№39 (723) от 26 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Ленин
ТРИДЕВЯТЫЙ РЕГИОН
"ЯНТАРНЫЙ КРАЙ" — именно так называют самую западную землю России. Это своеобразный "остров", анклав, который с одной стороны омывается Балтийским морем, с двух других граничит с Литвой и Польшей. Естественно, из-за этого возникают определенные условия, которые своеобразно влияют на жизнь калининградцев, тем более на молодежь и детей, которые там родились и растут, которые даже не видели настоящей России, так называемой "Большой земли". С одной стороны, можно сказать, что Калининградская область — обычная провинция, с другой, всё далеко не так. Не зря по показателям экономического роста область находится в лидерах среди субъектов Российской Федерации. Не так давно я побывал в Ивановской губернии. Скажу, что Иваново и Калининград — как небо и земля. Один город загибается, другой — развивается. В Калининграде дух особый. И что он там русский, что там Русью пахнет, с полной уверенностью утверждать нельзя. Не просто также это бывшая Восточная Пруссия, хотя русского, лучше даже сказать советского, за послевоенные годы поднакопилось. Калининград компактен и не вызывающ. И, между прочим, вовсе нет доминирующей готики. В 1944 году Кенигсберг буквально растерзала английская авиация за два дня ковровой бомбежки. Немногие сохранившиеся постройки, естественно, затерялись в советском строительстве. А еще немногие были разрушены и доразрушены нашими соотечественниками. Наш народ не смог уберечь прелести и порядок бывшей Пруссии, доведя состояние области в свое время до упадочного и несколько заброшенного, убогого. Так, отличные немецкие особняки раздавались под коммунальное жилье. Соответственно, планомерно состояние домов к 90-м годам подошло под непригодное для проживания. Когда бывшие его обитатели приезжали посмотреть на свое жилище, то рыдали и падали в обмороки. Это по-нашему... Хотя есть райончики, где старые немецкие домишки вместе с дорогой-брусчаткой сохранились. К слову, они пользуются популярностью у людей, которых можно называть зажиточными. Дороги в этом городе неширокие, по области на трассах по обе стороны растут бесконечные липовые аллеи. Кстати, это тоже дело рук немцев. Поток машин нетороплив и аккуратен. Российские "изделия" попадаются редко, с другой стороны, подавляющее количество иномарок — подержанных. И такси подержанные — зато "Мерседесы" или хотя бы "Рено", но не "Волги" и "Жигули". Отечественный автомобиль вообще скоро станет здесь раритетом. Он и так остался либо у чиновников, и то далеко не всех, либо у людей пенсионного и предпенсионного возраста, которые купили свои авто еще в советские времена и лелеяли их, как собственных детей.
Многие задаются вопросом: отличается ли молодежь 39-го региона от остальных детей, а также юношей и девушек нашей страны. Если да, а это определенно так, то логично спросить: чем? Какие это отличия, носят они положительный характер, а может, наоборот, отрицательный? И что делать? Стоит ли вмешиваться, или ничего не надо предпринимать, пусть все будет, как есть?
Думаю, не нужно доказывать, что молодые люди бывшего Кенигсберга, современного Калининграда, разнятся со своими сверстниками, которые раскиданы по всей земле нашей большой и необъятной родины. Конечно, причиной тому является удаленность Калининградской области от общей территории государства. Масла в огонь подливает близость Литвы и Польши, несомненно, Германии, которая стремится занять место страны, сильно влияющей на процессы, происходящие в области. С начала 90-х немцы просто хлынули сюда, стоило только открыть границу. Но их можно понять, ведь эта земля для многих жителей Германии — исконная родина. Мне было 5-6 лет, когда по дорогам нашего региона стали разъезжать микроавтобусы с иностранными номерами. На них немцы возили гуманитарную помощь. Увидев идущих по тротуару, они останавливались: детям давали игрушки, а взрослым, к примеру, претендующим на звание "алкоголика", или просто людям с небольшим достатком в семье, различные вещи вроде одежды и бытовой техники. Это был очень грамотный шаг с их стороны. Так они завоевали расположение у местного населения. Только и было слышно: "А этот Гельмут нормальный, оказывается, мужик". Маленькие детки стали учить, как по-немецки "дай игрушку" и "спасибо".
К людям побогаче или повлиятельнее был применен несколько иной подход: немцы завязывали знакомство, а потом приглашали в гости в Германию. Каждый, наверно, представляет, что значило раньше съездить за границу. Многие пригоняли оттуда недорогие автомобили, которые в России отнюдь недешевым не были. Немцы внедряли свои программы в школы и университеты, таким образом много учащихся побывало в немецких семьях. Я сам был участником одной из этих программ. Ни в коем случае, кстати, не хочу сказать, что это плохо, нет, просто возникают разные ситуации, странные ситуации: со мной в классе учился паренек, он тоже съездил за границу. Как я выяснил позже, он ни разу не был в России. Но зато уже погостил и в Литве, и в Польше, и в Германии. И таких, как он, поверьте, очень много. Я лично тому свидетель. Но с другой стороны, сами посудите, что ему делать в России? Особенно если у него там нет родственников? Все дедушки, бабушки, папы, мамы на месте. Ничего нового он там не увидит. А здесь бесплатно свозят, обеспечат питанием, еще чему-нибудь научат. Заработает международные связи, подтянет иностранный язык. Глядишь, что-то путное из этого и получится. А на "Большую землю", увы, за свой счет. Да и еще проблема пожить там. А родная страна в виде властей не идет навстречу, да еще ужесточается режим въезда-выезда на территорию региона. Причины заявлены… Необходим загранпаспорт. Иначе выехать с западного островка только на воздушном транспорте или на пароме через Петербург. Добавлю, что, например, авиабилет до Берлина примерно равен стоимости билета на самолет до Москвы. Не совсем логичная ситуация. Чтобы за кордон слетать, нужно потратить столько же, сколько и на то, чтобы в свою страну. Хочется также вспомнить недавний случай, когда я и еще несколько человек из Калининграда отправились в Суздаль. Ох, и эмоций было высказано же по поводу русского деревянского зодчества. И какие красивые наличники, и как грамотно устроена изба. И что самое главное — у людей был детский, неподдельный восторг. Хотя у девушки, которая была с нами из материковой России, ничего подобного не наблюдалось. Почему? Да потому что для нее все это обыденно. В отличие от нас, которые выросли совершенно в других условиях и привыкли видеть скорее дом из красного кирпича с черепичной крышей, нежели бревенчатую избу с русской печью.
ВООБЩЕ, до недавнего времени для калининградцев было обычным делом на выходные съездить в Польшу или Литву, отдохнуть там, поплавать в аквапарке, покататься на горных лыжах или, скажем, сходить на дискотеку, а потом вернуться домой. Сегодня ситуация до конца не ясна. Во-первых, подорожали визы. Теперь они стоят более 30 долларов США, что, естественно, для многих стало несколько накладно, во-вторых, ужесточился сам порядок выдачи виз.
Многие студенты запада России, кстати, хотят по окончании вузов работать за границей, например, в Германии. Во время обучения часто проходят там практику. К России же есть интерес лишь как к большой Родине, которая где-то там, как у детей есть интерес к своим далеким предкам. Да и то частенько он ограничивается двумя столицами: Москвой и Санкт-Петербургом. Другая Россия может быть открыта только посредством родства. Например, у меня в Архангельской области живет бабушка. Соответственно, я там бывал и бываю. Но, скажем, в Екатеринбурге у меня никакого нет. Поэтому что-то должно случиться, чтобы я туда поехал. Я уже не говорю про то, что лежит за Уралом. Возможность увидеть Россию — это либо если ты поехал туда учиться, либо, что касается мужского населения, пошел служить в армию. В таком случае еще можно посмотреть самые затерянные уголки отчизны.
В настоящее время я обучаюсь в Москве, потому хорошо вижу, чем отличается вся российская молодежь от калининградской. Потому что со мной на курсе находятся люди со всей страны, начиная от Владивостока и заканчивая родным Калининградом. Все же в "Янтарном крае" юноши и девушки выглядят немного "попродвинутей", большинство калининградцев мыслит уже по-европейски, держит себя более деловито. Многие начинают забывать, что они россияне, лишь косвенно ощущая это, живя буквально в центре Европы, поэтому повернув свой взгляд в сторону запада. Отсюда идут идеи отделиться 39-му региону от своего государства, или стать автономным округом, республикой. К счастью, на сегодня большинство это не поддерживает. Но раз идет дым, значит где-то тлеет огонь. Не исключено, что он может разгореться. Хотя для основной массы отделение от России — это скорее повод для очередных шуток: слухи ходят, но вряд ли дойдет когда до серьезного и настоящего отмежевания.
Тем не менее, часто приходилось слышать мне, что нашу область собираются отдать за долги, продать Германии. На первый взгляд, такие слухи выглядят бредово. Хотя… Согласитесь, кто его знает. В нашей стране вряд ли можно к абсурду относиться несерьезно. В России чего только не бывает и не бывало. Я думаю, немцы отдали бы большие барыши за свою кровную землицу. Они, кстати, принципиально отказываются называть Калининград Калининградом, клича его по старой памяти Кенигсбергом.
Почему, по-моему, ничего подобного с этой землей еще не произошло? Наверное, потому, что существует Балтийский флот, и база его основная — это город Балтийск Калининградской области. Потеряй мы ее — будем снова ходить в Финском заливе, как Петр I, прорубая "окна в Европу". В устах народа ходит афоризм, который, не дай Бог, может стать вещим: "БФ — бывший флот".
Вот и получается, что молодежь находится в двояком положении, чувствуя себя русскими, но в то же время какими-то неполноценными. Есть из-за этого плюсы, но и минусов хватает.
Опять же, по-моему, это помогает современному поколению Калининграда жить в несколько ином ритме, чем живут все остальные, исключая все же Москву и Санкт-Петербург, в более быстром, что отсекает привычную для русского человека вялость и леность. Люди здесь растут с деловой жилкой и несколько западным мышлением.
Стоит заметить, что экономическая ситуация в области благоприятная. Результатом послужил закон об образовании в Калининградском регионе особой экономической зоны. Но есть и отрицательная сторона этого вопроса. Этот самый закон способствовал в свое время повальному занятию контрабандой, что стало подчас единственным способом выживания. Налоговые и таможенные льготы накормили не только десятки тысяч челноков и перегонщиков, переваливших через таможни сотни тысяч тонн алкоголя, сигарет, бензина, но вознесли в миллионеры разную шушеру, которая гнала те же, например, сигареты эшелонами. А нефть, а сырье? А сталь, чугун, ферросплавы по демпинговым ценам? Как не оценить "почетное" четвертое место Калининграда когда-то по объему импорта среди 89-ти субъектов Федерации. Ну ладно, Москва, Питер, но территории-то, где население едва миллион человек, куда девать товара на 4,3 млрд долларов? Загадка? Ничуть. Крупные поставщики ввозят, например, итальянскую мебель якобы для потребления самими калининградцами, затем присваивают 30 процентов прибавочной стоимости и под маркой маde in Kaliningrad окучивают всю Россию.
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬочень перспективна. И думается, будущее у нее хорошее. Здесь есть неплохие предприятия, начиная от сельского хозяйства и заканчивая тяжелой промышленностью. Здесь добывают нефть, здесь находится почти весь мировой запас янтаря. Здесь расположились отличные рекреационные ресурсы. Одно Балтийское море дорогого стоит. Причем область маленькая и компактная. И пересечь ее с одного конца до другого можно часа за три-четыре. Эта территория в любом случае будет в тесном контакте с Европой. Неизбежно. Это просто естественно, потому что она находится в самой Европе. Соответственно, Европа будет влиять и еще раз влиять на область. Россия будет вынуждена постоянно подгонять регион под евростандарты. А иначе и не получится. Уже вопрос престижа страны на мировой арене.
И все же, несмотря ни на что, думается мне, что Калининград — русский город, а его жители — русские люди, при этом я не пытаюсь придать слову "русский" узко национальную смысловую нагрузку, наоборот, мне хочется расширить это понятие. Это город, где других или чужих нет. Здесь все приезжие. И делить тут нечего. Это правильно. Четкое понимание, что все мы разные. Очень много в Калининграде и области людей из бывшего СССР: особенно Прибалтики, Казахстана, Киргизии. Одно время толпами валили, так называемые, "русские немцы", те люди, чьи родственники были туда высланы И. Сталиным. Калининград служил своего рода трамплином для возвращения в Германию. Многие осели в регионе. Сегодня, кстати, область участвует в федеральной программе переселения соотечественников. Поставленная цель — принять за 5 лет 300 тыс. мигрантов. Власти приезжим помогают с жильем и работой. Таким образом, хотят решить проблему с трудовыми резервами. Кто знает, что из этого получится. Посмотрим.
Особо хочется описать ситуацию с губернатором Калининградской области. До этого он, как и везде, избирался и был человеком, который жил и работал в области. Последний такой, то есть избранный народом, посидел в кресле главы области — адмирал В. Егоров. Нынешний же, Г. Боос, по сути, был назначен. Здесь его называют москвичом и воспринимают, как приезжего. За ним постепенно закрепилась репутация жесткого политика, который умеет наказывать. Может, приход человека из Москвы несколько приблизит область к России. Что называется, поживем — увидим. Но пока ситуация координально не меняется. Может, только больше стало московских компаний на рынках города. Бизнесмены же Калининграда заняли вторые роли. А так отношение жителей к нему разное, как в принципе, и ко всякой личности в политике. Кто-то поддерживает, а кто-то — нет.
Из моего повествования, наверняка, видно, что в области существуют достаточно серьезные проблемы и нерешенные вопросы. Ситуация не самая лучшая. Но и тревогу бить рано. Все же если запустить это дело, не борясь за область, не делая попыток закрепить ее за нашей страной навсегда, поверьте, настанет тот день, когда на карте этот маленький островок будет иметь не привычный розоватый оттенок, а какой-нибудь другой цвет. Да, сегодняшний Калининград — это явление с неповторимым провинциально-балтийским менталитетом: от России оторвался, а до Европы дотянуться пока сил нет. Но кто знает, может это состояние на сегодня оптимальное?
1.0x