Авторский блог Михаил Делягин 03:00 2 октября 2007

АЭРОПУТИН

№40 (724) от 3 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Михаил Делягин
АЭРОПУТИН

Буквально за одну неделю мы стали свидетелями двух взаимосвязанных политических фигур высшего пилотажа. Второй из них наш президент, вполне достойный после этого прозвища "АэроПутин", наконец, обозначил схему своей собственной "преемственности" через решение возглавить избирательный список "Единой России" и стать премьер-министром. Разумеется, при "хорошем президенте" и в случае успеха самих "медведей" на выборах (что теперь практически предрешено). Но этим действием он совершил и непростительную стратегическую ошибку. Вместо опоры на народ при всеобщих выборах решил стать заложником выбора номенклатурной массы.
Осуществив собственную "десакрализацию" на съезде "партии власти", ВВП до этого осуществил долгожданные перестановки в Кабмине.
Правда, косметические, не изменив ни структуру правительства, ни его "ультралиберальную" направленность. Более того, в чем-то "ультралиберальный" компонент в структуре правительства даже усилился. Каждую задачу — по принципу "у семи нянек дитя без глазу" — по-прежнему решают якобы придумывающее политику федеральное министерство, якобы осуществляющая контроль и надзор федеральная служба и якобы "предоставляющее госуслуги" федеральное агентство. Неуправляемые химеры, вроде Минздравсоцразвития и Минэкономразвития, сохранены. Правительство по-прежнему увлечено "спихотехникой" и, несмотря на попытки нового премьера, продолжает "итальянскую забастовку": каждый исполняет лишь свои обязанности — и ничего больше. В итоге дело стоит, что ярко, хотя и неудачно, на собственном примере, показал руководитель департамента экономики и финансов правительства РФ Антон Дроздов, сосланный за это на Сахалин.
Отставка Зурабова означает, что думские выборы — не пустое место: ведь иначе эту "мечту России" берегли бы, как "главный резерв Ставки", до выборов президента. Возможно, всё дело — в завершении Зурабовым концентрации финансовых потоков социальной сферы, на которые пришло время наложить лапу более близкого "к телу" клана.
Профессионализм Голиковой известен (в Минфине убеждены, что она разбирается в бюджете лучше Кудрина, хотя это и несложно), — но не имеет отношения к ее новым обязанностям.
Путин пытается навести порядок в финансовом хаосе, возникшем из-за созданной им самим безнаказанности чиновников. Но назначение Сердюкова и Голиковой игнорирует тот факт, что нормализация финансов — работа для заместителей, а сам министр должен заниматься системным развитием вверенной ему сферы общественной жизни.
Сохранение Сердюкова — знак того, что его отставка была просто рекламным трюком, вероятно, инициированным самим президентом. Было бы странно принять его отставку, назначив главой Минздравсоцразвития жену министра промышленности и энергетики, не говоря о сохранении во власти остальных минимум 35 групп родственников.
Повышение Кудрина — знак одобрения Путиным политики "замораживания" средств бюджета в Стабфонде (с 2008 года — в Резервном фонде), блокирующей модернизацию и восстановление человеческого капитала России, и того, что президентские "критерии эффективности" правительства останутся реформаторскими, а не человеческими.
Увольнение Грефа обесценено фигурой его сменщицы, являющейся еще большим либеральным фундаменталистом. Набиуллина "правовернее аятоллы", — правда, последствия ее действий часто смягчает небрежность. В конце 90-х, курируя использование внешних займов, набранных реформаторами, она не обращала внимание на их из рук вон плохое "освоение". Россия платила штрафы в десятки миллионов долларов, но ряд кредитных линий так и не был использован (что часто означало разворовывание) до конца.
Набиуллина была первым заместителем Грефа до разработки программы социально-экономического развития, указывавшей на недопустимость ответствен- ности министров перед "абстрактным" правительством и требующей перехода к их ответственности перед "всем обществом" (то есть ни перед кем). Ошарашенный такой простотой Касьянов минимум дважды просил Грефа, в том числе и в присутствии отвечавшей за подготовку этого опуса Набиуллиной, привести его в человеческий вид, но, когда проект программы в третий раз был представлен без изменений, "в человеческий вид" было приведено руководство министерства.
Теперь Греф станет героем не только немецкого бизнеса в России, но и сотрудников Минэкономразвития. На фоне нового министра его недостатки могут показаться достоинствами.
Вряд ли отставка Грефа вызвана провалом переговоров с ВТО. Греф, как можно судить, послушно делал все мыслимые и немыслимые уступки, которые требовались нашими стратегическими конкурентами, и не загнал страну в ВТО только из-за резкого ухудшения отношения Запада к Путину.
Воссоздание Госкомрыболовства отменило одну из главных аппаратных побед Грефа. Цель — облегчение контроля за этой наиболее криминальной частью экономики, и, возможно, переориентация финансово-коррупционных потоков.
Госкоммолодежи создано, похоже, не только в предвыборных целях и для трудоустройства покидающих Госдуму "единороссов", но и ради создания перспектив для "нашистов" всех мастей. Их аппетиты растут, они взрослеют, — после бесплатного мобильника и групповых свадеб на Селигере им нужны теплые места во власти.
Хорошая новость — завершение кавказской ссылки Козака. Бывший юрист-формалист многое понял, а возможное получение контроля за огромными финансовыми потоками позволит ему сохраниться в политике и "после Путина". Ему может помешать лишь попытка либеральной группировки Чубайса-Волошина выпихнуть его "на передний план" политической борьбы, превратив в консолидированного антизубковского кандидата со стороны лагеря либеральных фундаменталистов. Если это случится, в политическом плане Козак "сгорит" быстрее, чем Устинов, и бесславнее, чем Фрадков с Медведевым.
Отставленный Яковлев не развивал регионы, но нормализовал состояние ЖКХ. Да, чрезмерной ценой и на низком технологическом уровне, — но жестокой позапрошлой зимой было лишь две средних аварии и ни одной крупной! Хотя питерская "бригада" наконец свела с ним счеты за поражение, нанесенное Собчаку более 10 лет назад, таланты "путинских наркомов" таковы, что его способность — не развивать регионы, но поддерживать ЖКХ — вновь пригодится уже через несколько лет.
В целом, можно сказать, что смена правительства не изменит политику государства. Выборы сделают ее чуть более социальной, а пропаганда — чуть более сориентированной на развитие. Но это не важно: путинский квартет, как и крыловский, не зависит от того, как сидят музыканты.
"Дело не в девочках".
Впрочем, феминистки могут радоваться: в правительство впервые вошли сразу две женщины-министра, и соблюден даже баланс между блондинками и брюнетками.
Что же касается ответственности за судьбу России и качества управления — кто может всерьез размышлять о таких пустяках в заливаемой нефтедолларами стране, неотвратимо несущейся к назначению нового президента, — назначению, которое грозит уже вполне различимым бунтом "униженных и оскорбленных" бюрократических кланов?
1.0x