№38 (722) от 19 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
В самой неблагоприятной геополитической атмосфере, когда в Вашингтоне в очередной раз усиленно обсуждали позитивные и негативные последствия возможной войны с Ираном, в Москве прошло седьмое заседание российско-иранской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, сопредседателями которой являются министр иностранных дел Исламской Республики Иран Манучехр Моттаки и глава Росатома РФ Сергей Кириенко.
Основная задача теперешнего визита Моттаки в российскую столицу — подготовка к визиту Владимира Путина в Тегеран, где 16 октября состоится саммит глав прикаспийских государств. Моттаки должен был выяснить позицию России по важнейшим вопросам международного и двустороннего характера и создать базу для переговоров между Путиным и иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом.
В то же время высокопоставленный тегеранский гость хотел бы выяснить, как сказали автору этих строк в посольстве ИРИ в Москве, намерена ли российская сторона достраивать, в конце концов, атомную станцию в Бушере. Чего же удалось достичь в данном отношении Моттаки? На этот вполне естественный вопрос мой иранский собеседник лишь ответил: "Танцы вокруг Бушера продолжаются".
***
Внимательные наблюдатели религиозных дат вряд ли не заметили, что на этот раз празднование еврейского Нового года — 5768-го по счету, совпало с началом священного мусульманского месяца Рамадан /продлится до 12 октября/ — девятого месяца мусульманского лунного календаря.
Рамадан — это месяц Корана, т.е. чтения и изучения его, а также размышления над ним. Говорят, что тот, кто приучит себя к общению с Кораном в Рамадан, не расстанется с ним весь следующий год.
"Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран как руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения…" /Коран, 2:185/.
В течение Рамадана мусульмане постятся, воздерживаясь от еды и питья в светлое время суток. Строгие запреты в этот период касаются сексуальной близости, так как пост в Рамадан предполагает духовное очищение и чтение Корана. К обычным для мусульман ежедневным пятикратным молитвам в этот месяц добавляется вечерняя молитва "таравих". Предписывается также щедро раздавать в Рамадан милостыню — садаку. Именно поэтому, вероятно, некоторые российские мусульмане предпочитают проводить Рамадан в богатых и теплых в разных отношениях странах Залива…
***
Турция — что бы там ни говорили, остается во многом восточной и мусульманской страной, в которой церемониальные традиции продолжают играть большое значение. Поэтому не мог пройти незамеченным тот факт, что начальник генштаба Бююкканыт поздравил Абдуллу Гюля с избранием в президенты лишь спустя почти две недели после подведения итогов голосования. В условиях политической культуры Турции этот эпизод свидетельствует о наличии серьезного конфликта между военным и гражданским руководством страны.
Очевидно, что долго такая ситуация не сохранится. Если на октябрьском референдуме по внесению изменений в Конституцию избиратели поддержат инициативу исламистов о сокращении политических полномочий вооруженных сил, это будет означать закат эпохи кемализма — государственной идеологии Турции. А не секрет, что авторитет правительства Эрдогана очень высок и имеются большие шансы на то, что избиратели поддержат предложение относительно определения нового статуса военных. Согласится ли с таким результатом армия, выступающая основным гарантом главенства этой идеологии?
Гюль и Эрдоган уже довольно долго убеждают военных в том, что они не собираются исламизировать Турцию и не устают напоминать, что сделали для сближения с Европой больше, чем их оппоненты-западники. Кроме того, именно на ограничении политических полномочий турецкой армии настаивает ЕС. Все эти обстоятельства добавляют неопределенности в турецкую внешнеполитическую интригу. Армия пока заняла выжидательную позицию. И это понятно: генералы ясно осознают, что цена ошибки может быть чрезвычайно высокой.
***
Если верить сообщениям западных информационных агентств, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад дал принципиальное согласие на участие в фильме о нем, который намерен снять широко известный американский режиссер Оливер Стоун. Ранее Ахмадинежад отказывался от предложения Стоуна. "У меня нет возражений… Но я должен знать, каковы их (кинематографистов) задачи. Пусть они обсудят это с моими коллегами", — заявил недавно иранский президент.
В 2003-м году Стоун уже сделал киноленту об одном из самых сильных противников американской внешней политики — Фиделе Кастро, развенчав досужий миф о "кубинском чудовище". Стоит заметить, что Стоун, как и Ахмадинежад, является убежденным сторонником необходимости скорейшего вывода американских войск из Ирака.
1.0x