Авторский блог Антон Суриков 03:00 25 сентября 2007

ХИМЕРА ОТ МЭРА

№39 (723) от 26 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Антон Суриков
ХИМЕРА ОТ МЭРА
Россия между Америкой и Китаем
Бывший мэр Нью-Йорка Рудольфо Джулиани выступил в Лондоне за дальнейшее расширение блока НАТО. Он полагает, что естественным стало бы включение в Североатлантический альянс Израиля, который, по его словам, "готов помочь в борьбе с терроризмом", а также Японии, Австралии, Индии и Сингапура, отличающихся "хорошей властью", "военной готовностью" и "глобальной ответственностью". Джулиани на сегодня имеет наилучшие шансы стать кандидатом в президенты США от Республиканской партии. Более того, велика вероятность его победы в ноябре следующего года над Хиллари Клинтон, которая, видимо, станет кандидатом в президенты от Демократической партии. То есть Рудольфо Джулиани — это вполне вероятный будущий президент США. Поэтому к его предложению придать блоку НАТО глобальный характер следует отнестись серьезно. Тем более, что это не экспромт — я знаком с некоторыми из тех американских политологов, кто участвовал в формулировании этой концепции, проработанной, как можно убедиться, весьма тщательно.
Джулиани высказал мнение, что войны на Ближнем Востоке носят глобальный характер, в силу чего для победы над так называемым "международным терроризмом" необходимо объединиться и открыть каждому желающему государству членство в блоке НАТО. "Я полагаю, необходимо рассмотреть вступление в организацию таких государств, как Япония, Австралия, Индия и Сингапур. Более того, наверняка существует целая группа стран, которую мы также можем включить в список", — заявил Джулиани, предлагая максимально расширить зону ответственности Североатлантического альянса. Помимо принятия в НАТО Израиля, Японии, Индии, Сингапура и Австралии, а также Хорватии, Албании, Македонии, Черногории, Украины, Грузии и Азербайджана, в американских военно-политических и политологических кругах внимательно изучают также возможность включения в блок пока нейтральных Финляндии и Швеции.
Комментируя инициативу Джулиани, политолог Владимир Филин указал на то, что НАТО уже сейчас выполняет глобальные функции — в частности, в Афганистане. Канцлер Германии Ангела Меркель выступила за включение в число приоритетных задач альянса обеспечение беспрепятственных поставок на Запад нефти из региона Персидского залива. В то же время концепция Джулиани содержит и принципиально новый подход. В свое время НАТО создавалось для противоборства с Советским Союзом, как и американо-японский договор о безопасности, и блок АНЗЮС. Но после распада СССР и установления однополярного мира во главе с США первоначальная цель альянса утратила смысл, и в Брюсселе принялись лихорадочно искать для него новые задачи, наподобие "миротворческих" операций в бывшей Югославии и расширения на Восток.
Для новых членов НАТО из Восточной Европы, Прибалтики и, в перспективе, из Украины и Грузии вступление в НАТО, по оценке В.Филина, имеет прежде всего идеологический и геополитический смысл, так как формализует принадлежность этих стран к западной цивилизации. Одновременно это — очевидное проявление антироссийских комплексов, что вызывает справедливую критику в Москве. В то же время возможное членство в альянсе Израиля, Индии, Сингапура и Австралии нельзя оценивать сквозь антироссийскую призму. У Израиля потенциальные противники — Иран, Сирия, ливанская "Хизбалла" и палестинский ХАМАС. То есть радикальный исламизм как шиитского, так и суннитского толка. У Индии противники — Китай и союзный с ним, стремительно подвергающийся радикальной исламизации Пакистан. Сингапур, как и Тайвань, имеющий американские гарантии безопасности, — это альтернативный Пекину маленький проамериканский Китай. Для Японии также вырисовывается потенциальная китайская угроза. Наконец, для Австралии ощутима как китайская демографическая экспансия, так и угроза со стороны радикальных исламистов, всё более усиливающих свое влияние в соседней Индонезии.
Таким образом, Джулиани, по сути, предложил трансформировать Североатлантический блок в глобальный альянс антикитайской и антиисламской направленности. Этим он фактически признал, что современный мир идет к новой биполярности, где роль антагонистических "полюсов" уготована для США и КНР. Причем потенциальными союзниками Китая обозначены страны и международные организации, черпающие свою мощь и нефтедоллары из такого явления, как "петрономика". Или, выражаясь словами В.В.Путина, это "великие энергетические державы". Прежде всего Венесуэла, Иран (лидер "шиитского полумесяца, включающего юг Ирака, Сирию и Ливан), а также, на уровне части элит и религиозных фондов, Саудовская Аравия, остающаяся главным спонсором радикальных исламистских организаций суннитской направленности, в том числе "Аль-Каиды". Другими словами, возможный будущий президент США провозгласил альянс западной, индийской и японской цивилизаций, направленный против Китая, радикального исламизма (как суннитского, так и шиитского) и других антизападных, антиамериканских стран и течений в формирующемся новом биполярном мире.
Подобная претенциозная внешнеполитическая программа, которая продолжает и развивает концепцию "войны цивилизаций", провозглашенную С.Хантингтоном и ставшую фундаментом политики американских "неоконсерваторов" в администрации Дж.Буша-младшего, вряд ли прибавит Джулиани голосов на будущих президентских выборах. В Соединенных Штатах всё-таки проживает немало китайцев, а также исповедующих ислам афроамериканцев, которых подобная позиция кандидата-республиканца буквально вынуждает голосовать за его оппонента из демократической партии. Однако подозревать бывшего мэра Нью-Йорка в скрытой игре против своей собственной партии всё-таки не приходится: просто "неоконсерваторы", за которыми стоят интересы крупнейших энергетических и военных корпораций США, продолжают играть определяющую роль в партийной машине республиканцев.
К тому же, в число "врагов-исламистов" Джулиани фактически включает все светские авторитарные режимы мусульманских стран: от Египта и Алжира до Турции и Узбекистана, — которые выступают в качестве главных политических мишеней радикальных фундаменталистов. Открытым вопросом в концепции Джулиани остается и роль России, о ней он ничего не говорит. Некоторые эксперты утверждают, что в долгосрочной, 20-30-летней перспективе, у России есть лишь два возможных варианта поведения: либо вхождение в НАТО, либо постепенное поглощение Китаем. Не уверен, что это так. Сокращение русского населения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке налицо, как и ползучая демографическая экспансия туда китайцев. В то же время на период ближайших 10-15 лет, на который вообще имеет смысл делать какие-либо прогнозы, растворение в Китае нам всё же не грозит. Как, впрочем, не грозит Российской Федерации, в отличие от Украины, Грузии и даже Израиля и Индии, и принятие в состав блока НАТО — даже если мы вдруг об этом очень попросим.
Таким образом, в новом биполярном мире у России появляется перспектива оказаться над схваткой, сохраняя и развивая отношения как с Западом, так и с Китаем и исламским миром. Однако для этого нам нужны не только гибкая дипломатия, но и внутреннее единство и военно-экономическая мощь государства. Если же этого не будет, если страна будет жить исключительно на нефтедоллары и ее по-прежнему будут раздирать национальные, социальные и клановые внутриэлитные склоки, то вместо супервыгодного положения в стороне от битвы мировых гигантов мы, по соображениям географии, геополитики и геоэкономики, не заметим, как окажемся всего лишь полем битвы между Западом, Китаем и силами радикального исламизма.
1.0x