Авторский блог Александр Титов 03:00 18 сентября 2007

И ЗАЙЧИКИ КРОВАВЫЕ В ГЛАЗАХ...

№38 (722) от 19 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Титов
И ЗАЙЧИКИ КРОВАВЫЕ В ГЛАЗАХ...

Падшие ангелы мирового искусства — "современные художники" — взялись за Ельцина. Выставка "Монумент" в галерее ART4.RU представляет варианты памятников почившему "гаранту". Всё это — в ответ на высказывание Зураба Церетели: "Поставлу статую Ельцыну в полнэба… Ва-ах!". Любопытно: страстное желание догнать и перегнать Церетели — неистребимая интенция и важнейший стимул всего сообщества "современных"… Видимо, без громогласного Церетели все наши "актуальщики" так бы и дремали по своим норкам.
Происходящее в ART4 вполне можно интерпретировать как процесс "социальной амортизации" фигуры ЕБН.
Условное место для памятника — Лубянская площадь: там, где стоял когда-то "железный Феликс". Грустные и задумчивые, в массе своей остроумные и циничные творцы нового — дружно взялись за дело и создали "арт-продукт". В некоторых случаях весьма талантливо. Не без удовольствия и садизма генерировали они "воздух свободы" — то есть незабываемую атмосферу "всепьянейшего собора" 90-х.
Печальный Гутов решил памятник в виде стены бетонных букв, из которых пискляво звучит скандально известная ельцинская "Калинка-малинка". Лейкин задумал следующее: голубая ель, а справа приторочена надпись "ЦИН". Группа "Синие носы" вместо того, чтобы предложить воссоздать в искусственном камне гигантский Красный нос, предлагают в память о Ельцине установить на Лубянке монументальную композицию: воссоздать момент сдергивания с постамента памятника Дзержинскому. Покойный, увы, конкурсант Пригов успел прислать на конкурс свой проект — это очень, очень большая рюмка. Андрей Бартенев выступил с идеей крутящегося фонтана (как же, как же, помним-с: писающий на самолетное шасси мальчик…).
Дмитрий Цветков придумал большое ампутированное сердце "всенародноизбранного". Лена Хейдис представила Ельцина в образе забавного бигмака, заправленного колбасой и людишками. Сам Ельцин восседает на вершине в виде царственной загогулины, а сама булка, подобно черепахе, поддерживается стоящими раком "членами команды". Самая попсовая композиция принадлежит Ростану Тавасиеву. Это сильно накренившаяся колонна, на вершине которой — падающая ваза. Маленький зайчик внизу — не то поддерживает, не то раскачивает означенное сооружение. Ельцин в виде неутомимого и бессмысленного Энерджайзера — трогательное и одновременно страшное зрелище. Пример того, что в каждой шутке есть доля шутки.
Констатация профессионального юродства наших экспериментаторов мало что может добавить к картине происходящего. Самая сильная и серьезная работа — скульптура художник Каварги. Это сюрреалистический кошмар, сделанный из блестящего черного металла. Символ эпохи. Образ континентальной аварии. Именно эта вещь считается официальным победителем конкурса.
Интересный момент: этот странный конкурс поддержал Фонд Ельцина. На открытии выставки присутствовал исполнительный директор фонда Дроздов, который передал художникам привет от Тани Дьяченко.
Налицо попытка создать парафраз жесту Никиты Хрущева: "Пусть мое надгробие делает Эрнст Неизвестный…" Всплывает заштампованный образ эдакого противоречивого, внешне грубого и на первый взгляд дикого аппаратчика, но со светлыми стремлениями к свободе, с тягой ко всему прогрессивному. Известно, что для некоторых это идеал русского правителя: дурак, посмешище, алкоголик — но с "прогрессинкой".
"Борис Николаевич при жизни понимал юмор. Он отдал жизнь за то, чтобы художники могли свободно самовыражаться…".
Да, отдал жизнь за это. И не одну. Многие чужие жизни отдал он… Чего только ради? Этот момент в принципе стоит уточнить. Ведь все широко разрекламированные достижения Путина в экономике, внешней и внутренней политике — есть первые шаги по преодолению ельцинского наследства.
Должно помнить: Хрущев и Ельцин — это те люди, которые в свое время отдавали приказ стрелять по соотечественникам из пулеметов. Хрущев — в Новочеркасске в 1962-м, Ельцин — в Москве в 1993-м. На фоне такой неразборчивой жестокости к собственному народу их неуклюжая толерантность и развитое чувство юмора не вызывают сочувствия.
Ельцин — это Батый новейшей истории России. И памятник ему — вещь невозможная. От такого рода воспоминаний нация стремится освободиться как можно скорее. Отношение к Ельцину у большинства людей таково, что определенное беспокойство есть и за могилу Бориса Николаевича и за его успешных родственников. Никакая промывка мозгов, никакие плачи телевизионных ярославн по случаю "безвременного ухода" и т.д. — не изменили положения дел.
Милые шутки, как и вдумчивый подход наших авангардистов, в какой-то степени компенсируют ненависть и презрение народа. Но при всем при этом самый лучший способ избавиться от негатива — это спилить Ель Цинизма под самый корень, а пенек сжечь.
Впрочем, если у читателей "Завтра" есть свой свежий взгляд на проблему увековечения памятника сему деятелю истории — милости просим… Присылайте ваши проекты на адрес: 119146, Москва, Комсомольский пр-т, 13. "Завтра", с пометкой "Монумент ЕБН". Придет день, и мы выставим ваше творчество на всеобщее обозрение. Самовыражаться могут все, а не только избранные таланты. Не так ли?
1.0x