзьями.
Но на деле это — к сожалению или к счастью — далеко не так. От того, что нынешний украинский президент в какой-то форме является бенефициаром RosUkrEnergo, он не становится другом России. Это рассматривается им — и вполне справедливо — как своего рода феодальный налог, статусная выплата, а статусом своим Виктор Ющенко обязан вовсе не Кремлю. Даже напротив.
Парадоксально, но любая выстроенная "командой Путина" схема "третьего срока" оказывается неустойчивой без оформления стратегического альянса с Украиной. А между тем у России по-прежнему нет четкой и внятной стратегии в отношении соседней страны, что облегчает геополитическим противникам нашей страны отрывать от нее Украину, дискредитировать идеологию славянского единства, закреплять украинскую элиту на антироссийских позициях.
На этом фоне вызывает недоумение бездействие как существующих государственных, так и общественных механизмов, призванных поддерживать соответствующий уровень отношений между двумя странами, наполнять их конкретным содержанием. В этой ситуации необходимо снова возродить должности заместителей министров по делам СНГ в ключевых министерствах и ведомствах. В МИД такая должность уже появилась, а к сфере ответственности вице-премьера Нарышкина отнесена деятельность СНГ. На повестке дня и создание межведомственной группы по делам СНГ, в которую бы и вошли по должности соответствующие заместители министров.
Сегодня практически не работают парламентские механизмы, формально созданные у нас в Госдуме и Совете Федерации. Однако парламентарии двух стран не помнят, когда проходили встречи и заседания российско-украинских и украино-российских депутатских групп по ключевым проблемам отношений между двумя странами.
Не работают и неформальные механизмы и структуры общественно-политических и научных организаций, которые на своих форумах и встречах могли бы привлекать внимание власти к острым вопросам и искать пути их решения как в сфере информации, культуры, науки, так и межнационального общения.
Решению этих задач могло бы содействовать создание на Украине телеканала либо газет, работающих на укрепление отношений между двумя странами, на разъяснение важности для судеб двух народов формирования стратегического альянса. Для России ключевое значение имели бы программы поддержки и стимулирования интереса на Украине к овладению русским языком. Наверное, можно было бы запустить по одному из федеральных телеканалов викторины о русском языке, победители которых получали бы право на обучение в российских вузах либо на поездки по историческим местам России. Не используется и механизм подготовки украинских студентов в российских вузах путем отбора наиболее способных для бесплатного обучения в России. Не поддерживаются и школы с русским языком обучения. А ведь русская гимназия, к примеру, в том же Львове: с высококвалифицированными преподавателями, в том числе из Москвы, — могла бы стать лучшей в городе, куда бы местная элита стремилась бы отдать своих детей. Давно канули в прошлое фестивали русской песни или исполнения песен на русском языке для стран-членов СНГ. В этом плане создание телевидения СНГ со штаб-квартирой в Москве могло бы содействовать гармонизации общего культурного пространства на территории бывших советских республик, включая Украину.
Но кто, какой общественный или политический субъект будет заниматься всеми этими вопросами? В этой связи, на мой взгляд, заслуживает внимание инициатива, с которой на конференции в Киеве совместно выступили посол РФ Виктор Черномырдин и депутат Госдумы, давний автор газеты "Завтра" Шамиль Султанов. Ими было предложено создать постоянно действующий исполнительный орган, совместную российско-украинскую комиссию в рамках "Украинского форума". И это предложение было практически единодушно поддержано участниками конференции.
Смысл данной инициативы заключается в том, чтобы создать мощный негосударственный канал взаимодействия между общественными (включая политические) структурами двух государств — своего рода пророссийское лобби на Украине и проукраинское лобби в России. Идея достаточно простая и эффективная, чтобы не оказаться мертворожденной.
И то, что сегодня взаимодействие двух наших стран получило такой шанс выйти за рамки взаимодействия чиновных элит, в которых оно медленно угасало пятнадцать последних лет, лично мне видится важным знаком изменений к лучшему — независимо от конкретных результатов выборов 30 сентября.
1.0x