Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 11 сентября 2007

АПОСТРОФ

№37 (721) от 12 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Бондаренко
АПОСТРОФ

В. Шульженко. Русский Кавказ: очерки междисциплинарных исследований. — Пятигорск. Изд-во "Пятигорская ГФА", 2007, 216 с.
Имя Вячеслава Шульженко, пожалуй, известно на всём Северном Кавказе. Вернее, на Русском Кавказе, как его предпочитает называть уважаемый профессор, зав. кафедрой филологии Фармакадемии. Его предыдущая книга "Кавказский феномен русской прозы" вышла широко за рамки чисто филологического толкования литературы, стала "событием в современном кавказоведении", что признавали и его друзья, и его оппоненты. Не ошибусь, если предскажу, что и новая книга "Русский Кавказ" вызовет бурю не только в филологическом мире.
Если Пятигорск — это наш не столько курорт, сколько форпост на Северном Кавказе, то Вячеслав Шульженко — один из богатырской дружины, отстаивающий русскость и христианство в этом благодатном, но пограничном краю. Его книга — это часть более широкого проекта, переосмысливающего место и роль Кавказа в истории России. Как можно говорить о какой-то якобы колонизации русскими Кавказа, если православные храмы здесь стоят с Х века, если кавказоросы жили здесь "со времен Древней Руси, Тмутараканского княжества и до наших дней".
Историк и филолог, Вячеслав Шульженко, десятки лет занимающийся Русским Кавказом, считает, что российские власти уже много лет и в советское, и в постсоветское время преступно отбрасывают русский исторический и культурный фактор на Северном Кавказе, отдавая все приоритеты национальным республикам.
Не уделяют внимания русскому кавказоведению, на что обратил внимание еще такой дальновидный политик Кавказа, как Александр Дзасохов. По мнению ученого, русский народ на Кавказе такой же коренной, как и все другие кавказские народы, и он умеет жить вместе с этими народами, как правило, являясь скорее примиряющим фактором, чем раздражающим. Мне знакомо это пренебрежение к проблеме русскости и "русского фактора" по родной Карелии. Для центральных властей мы тоже являемся якобы какими-то пришельцами, и все льготы отдаются неким "коренным народам" — карелам и финнам. Забывая, что Обонежская пятина существовала внутри Новгородского княжества с самых древних времен, что именно в Карелии (бывшей Олонецкой губернии) собирали наши фольклористы русские сказания и былины. Скорее уж финны являются в Карелии пришлым элементом. Одна волна пришла из Финляндии после поражения красных финнов. И тогда по требованию московской власти русского комиссара заменил красный финн. Вторая волна — сосланных перед финской войной ингерманландцев. И вдруг русские, тысячелетия дружно жившие вместе с карелами и вепсами, оказались "мигрантами". Такой же дикий и бескультурный взгляд московских чиновников на русских чужаков на Кавказе и привел к нынешним кавказским войнам. Даже Басаев был, по мнению Шульженко, гораздо более грамотным и прекрасно понимал, почему делает свой рейд именно на Буденновск. Не Буденного щекотал за усы чеченский террорист, а Святой Крест на Русском Кавказе убирался исламскими фундаменталистами. Центральный пункт шестиугольной решетки русско-кавказских городов, согласно теории "центральных мест" В.Кристаллера. И вот этот Святой Крест "стал разменной монетой в проводимой Кремлем национальной политике". Я думаю, пока не будет возвращено городу его святое название, что наверняка поддержат большинство его жителей, пока не воссияет над Русским Кавказом Святой Крест, говорить о возрождении русскости в этих краях не приходится.
Шульженко приводит свидетельства существования Пятигорского княжества славян-христиан, отделенных от Московской Руси. Наравне с Киевской Русью, с Северной Русью существовала всегда и Южная Русь. Он пишет о важнейшей роли южнорусского казачества в истории края, которая отнюдь не сводилась к военной компоненте. Казаки за столетия совместной жизни блестяще научились дружно жить с соседними народами, образовывая общий кавказский союз, говоря языком Л.Н.Гумилева, маленький суперэтнос.
Именно разрушение русского казачества в первые десятилетия советской власти и привело к разрыву между нашими народами. Южнорусский, кавказорусский тип по мнению видного ученого обладал определенными признаками: "отсутствие крепостничества, небольшое влияние церкви, иноязычное окружение, ощущение своего отличия от "мужиков", своеобразие культурных ценностей, географические особенности, распространение староверия… "Кавказороссов" сближало с местными автохтонными племенами "бытие-в-истине", когда важно не то, что ты можешь помыслить и сказать, а — кто ты есть… Процесс познания является способом жизни, а не способом мышления…"
Поднимает Вячеслав Шульженко и важнейшую тему русской культуры как фактора стабилизации на Кавказе. Пушки умолкли, надеюсь, надолго, значит должны заговорить музы. Фестивали поэзии, писательские встречи и выступления, театральные и музыкальные премьеры. В конце концов, не забудем, что когда-то стихи Зелимхана Яндарбиева переводил Юрий Кузнецов, и это было время дружбы народов. Не московские гости, а русские на Кавказе, должны стать главенствующим началом в федеральной культурно-национальной политике. Или Русский Кавказ, или же с неизбежностью побыстрее надо отдать весь этот чужой Северный Кавказ в руки хаосу и анархии. Иного не дано.
1.0x