№40 (724) от 3 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Шамиль Султанов
ГОТОВЬСЯ УДИВЛЯТЬСЯ
"Единственный совет, который можно дать тем, кто думает о будущем — всегда будь готов удивиться". Есть потенциально две идеологии завтрашней России. Одна — среднесрочное будущее — должна ориентироваться на предельно жесткие угрозы ближайших критических 10-15 лет. Различные варианты второй стратегической идеологии — долгосрочное будущее — будут в конечном счете зависеть от того, что станет со страной в этот ближайший период.
Глобальный системный кризис постепенно набирает ход. И именно в эти 10-15 лет мы неизбежно столкнемся с новым сложным комплексом противоречий, вызовов и рисков, ядром которых является растущий дефицит природных ресурсов — начиная от нефти и газа, кончая водой и воздухом. Именно в промежуток между 2020 и 2030 годами резко возрастает угроза ядерной войны на планете. В этих условиях у господствующей западной цивилизации есть один, уже апробированный выход: постараться сгладить дальнейший ход глобального кризиса за счет России, на долю которой приходится от 30 до 35 процентов мировых природных ресурсов. Как известно, развал Советского Союза дал возможность Западу на десять лет оттянуть начало глобального системного кризиса.
Собственно, неафишируемое, но широкомасштабное наступление Запада против России уже началось. В ближайшие же два-три года мы столкнемся с полномасштабной идеологической, политической и экономической войной. Она включит в себя основные компоненты и приемы классической холодной войны (по типу Запад-СССР), наступления под лозунгом "Задушим в наших горячих объятиях" (Запад-Россия в первой половине 90-х годов) и многое другое из арсенала оргоружия.
Главным объектом воздействия тотального наступления будет "новый российский класс" — 20-25 миллионов человек, которые живут по стандартам и критериям "потребительского общества" — ключевой западной идеологемы. Эти миллионы российских граждан — объективно наиболее динамичная и креативная часть нынешнего российского общества, решающим образом воздействующая на формирование будущего России.
В результате в ближайшие годы внутри страны мы столкнемся с обострением ключевого идеологического противостояния, которое нынешний режим пытался и пытается скрыть или смикшировать.
С одной стороны, идеология расширяющегося потребления, западного качества жизни, необходимости в связи с этим полной экономической, политической, культурной интеграции России в западную цивилизацию, борьба за "совместное будущее России и Запада". Понятно, что если эта идеология победит (а шансы на это высоки), то Россия как самостоятельный стратегический игрок окончательно исчезнет с "глобальной шахматной доски".
С другой стороны, это идеология борьбы за свое историческое предназначение, идеология сохранения идеала "Великой России", своего исторического пути, своей самобытности.
Форсируемая извне идеологическая конфронтация безусловно приведет, рано или поздно, и к резкому обострению внутриполитического положения в России. Отсюда три наиболее возможных сценария:
— Идеологическая победа сторонников Запада, появление русского Пиночета, установление жесткого прозападного диктаторского режима под лозунгом подавления тотальной коррупции.
— Идеологическая победа сторонников сохранения исторического предназначения России, формирование умного авторитарного режима, преодоление двоевластия — жесткое подавление коррупции.
— При сохранении относительного баланса сил ускорение тенденций "ползучей конфедерализации".
Главной технологической предпосылкой победы идеологии сохранения исторического пути России является формирование и укрепление действительно умного авторитарного режима.
"Умный" означает в нынешней конкретной ситуации две вещи. Во-первых, это способность решающим образом преодолеть коррупцию. Только тогда этот режим сможет привлечь на свою сторону значительную часть из тех 25 миллионов граждан России, которые уже фактически интегрированы в "золотой миллиард". А, во-вторых, это способность установить системную обратную связь с большинством населения страны. Если эти три компонента — рефлексивный авторитарный режим, потенциал подавления коррупции и система обратной связи — появятся, тогда только можно будет надеяться на ускоренное формирование реальной элиты страны, способной выработать стратегическую идеологическую модель, рассчитанную вплоть до середины XXI века.
Если же говорить о долгосрочном идеологическом пейзаже, то в суровых реалиях двадцать первого века, через двадцать-тридцать лет, действительно эффективными окажутся мобилизационные идеологии, которые будут опираться на такие ценности, компоненты и качества как идеалы и развернутые модели героев и массового героизма, аскетизм, развитое экологическое сознание, соединение религиозного мышления с социальной солидарностью и т.д.
Автор — депутат Государственной думы РФ, фракция «Справедливая Россия»
1.0x