Авторский блог Алексей Подберёзкин 03:00 2 октября 2007

УЙТИ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ

№40 (724) от 3 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Алексей Подберёзкин
УЙТИ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ

В ПОНЕДЕЛЬНИК 1 ОКТЯБРЯ 2007 ГОДА в политической жизни России грянул гром. Президент России выступил на съезде "Единой России", где не только согласился войти в ее федеральный список, но и впервые озвучил возможность своего будущего премьерства. Тем самым глава нашего государства заранее предрешил исход предстоящих парламентских выборов и обозначил контуры будущей политической системы России. Этим решением "городу и миру" было заявлено, что, несмотря на усложняющийся внутренний и внешний контекст развития нашей страны, стабильность и прогресс будут гарантированы ей и после 2008 года. Однако данный шаг президента мог быть сделан только с опорой на предыдущие кадровые перестановки в российском правительстве. Поскольку уход президента в положенный по закону "предвыборный отпуск", при всей его видимой формальности, — шаг более чем ответственный, и при "техническом премьере", наподобие Михаила Фрадкова, бывший практически невозможным. Поэтому выдвижение на пост премьер-министра (а теперь фактически — исполняющего обязанности президента) Виктора Зубкова — человека, имеющего богатейший хозяйственный опыт и практически безупречную репутацию, достаточно четко очерчивает то направление, по которому будет двигаться исполнительная власть — как во время избирательной кампании, так и после нее.
Теперь становится понятным истинный смысл недавнего заявления Виктора Зубкова о возможности своего участия в президентских выборах в марте 2008 года: "Если здесь, на этом посту премьера я что-то сделаю, то не исключаю и такой вариант".
Таким образом, президентскую предвыборную компанию, начало которой Центризбирком назначил на первое декабря 2007 года, можно уверенно считать стартовавшей на два месяца раньше. Более того, после заявления Путина на съезде "ЕР" складывается и возможная схема формирования властной вертикали в нашей стране. В ней связка Путин—Зубков будет действовать как единое политическое целое. Эта новая ситуация делает практически ненужными смотрины пяти потенциальных кандидатов на высший государственный пост.
И, тем не менее, значение значение предстоящих выборов в Госдуму трудно переоценить. Чем более широкие круги российского общества поддержат предложенную схему, тем успешнее и комплекснее будут действовать исполнительные органы, тем больше шансов у страны на то, чтобы окончательно вырваться из пут кризиса 90-х годов.
Характерен также и отказ Путина вступить в "Единую Россию", так что ехидные вопросы насчет того, так кто же у кого служит, и разговоры о "десакрализации" президентской власти стоит оставить пикейным жилетам, которые не понимают ни логики и движущих сил политики, ни смысла происходящих в ней событий. Ведь своим решением Путин фактически заставил присягнуть себе всю "партию власти", подтвердив всенародную легитимность легитимностью, если можно так выразиться, бюрократической.
Тем самым предстоящая тому же Зубкову борьба с коррупцией, необходимая для того, чтобы привести работу государственной машины к общественно приемлемой норме, облегчается многократно.
И в этой политической системе смысл предстоящих выборов в Госудуму трудно переоценить: в силу особенностей национального менталитета, исторических традиций и сложившейся политико-правовой системы. Президент Российской Федерации — не только Глава государства, гарант Конституции и высшее должностное лицо... Президент России сегодня — это символ и гарант государственного единства, национального и социального мира и согласия. Более того, в личности Президента персонифицируется национальная идея в том виде, в котором она воспринимается в данный исторический момент большинством населения.
Но в том-то и парадокс, что выстраданная Россией национальная идея, персонифицируемая В.Путиным, органично включает в себя устойчивость конституционного строя и сохранение основных прав и свобод граждан, прежде всего — права на выбор Главы государства.
Избежать при этом политических потрясений Российское государство может только одним способом: в назначенный срок провести президентские выборы и избрать нового лидера страны, обеспечив при этом преемственность основных направлений как внутренней, так и внешней политики.
Разумеется, успешная реализация этой задачи связана с определенными трудностями. И дело здесь не только в борьбе личных амбиций и групповых интересов: сам факт предстоящей смены Первого лица в Российском государстве влечет за собой неизбежную коррекцию политического курса, череду кадровых перестановок, фрустрацию элит, некоторую нервозность общества.
Своим — действительно рискованным для него лично — решением Путин сводит этот возможный негатив до минимума, тем самым демонстрируя высшую степень ответственности перед государством и обществом.
После разрушительного десятилетия 90-х, трудно было предположить, что обескровленная "шоковой терапией", раздираемая социальными и национальными противоречиями, увязшая в чеченской войне Россия консолидируется вокруг малохаризматичного, как вначале казалось, Владимира Путина и сумеет вырулить из смертельного пике. Восстановление вертикали власти, нейтрализация сепаратизма, преодоление экономического спада, перевооружение армии и появление первых нацпроектов с усиливающимися элементами госрегулирования — явные признаки начавшегося выздоровления социального организма России.
КОМАНДЕ ПУТИНА удалось в значительной мере добиться главного — нащупать формулу выхода из кризиса, ключевым элементом которой стало восстановление государства, как двигателя ускоренного социально-экономического развития страны.
Решительный пересмотр навязанных России неолиберальных принципов, главный из которых — минимизация государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, происходил на первых порах без широковещательных идеологических заявлений. Владимир Путин действовал от ситуации. Лишь к концу второго президентского срока в его действиях стала прослеживаться не только последовательность, но и целеустремленность, явно выходящая за рамки политической конъюнктуры.
Президент России проявил себя как национальный лидер, способный осознать и сформулировать долгосрочные стратегические интересы нации и государства. И эти интересы, как оказалось, не совпадают с интересами США и их партнеров по НАТО! Впервые в неприкрытом виде эта мысль прозвучала в знаменитой мюнхенской речи В.Путина, потом на встрече в G8 в Хайлигендамме, затем на Петербургском экономической форуме, далее — везде.
При этом в риторике Президента России нет даже намека на агрессивность. Он требует от Запада относиться к нашей стране как к равному партнеру, но даже такая умеренная позиция действует на геополитических конкурентов России как сигнал тревоги.
Уже одно то, что Россия осознает свои национальные интересы, представляет определенную опасность для Запада, поскольку потенциальные возможности нашей страны колоссальны: исключительное географическое положение, беспрецедентные природные ресурсы и уникальный человеческий потенциал. Если все эти факторы заиграют в руках консолидированной и дальновидной национальной элиты, Россия в короткий срок возродится как величайшая сверхдержава.
Наконец, есть и еще более фундаментальные причины для беспокойства политической элиты Запада. Капитализм и его ведущая идеология — либерализм — отнюдь не вечны. Его идеология, экономическая система, которые развивались на протяжении столетий, к началу ХХI века достигли той точки, где поступательное движение уже прекращется. Что в условиях ускорения мировых темпов развития равнозначно отставанию. На это указывает ряд признаков:
Во-первых, радикальные изменения в экономике, которая за короткое время прошла постиндустриальную и информационно-технологическую стадии развития, вплотную перейдя к эпохе экономики знаний. Здесь все большее значение приобретает уже не капитал, а знания и навыки, интеллектуальная собственность, а, главное, — творческий потенциал личности. Именно эти качества сегодня не только востребованы на рынке, но и дают наибольший относительный и абсолютный прирост ВВП.
И наоборот. Ресурсная экономика себя практически исчерпала. Приведем одну из возможных иллюстраций этого вывода. По оценке многих экспертов, важнейшим ресурсом через 15-20 лет станет питьевая вода. Не только ее запасы, но и модернизация использования уже определяют эффективность экономической и социальной системы. По подсчетам российских специалистов, в 2000 году удельная водоемкость экономики в м3/год на 1 доллар ВВП составляла: в России — 0,3 м3/год, в Швеции — 0,012 м3/год. в Великобритании — 0,007 м3/год, в Белоруссии — 0,22 м3/год. Относительно уровня 1990 года удельная водоемкость экономики России выросла в два раза, Швеции — осталась на том же уровне, а Великобритании — в два раза уменьшилась. Если сегодня, в 2007 году, такая ситуация для богатых водными ресурсами стран еще терпима, то через 20-25 лет она неизбежно приведет к острейшему кризису. Причем, кризис будет тем острее, чем ниже эффективность использования пресной воды;
Во-вторых, такая же радикальная трансформация происходит и с человеком, когда потенциал его личности, прежде всего, интеллектуальный, а теперь уже и духовный, нравственный, становится определяющим фактором. Обладание финансовым капиталом продолжает играть определенное, но уже не решающее значение. "Просто" финансовый капитал без творческого его использования превращает личность в обычного рантье, который постепенно вытесняется из лидеров, определяющих экономические и финансовые позиции.
Это означает, с политической точки зрения, что главное богатство — человеческий потенциал — будет в решающей степени определять соотношение сил в мире, степень безопасности, уровень суверенитета и государственного могущества. Как, впрочем, и военного тоже. Это же означает, что прежние эквиваленты мощи: золотовалютные резервы, запасы природных ископаемых, формальная численность населения, эффективность вооруженных сил и т.д. — неуклонно теряют свое значение;
В-третьих, стремительные изменения происходят как в социальной структуре общества, так и его роли в политической и экономической жизни страны, когда институты гражданского общества начинают вытеснять и замещать институты государства и бизнеса. В этих условиях финансовый капитал начинает стремительно терять свое значение. Без его "социализации" он практически не применим. Он становится просто криминальным капиталом. Этому способствуют как налоговая политика ведущих государств (в особенности скандинавских стран), так и социально-политическая система, общественное устройство.
Таким образом, под фундамент неолиберализма заложены мощные бомбы, некоторые из которых уже практически взорвались. Думается, что в самом ближайшем будущем мы станем свидетелями нарастающего разрушения капитализма-либерализма. Этот процесс неизбежно изменит не только социально-экономические модели, но и алгоритмы развития государств и, конечно же, всю идеологическую картину мира. Чем скорее то или иное общество и государство перейдет к новым моделям и алгоритмам развития, основанным на умножении человеческого капитала и закономерностях производства идеального продукта, тем выше будут темпы их экономического роста, лучше социальный уровень общества, крепче безопасность.
И наоборот: замедленность, инерционность, а тем более стремление сохранить абстрактные идеологические схемы, приведут не только к сокращению темпов роста, но и к неизбежным социально-политическим катаклизмам.
В этих условиях обострение всех форм конкурентной борьбы на межгосударственном уровне становится столь же неизбежным, как и использование в ней всего арсенала методов и средств внутриполитической дестабилизации конкурентов.
Ныне у России есть единственный шанс успеть вскочить на подножку поезда, что зовется современным информационно-постиндустриальным сообществом. Для этого нужно принять и осуществить полномасштабные меры по выходу из демографического кризиса, придать экономике знаний роль приоритетного национального проекта, повсеместно совершенствуя при этом систему институтов гражданского общества.
Задача эта не простая. Но без ее решения неизбежным становится медленное сползание России в болото стагнации, вытеснение нашего отечества на дальнюю периферию мирового сообщества, что автоматически может привести к дроблению и уничтожению российского государства. Этого допустить ни в коем случае нельзя.
Поэтому разработка общенациональной Доктрины развития человеческого капитала, как основного фактора прогресса общества и страны — настоятельное требование сегодняшнего политического момента. И если вы спросите у меня, существует ли в России политическая сила, провозгласившая развитие человека главной задачей общества и государства, я с полным основанием отвечу — "Есть такая партия"!
Начавшийся в России большой избирательный цикл, включающий парламентские и президентские выборы, следует в этой связи рассматривать как важнейший элемент обеспечения нашей национальной безопасности, а результаты предстоящих выборов имеют судьбоносное значение для будущего страны.
Автор — профессор, лидер Партии социальной справедливости
1.0x