Авторский блог Елена Антонова 03:00 18 сентября 2007

С НОВЫМ ГОДОМ В СЕНТЯБРЕ!

№38 (722) от 19 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Антонова
С НОВЫМ ГОДОМ В СЕНТЯБРЕ!

Трудно сказать, какой из двух существующих Новых годов для меня весомей, — календарный, с Дедом Морозом и елкой, или сентябрьский, до 1700 года бывший официальным, теперь же признаваемый лишь в учебной и театрально-концертной областях деятельности. И суть этого второго нового года такова, что даже далекие от этих сфер люди — депутаты — вынуждены согласовывать свою работу с его наступлением. В любом случае, день 1 сентября, связанный с приходом осени и окончанием летних садово-полевых работ, дающий почин учебному году и сезону просветительно-развлекательных акций, сулит всем гораздо больше, чем привычный Новый год в середине зимы, который мил нам просто как чистый символ. Для тех же, кто всю сознательную жизнь посвятил просвещению, научной работе, творчеству и при этом не может представить себя вне музыки и театра, каждый сентябрь — это веха, делящая их существование на четкие периоды, которые сулят новые наслаждения и открытия от допреж не слышанных имен и исполнений. К этим-то любителям и обращены, прежде всего, мои заметки. Их я и поздравляю с Новым годом и открытием концертного сезона 2007-2008 гг.
Честь открытия музыкального сезона в Большом зале консерватории Московская государственная филармония доверила Российскому национальному оркестру под управлением Михаила Плетнева. Правда, для РНО концерт 13 сентября не стал первым публичным выступлением сезона. Вместе со своим главным дирижером оркестр, единственный из всех симфонических коллективов России, выступил в Беслане на Дне памяти жертвам терроризма, сыграв так, что слезы сочувствия и благодарности блестели на глазах не только слушателей, но и исполнителей. За эти минуты единения с нашими на редкость терпеливыми и чуткими людьми — низкий поклон всему коллективу оркестра и его художественному руководителю.
К открытию сезона РНО подготовил монографический концерт из сочинений Мендельсона, посвятив его 160-летию со дня смерти композитора. Симфонические произведения этого музыканта, слывущего романтическим мелодистом, не воплотившим в своих сочинениях ни острой борьбы, ни глубоких душевных мук, не слишком часто бывают у нас на слуху. А тут еще весь концерт отдан сочинениям совсем молодого автора, которому 19, 21, а то и вовсе 17 лет. И, тем не менее, свершилось чудо. Публика, поначалу настроенная на не слишком серьезную музыку, на глазах менялась, становясь все более вдумчивой и собранной. Пейзажные концертные увертюры — "Морская тишь и счастливое плавание", "Гебриды, или Фингалова пещера", как и сказочная фантастика увертюры к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" — открыли столько выдумки и мелодических находок, такую бездну оттенков настроений природы и человека, что расхожие характеристики творчества Мендельсона здесь явно были не к месту. Пришло понимание, что автор не то чтобы не умел, просто не хотел утяжелять свои сочинения несвойственными ему трагическими коллизиями. В его музыке даже "печаль светла", так что же говорить о радости. Эта мысль о жизнеутверждающем начале музыки Мендельсона, которая после исполнения "Реформационной" Симфонии №5 стала еще более выпуклой, была, как мне кажется, определяющей в трактовке предложенного слушателям монографического концерта. От концертов РНО, где за дирижерским пультом — Плетнев, всегда ждешь не внешних эффектов, а ищущей мысли и актуальной заостренности трактовки, лишь потом поминая потрясающее мастерство оркестрового исполнения и полное его слияние с мыслью и волей дирижера. Именно эти качества и притягивают к ним истинных любителей музыки.
На следующий день в Большом зале консерватории состоялся вечер фортепианной музыки. Московская государственная консерватория отдала его своему аспиранту Андрею Коробейникову, который одновременно учится и в аспирантуре Лондонского королевского колледжа музыки. Это о нем я писала в своих заметках с XIII Международного конкурса имени П.И. Чайковского как о самом интересном участнике состязаний по фортепиано. Это он не был пропущен Жюри на III тур из-за превышения лимита времени. И это ему МГК, тем не менее, вручила свой приз как лучшему участнику конкурса из числа своих бывших и нынешних учеников.
Что можно кратко сказать о впечатлении от этого концерта? На этот раз Большой зал был заполнен истинными ценителями пианистической игры, среди которых было немало и профессиональных музыкантов. Это была та публика, которая раньше постоянно ходила в концерты, а сейчас из-за резко возросших цен на билеты появляется там все реже и реже. При игре Андрея тишина стояла такая, что было слышно, как пролетает одинокая осенняя муха. Коробейников — явление в пианистическом мире, и не только в нем. Он — во многих отношениях личность весьма интересная, что, безусловно, отражается и на его игре на фортепиано. С точки зрения пианистического мастерства ему есть чему учиться. Но интерпретации играемых им сочинений так интересны и глубоки, так захватывают слушателя, что уже сейчас он способен полностью овладевать аудиторией. "Технарей" сегодня много, а вот музыкантов — единицы. Андрей же — не копиист и подражатель, а мыслящий музыкант, творец, чем и интересен.
Фортепианный вечер в Большом зале Коробейников открыл, сыграв Шесть багателей Бетховена. Затем он исполнил Две прелюдии Рахманинова и его же Сонату №2, а во втором отделении — Сонату си-бемоль мажор Шуберта. И все это — в той трактовке, которую он сам продумал и прочувствовал. Непривычно звучали в его интерпретации сочинения Рахманинова. Музыка си-бемоль минорной сонаты была исполнена не во взволнованно-экзальтированной манере, как бы не отделяемой от личности Рахманинова, а как повесть сильного духом и волей человека. Соната Шуберта в руках Андрея поведала мне о жизни этого гениального "неудачника", "певчего дрозда", больше, чем говорят о нем все его биографии. По окончании заявленной части выступления Андрей бисировал столько, что составилось как бы третье отделение концерта. Мы услышали незнакомую пьесу с колокольным перезвоном, видимо, собственное его сочинение; последнюю, 24-ю Прелюдию Шостаковича, которую не дали ему доиграть на Конкурсе; предсмертную мазурку Шопена; одну из ранних Сонат Прокофьева, а под конец немудреную, знакомую с детства пьеску. И это все было сыграно с такой отдачей и такой любовью к публике, собравшейся в Большом зале, что благодарно сжималось сердце. Что ж, и этот концерт фортепианной музыки тоже можно назвать открытием сезона.
Хочу заметить, что выступление Андрея Коробейникова слушала, сидя рядом со мной, Юлия Лежнева, семнадцатилетняя, милая и скромная девушка, студентка Музыкального колледжа при Московской консерватории по специальностям фортепиано и пение. На завершившемся недавно Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой она за свое искусство колоратурного сопрано получила Гран-при. А родилась она на самом восточном краю нашей земли, в Южно-Сахалинске, у родителей геофизиков. Только диву даешься, как богата талантами Русская земля!
1.0x