№40 (724) от 3 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Семанов
СОРОК РУССКИХ ПОДВИЖНИКОВ
В современном "цивилизованном мире" царит жёсткий, хоть и неписанный закон: кого не показывают на телеэкране, тот для этого самого мира как бы не существует. А у нас в "Останкино", где "дежурным по стране" уже который год маячит каркающий одессит Жванецкий, старый и потёртый, тут и говорить нечего.
Разносторонне талантливого Савву Ямщикова иногда всё же показывают по российскому телеку (чуть было не написал "по нашему", но остановился, он пока совсем не наш). К счастью, известен он народу не только по милости останкинских теледельцов. Савва Васильевич — постоянный автор многих боевых публикаций, в том числе — известных книг, которые получают много заинтересованных откликов. Последняя из его книг — сборник "Созидающие" (М., Русский миръ, 2007). О ней следует рассказать.
Эта книга — сказ о подвижниках русской культуры во всех её областях, живущих по всему простору нашей необъятной родины, от Волхова до Байкала. Набралось их ровно сорок — мистическое для России число. Напомним, что и Москва прославилась тем, что звонили в ней сорок сороков православных церквей и монастырей. Ни больше и ни меньше. Есть среди героев люди широко известные, но в основном, и это одно из достоинств новой книги, — скромные русские подвижники, отнюдь не обласканные громкой славой. О них и речь прежде всего.
Отец Сергий (Сергей Борисович Симаков), москвич по рождению и архитектор по образованию, покинул шумную, пронизанную чуждыми ветрами столицу и поселился под древним русским городом Угличем, ныне, к сожалению, местом глухим. Там пришёл к Вере, крестился и венчался вместе с верной супругой, потом он стал священником в том же храме, а она — матушкой и помощницей во всех его делах. Окормляя паству, отец Сергий не оставляет живописи. Талантливый художник, он продолжает и развивает традиции великой русской живописи, служение прежде всего заветам и чаяниям русского народа.
Уроженец уральских предгорий Анатолий Гордеевич Дёма, потомок казачьего рода и сын фронтовика, по окончании Ленинградского художественно-промышленного училища всю жизнь посвятил монументальной скульптуре, создавая памятники славным людям родины. Слава русского флота — самая близкая сердцу скульптора. Им созданы памятники русским морякам в старейших центрах отечественного флота — в Петербурге и Николаеве. И вот недавно — в Северодвинске, где ныне строятся сильнейшие в мире подводные ракетоносцы. Анатолий Дёма гордится содеянным, но и грустит одновременно: "Северодвинск — современный город, где архитектурное решение сведено к строительству времянок. Ни одного ансамбля… Стыдно, конечно, но это делалось нашими коллегами, друзьями и даже педагогами".
Валентина Ганибалова, родившаяся и выросшая в Ташкенте, который со времён, когда город стал центром Туркестанского края, в 1948 году был в значительной мере русским городом. Там стала балериной, а потом усовершенствовала свой талант в Ленинграде под руководством великой русской балерины Натальи Дудинской. Утвердившись одной из ведущих актрис прославленного Мариинского театра, исполняла там ведущие балетные роли, достойно представляла родину за рубежом. Увы, начавшаяся в нашей стране разруха омрачила её творческую судьбу, но она верна заветам нашего великого балетного искусства.
Замечательная судьба супругов-фотохудожников Ирины Стин и Анатолия Фирсова; великие творческие достижения известнейшего русского архитектора Олега Журина; жемчужины книжного иллюстратора и театрального художника из Петрозаводска Тамары Юфы здесь достойно представлены, как и труды всех остальных героев замечательной работы Саввы Ямщикова.
Впрочем, автор сумел рассказать много нового и примечательного о людях весьма известных. И получить от них интересные суждения в ходе беседы. Вот, например, блестящий русский писатель Валентин Распутин. И он постоянно выступает по острейшим общественным вопросам, и о нём много написано. Он пережил, как и многие творческие люди России, определённый упадок сил в годы разгула антирусских "реформ" Гайдара—Чубайса. Теперь вновь слышим уверенный голос писателя-патриота: "Когда почувствовал, что устоялось, пережили и это, потянуло опять на прозу… Главное я в повести "Дочь Ивана, мать Ивана" сказал. А сейчас — может быть, это будет последняя работа, надо написать о другом, не об этой безобразной жизни. Я даже по себе чувствую. Такое иной раз тяжёлое настроение, что хочется взять не ту книжку, где опять душа воспламенится, а ту, где душа прельстится, отмякнет. Не знаю, о любви ли будет повесть или о чём-то ещё, но непременно о добрых, очень добрых отношениях между людьми. Как будто и не существующих сегодня, но где-то они всё-таки существуют".
От себя могу лишь кратко добавить: ты прав, Валентин Григорьевич, такие люди во множестве живут на Руси и даже творят в разных сферах деятельности.
Столь же интересны беседы Саввы Васильевича с писателем Александром Прохановым, актёром Василием Ливановым, литературоведом Игорем Золотусским, учёным-археологом, академиком Валентином Яниным. Слова последнего нельзя не привести.
"Когда сегодня ломают древний храм, уничтожают старые здания в том же Новгороде, когда "новые русские" громоздят "виндзорские замки", которые не сочетаются с древним городом, я вижу в этом продолжение того же фашизма. В послевоенные годы мы были бедны, надо было залечивать раны, а всё же страна восстановила памятники, возвратила народу его прошлое. У меня есть набор фотографий 1956 года, все новгородские древние храмы к этому времени были восстановлены, хотя бы внешне. Им вернули первоначальную красоту. А потом всё стало ветшать, рушиться. А сегодня и реставрировать некому — лучшие в Новгороде мастерские, можно сказать, перестали существовать".
Опять же добавим от себя: ничего, Валентин Лаврентьевич, Бог даст, все храмы, древние и не древние, сбережём, а "виндзорские замки" — под детские дома. И не только в Великом Новгороде. В этом убеждает поступь самой русской истории ныне.
Савва Ямщиков — доброжелательный и великодушный искусствовед и публицист. Он видит в людях прежде всего положительное, их добрые дела и начинания. И это правильно, ибо у всех у нас таятся свои слабости и ошибки, а современный мир полон недоброжелательства и зависти.
Что ж с того, что немножко переоценен, с нашей точки зрения, кинорежиссёр Марлен Хуциев? Да, к сожалению, ему не удалось создать нечто великое, а его самая знаменитая картина "Застава Ильича" осталась в памяти не эстетикой своей, а политическим пафосом. Так, но Хуциев, бесспорно, честный художник, любящий свою родину. Как об итоге долгой жизни в искусстве, Хуциев сказал: "Как город своего детства, я вспомниаю кино, например, потрясение от фильма "Чапаев". Ты просто моими словами сказал: "Куда там Голливуду!" Ведь что бы там ни говорили о "Петре Первом", будто бы он нужен был Сталину ради идеологии, но это могучее произведение… А разве не великие фильмы — "Александр Невский", "Депутат Балтики" или "Член правительства" с Верой Марецкой?" И это истинно так — куда там Голливуду!
Переоценен псковский публицист Валентин Курбатов. Давно он произносит речения на патриотические темы, но, как съязвил Твардовский по сходному поводу: "Ходит краем, зная край!" Вот обличает он нынешнее "патриотическое движение" (имён, как обычно, не называет, так спокойнее): "Потому что оно так и кончается порывистым выкрикиванием слов. За ним нет ни основательности Хомякова, Аксакова, ни основательности и решительности Каткова, Суворина". Ишь кого упомянул, осторожный борец за Русь! Да боевую публицистику, например, Алексея Суворина он и процитировать-то не решится. Долго водил знакомство с Астафьевым, Распутиным и другими боевыми русскими писателями, письма им слал, оставляя копии у себя, чтобы потом напечатать, в то же самое время вёл долгую эпистолию с видным московским деятелем Борщаговским, тоже боевым литератором, но взглядов совершенно противоположных. И тоже переписку опубликовал. Нет, Аксаков или Катков такого разномыслия не допускали, зря Курбатов на их пример ссылался.
Новая книга Саввы Ямщикова есть истинный пример открытого служения русскому народу.
1.0x