Авторский блог Александр Проханов 03:00 11 сентября 2007

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ПУТИНА

№37 (721) от 12 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Проханов — Дмитрий Андреев, Вадим Прозоров
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ПУТИНА
Беседа главного редактора газеты «Завтра» с издателями «Эсхатологического сборника»
Битва за будущее невозможна без понимания посланий об этом самом будущем. Посланий, дошедших до нас из далекого прошлого в качестве эсхатологических представлений, канонических и апокрифических пророчеств и предсказаний, многие из которых в наше время вдруг становятся очень прозрачными, точно написанными специально для начала XXI столетия и даже на языке свойственной настоящему моменту образности и символики. Насколько уместен эсхатологический дискурс для разговора о современной политике? Как следует интерпретировать некоторые странные обстоятельства из жизни Владимира Путина? Наконец, еще один крамольный, но волнующий человечество на протяжении всей христианской эры вопрос: сколько остается до Конца Света и какие его предзнаменования угадываются в событиях сегодняшних дней? Обо всем этом главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов беседовал с сотрудниками журнала "Политический класс" и издателями вышедшего в прошлом году в петербургском издательстве "Алетейя" "Эсхатологического сборника" Дмитрием Андреевым и Вадимом Прозоровым.
Александр ПРОХАНОВ. Вот уже несколько месяцев на страницах газеты "Завтра" мы подробно разбираем тему оргоружия, то есть тех политических, социальных, культурных, смысловых, мотивационных и иных — восходящих к самому антропологическому естеству — технологий, с помощью которых возможно уничтожать целые государства и цивилизации как самостоятельные исторические субъекты, устанавливать тотальный контроль над обществами и народами, заставляя их выполнять те или иные навязанные извне функции, и напротив — регенерировать нации, возрождать их самость, находить оптимальные, адекватные для населения каждой конкретной страны способы управления. И эта амбивалентность — наступательная и одновременно оборонительная, разрушительная и в то же время созидательная — оргоружия лишний раз свидетельствует о том, что, произнеся это слово, обозначив им целый комплекс высоких социогуманитарных технологий, мы довольно точно очертили проблемное поле, на котором в настоящее время конкурируют друг с другом закрытые лаборатории и центры Запада и Востока. И в этой схватке за лидерство существенная роль отводится акциям в пространстве религиозных смыслов и образов, оперированию с тем, что составляет самую суть и предназначение любой традиционной (да, в общем-то, не только традиционной, но и модернистской) религиозной системы, — эсхатологии. Причем операционализация эсхатологии означает не только и даже не столько манипулирование ее культурно-смысловыми образами и феноменами, а скорее еще более деликатную миссию — понимание настоящего и будущего в ретроспекции, из финала человеческой истории, прозревание знаков неумолимо приближающейся сакральной развязки земного бытия, а уже через это выстраивание определенной оргдеятельностной концепции, преднамеренно попадающей либо в фазу, либо в контрфазу с тенденциями, которых пока еще нет и в помине, но которые непременно дадут о себе знать завтра или послезавтра. То есть операционализация эсхатологии — это конструирование будущего с оглядкой на то, что должно произойти после этого самого будущего. Вправе ли мы вот так прагматизировать то, что в принципе не поддается приземленному, отталкивающемуся от узкого горизонта человеческой жизни истолкованию?
Дмитрий АНДРЕЕВ. Конечно, вправе. Более того, Сергей Хоружий как-то сказал на этот счет даже еще более определенно: "Человеку не дано знать сроки, но ему же вменяется читать знаки". Именно так — "вменяется", то есть делать это просто необходимо. И вы, Александр Андреевич, в своем вопросе уже сами очень четко и ясно сказали, почему эсхатология имеет исключительное значение для всех занимающихся оргоружием, или — позаимствую ваше, на мой взгляд очень удачное, определение — "высокими социогуманитарными технологиями". И прежде всего мы хотели бы поблагодарить вас за то, что газета "Завтра" не только первая из всех остальных СМИ в ноябре прошлого года отреагировала статьей Сергея Кугушева на выход "Эсхатологического сборника", но и верно проинтерпретировала его предназначение — буквально в унисон с нашим собственным замыслом. Ведь мы, конечно же, вовсе не собирались издавать сугубо академический труд. Наша задача заключалась в том, чтобы ввести в нынешний политологический дискурс саму тему эсхатологии именно как практического инструментария конструирования будущего. И здесь "Эсхатологический сборник" напрямую пересекается с газетой "Завтра", в которой разговор об эсхатологии был переведен в русло практических размышлений об оргоружии. У вас много и интересно об "апокалиптике как технологии", о "прикладной эсхатологии", пишет Сергей Кугушев.
А.ПРОХАНОВ. Просто любое проектное видение будущего в качестве своего непременного компонента предполагает креативное осмысление эсхатологических представлений. И конструируя Пятую Империю, мы просто обязаны разработать в том числе и ее собственную доктрину эсхатологической безопасности. И уж если мы заговорили о Конце Света в контексте оргоружейной инноватики, то что, по вашему мнению, представляет собой политическая эсхатология? Чего в ней больше — конспирологии, эзотерической элитологии, сакральной кратологии? Как вообще следует говорить о вещах, практически не верифицируемых на рациональном уровне?
Вадим ПРОЗОРОВ. В политической эсхатологии, как, впрочем, и в эсхатологии традиционной, не подвергшейся операционализации, многое строится на интуиции, технических приемах игры и рефлексивных практиках. Возьмем, к примеру, идею, высказываемую некоторыми современными мыслителями — от Жака Дерриды и Питера Козловского до одного из авторов нашего сборника Александра Неклессы, — о возможности интерпретации ситуации постмодерна как своего рода нового гностицизма. Актуальность такого уподобления для политической эсхатологии очевидна. Гностицизм с самых первых веков христианской эры стал главным и самым непримиримым оппонентом христианской эсхатологии. Причем даже гораздо более непримиримым, нежели иудаизм, который "разглядел" в христианстве "ересь" во многом именно с подачи гностиков. Однако сразу же возникает вопрос: как операционализировать это сходство между гностицизмом и постмодерном?
А.ПРОХАНОВ. Полезным становится уже хотя бы называние вещей своими именами, дезавуирование мифологии прикрытия, раскалывание той самой информационно-пропагандистской скорлупы, под которой в новом обличье прячется старый враг.
В.ПРОЗОРОВ. И вот тут-то и наступает самый деликатный момент — надо начать манифестировать это свое понимание, выявляя даже в банальных проявлениях повседневности те самые знаки, о которых говорит Хоружий. Проследим, к примеру, следующую цепочку. Умберто Эко называет эпоху Возрождения гностическим заговором, который готовился на протяжении почти что тысячелетия ушедшими в подполье после превращения христианства в господствующую религию Римской империи гностиками. Если оттолкнуться от этой мысли итальянского мыслителя, то можно заметить, что начиная с Возрождения и вплоть до сегодняшнего дня Запад занимался деконструкцией Абсолюта и утверждением релятивистского мировоззрения. Нынешний постмодерн — это апогей гностического перерождения христианской цивилизации. Фундаментальные принципы постмодерна и гностицизма полностью совпадают. И там, и там господствуют релятивистские ценности, а познание сводится к перескальзыванию с интерпретации на интерпретацию и в конечном счете оказывается бесцельным и бессмысленным блужданием в мире подобий и симулякров. Ну а с точки зрения эсхатологии, секулярный постмодерн оказывается всего лишь осовремененной версией позднеантичного гностицизма с его вывернутой наизнанку теодицеей, утверждающей равноправный дуализм добра и зла и соответственно снимающей присущую христианству предрешенность финала человеческого бытия. И здесь наступает самое интересное. Этот постмодернистский гностицизм, или гностический постмодерн, оказывается очень удобной культурно-смысловой средой для утверждения на Западе нового постдемократического порядка, создающего два абсолютно не пересекающихся друг с другом мира — мир народных масс и мир элиты. По сути, воспроизводится банальная гностическая манипулятивная схема — псевдопосвящение вместо обожения. Эта схема уходит своими корнями в глубокое языческое прошлое, но новое дыхание она обрела именно в качестве альтернативного христианскому пути спасения, который активно пропагандировали гностики. Собственно на этой схеме построены и все манипулятивные масонские псевдовертикали: профан обрекается на бесконечное перемещение со ступени на ступень, в то время как подлинные режиссеры всего этого действа находятся вовсе не на вершине посвятительной лестницы, а просто в стороне от нее. Точно такая же технология будет применяться (и уже применяется) в отношении профанной антропомассы гностической постдемократии.
А.ПРОХАНОВ. То есть в отличие от масонства, куда вступали добровольно, теперешняя западная цивилизация превращается в этакого коллективного профана в директивном порядке?
В.ПРОЗОРОВ. Да. И к тому же если в масонских системах "ищущим истинного света" все же двигала осознанная и выраженная мотивация, то с постмодернистской антропомассой все гораздо проще. Ее сознание направляется в достаточно узкий мотивационный коридор, ограниченный двумя усиленно пропагандируемыми и навязываемыми ей представлениями. Первое представление сводится к восприятию реального мира, в котором существует эта антропомасса, как мира несовершенного, неудачного, недоделанного, в котором просто невозможно существовать. Кстати, этот типичный гностический взгляд на материальный мир в эпоху Средневековья послужил обоснованием алхимических поисков философского камня — поисков, принявших в масонских системах вид метафоры, легитимизировавшей псевдопосвятительную вертикаль тайных обществ. Второе же представление как бы корректирует первое: да, мир плох и несовершенен, но не весь мир, а всего лишь тот, что окружает данного конкретного представителя антропомассы. А настоящий прекрасный мир доступен, как никогда прежде. Это мир гламура, агрессивно внедряемого в сознание антропомассы в качестве своего рода витального эталона. Эталона предельно конкретного, но в то же время абсолютно недостижимого. Такой эталон манит, дразнит, пьянит, становится наркотиком, без которого просто невозможно существовать. Реальная же жизнь все дальше и дальше расходится с гламуром, что ввергает антропомассу в непреодолимый и безысходный пессимизм, вызывает желание изменить этот несовершенный и не соответствующий гламурным стандартам мир. Причем изменить опять-таки совершенно по-гностически — когда начало и конец цепочки уподоблений не просто разительно отличаются друг от друга, но противоположны друг другу. В результате подобной инверсии гламурная гиперсексуальность в реальной жизни оборачивается феминизмом и гомосексуализмом, гламурная техносферная инноватика — обвальной архаизацией, незаметной на первых порах в условиях потребительского общества юзеров, но совершенно очевидной за пределами индустрий сервиса и удовольствий, вне которых на развитом Западе фактически ничего уже нет — все остальное производство перемещено в бурно развивающиеся страны Востока и Юга. То есть как и полторы тысячи лет назад "варварская" периферия становится более продвинутой, нежели деградирующий и архаизирующийся центр.
А.ПРОХАНОВ. Вот она — ирония истории. Демократия, это порождение секулярного Запада, обмирщенного сознания Нового времени, буржуазного гедонизма общества потребления, закономерным и неизбежным итогом своей эволюции имеет некий сверхтоталитарный, сверхиерархический, антигуманный, нацеленный на преднамеренную архаизацию политический режим. Режим, оказывающийся новым изданием оккультного фашизма, словно засохший хитин, сбрасывающего омертвелую христианскую оболочку и ввергающего Запад в гностические мистериумы. В таких мистериумах организованная и не растратившая энергию собственного воспроизводства варварская обслуга рано или поздно заместит "золотой миллиард", обрекаемый на заклание, на псевдожертву. То есть на карнавальное переигрывание темы Великой Жертвы, когда вместо искупления грехов мира идеалом становится растворение в "катарсисе" собственных удовольствий, уход в небытие через абсолютизацию своего греховного естества. Но, Вадим, если подобная постдемократия оказывается эсхатологической миссией Запада, не потому ли сегодня там так ополчились на собственное понимание Россией демократии? Не оказывается ли эзотерической подоплекой суверенной демократии сама возможность сохранения за человеком его фундаментального права выбора между добром и злом, между спасением и погибелью?
В.ПРОЗОРОВ. Вы правы, Александр Андреевич. Тем более что западная гностическая постдемократия — это никакая не антиутопия, а самое настоящее царство антихриста. И не надо думать, что немногочисленный мир элиты в реалиях постдемократии остается субъектным. Эсхатологическая миссия антропомассы — это, как вы заметили, перевертывание смысла Великой Жертвы, возврат от сознательного выбора христианской личности к бессознательной функции жертвенного животного дохристианской эпохи. А эсхатологическая миссия элиты — это фактически ритуальное переигрывание пути Иуды. Зло примитивно. Оно не в состоянии придумать что-то более оригинальное, нежели зацикленное топтание в ключевых вехах собственной истории. Несмотря на то, что Великая Жертва должна была состояться, у Иуды как у свободной личности оставалась возможность выбора. И он совершил свой выбор. Он как апостол находился в непосредственной близи от Истины — и тем тяжелее его грех. То же самое можно сказать и об элите. Ее возможности колоссальны, и ей никто не препятствует совершить верный выбор. Но она не только не делает этот выбор, но подобно Иуде принимает прямо противоположное решение. И с элиты, как и с Иуды, особый спрос. Она не только приносит в жертву злу антропомассу, но и саму себя — предаваясь утонченным интеллектуальным похотям, утверждающим сверхчеловеческое избранничество через знание вместо спасения через веру… Да собственно вы, Александр Андреевич, обо всем этом писали в своих романах. В частности, не могу не вспомнить здесь вашего "Политолога", в котором было сказано более чем достаточно.
А.ПРОХАНОВ. Спасибо, Вадим. И кстати, если уж мы вспомнили "Политолога", то давайте перейдем от разговора о гностической эсхатологической перспективе Запада к российской апокалиптике, которая, надеюсь, не ограничивается сюжетом об ИНН?
Д.АНДРЕЕВ. Пожалуйста, вот вам самая свежая тема, разрастающаяся буквально на глазах. Я имею в виду грядущие гонения на церковь, которые вновь должны начаться в нашей стране накануне последних времен. Преподобный Серафим Вырицкий прямо указывал на то, что после десятилетий церковного запустения в России наступит духовный расцвет, будут открываться храмы, монастыри. "Но это ненадолго, — говорил старец, — лет на 15, потом придет антихрист".
В.ПРОЗОРОВ. Надо сразу оговориться, что приход антихриста — это не какой-то одномоментный акт, а некий период, причем, возможно, и довольно длительный. Но период этот легко узнаваемый — концентрация знаковых событий и исполнение многих пророческих предсказаний навязчиво обращают на себя внимание.
Д.АНДРЕЕВ. Да, так вот. Массовое восстановление храмов и возвращение людей к вере началось у нас в начале 90-х, то есть именно полтора десятилетия назад. Сегодня же в нашей общественной атмосфере остро ощущается нагнетание масштабной антицерковной кампании. Чувствуется неумолимое приближение какой-то громкой провокационной акции, с которой начнется яростная антицерковная кампания. И кстати, первой ласточкой здесь стали события, произошедшие ровно год назад, в начале сентября 2006 года. Тогда, накануне концерта Мадонны в Москве, в СМИ стали распространяться сведения о неких православных боевиках, якобы готовящихся помешать выступлению певицы вплоть до организации в "Лужниках", где должно было состояться это действо, теракта или выстрела снайпера, дабы не допустить совершаемого Мадонной во время ее концертов ритуального осквернения христианских святынь. Тогда же прозвучало высказывание одного из конструкторов раздвижной крыши стадиона о том, что это гигантское инженерное сооружение может не выдержать сильного акустического воздействия и рухнуть прямо на головы зрителей. То есть общественное мнение как бы загодя готовили к некоему событию, с которого было бы очень удобно начать обвальную дискредитацию церкви. Фоном для демонстративно антихристианского концерта Мадонны становились и другие знаковые факты. Буквально одновременно с намеченным на 12 сентября концертом в Москву прибыли мощи Марии Магдалины, а незадолго до того по стране прокатилась шумная и дорогая рекламная кампания фильма "Код да Винчи". Фильм этот хорошо известен, поэтому нет смысла лишний раз напоминать, каким образом в нем представлена Мария Магдалина. А накануне приезда Мадонны в Россию папу Бенедикта XVI подвергли настоящей травле (первой за время его понтификата — скандал с неосторожным цитированием антимусульманских высказываний византийского императора был еще впереди), так как он осмелился выступить против творимых Мадонной во время ее концертов надругательств над святыми для христиан символами. Иными словами, идеальный смысловой "гексоген" был готов. Надо было лишь привести его в действие. Помню, как тогда Виталий Третьяков в своем начавшем выходить как раз в те самые дни сетевом "Политдневнике" просто перечислил все эти факты и прямо сказал, что для серьезной антиправославной, а значит, и антигосударственной провокации есть необходимые элементы. В итоге ничего не случилось, концерт прошел гладко. Однако еще раз хочу обратить внимание на точное совпадение этих событий с пророчеством Серафима Вырицкого: практически ровно через 15 лет после августовских событий 1991 года, от которых принято вести отсчет истории новой России, а значит, и нового статуса церкви.
А.ПРОХАНОВ. Дмитрий, в вашу интерпретацию очень хорошо ложится и недавнее письмо академиков…
Д.АНДРЕЕВ. Совершенно верно. Год спустя после скандального московского концерта Мадонны — новая попытка развернуть антицерковную кампанию. И здесь я имею в виду не только упомянутое вами письмо академиков, но и сообщение о найденных останках, якобы принадлежащих царевичу Алексею и великой княжне Марии. Но сначала об академиках. Насколько выверенно и точно выбран исполнитель! Смотрите, с антицерковной декларацией выступили не набившие оскомину коррумпированные политики или деятели культуры, натужно строящие из себя совесть нации. С письмом выступили ученые — то есть люди, изрядно хлебнувшие лиха при рыночном беспределе, но оставшиеся верными науке, а значит, близкие и понятные подавляющему большинству граждан России и обладающие в данной среде максимальным моральным авторитетом. И если вдруг эти люди выступают с письмом, в котором говорят, что более не могут мириться с церковным вмешательством в дела государства, то обычный человек, не церковный, но православный по культуре и государственническим убеждениям — а таковых, давайте признаемся откровенно, у нас большинство, — крепко призадумается. Вообще мне кажется, что в ожидании каких-то кадровых перестановок во власти мы не оценили должным образом значение письма академиков. Я бы назвал его своеобразным манифестом Партии Enough — силы, как бы говорящей: "Хватит! Довольно! Надоело! Нет фактическому сращиванию церкви и государства! Президенту недопустимо стоять на Пасху со свечкой! Выбросить из гимна про "хранимую Богом", что ущемляет права атеистов!" В эту Партию Enough войдут в первую очередь, конечно же, все либералы и демократы, которые снова окажутся обиженными на декабрьских выборах в Думу. О своем вступлении в эту партию поспешит заявить и интеллигенция, традиционно видящая в государстве своего главного врага. Однако в Партию Enough попадут не только маргиналы. Думаю, что членство в ней станет делом прибыльным, а потому лакомым и для многих влиятельных представителей бизнеса и политики. Вот вам и новый раскол общества — в очередной раз сверху донизу, не по достатку, а по мотивационным установкам, то есть раскол наиболее тяжелый. Вспомним, к чему приводили подобные расколы в начале 90-х! И опять мы сегодня имеем дело вовсе не с единичным событием, а с началом целой многоходовки. В СМИ еще продолжалось обсуждение письма академиков, как вдруг мы узнали об удивительной находке на Урале останков царевича Алексея и великой княжны Марии. Причем находка эта была сделана по записям Юровского, по которым были найдены те самые останки, которые в 1998 году были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга как останки царской семьи. А значит, показания Юровского соответствуют действительности, и церковь, не пожелавшая признать останки, посрамлена. Ну как тут не поддержать уважаемых академиков, ратующих за то, чтобы поставить на место этих "мракобесов"! Честно сказать, я думал, что накануне “выборного” сезона не будет подобных акций.
А.ПРОХАНОВ. Выборный сезон, безусловно, станет временем серьезных антироссийских и антикремлевских акций, организуемых как извне, так и изнутри, нашей "пятой колонной". Но вот что интересно. На протяжении последних лет мы наблюдали очень любопытные знаковые послания, которые делались Путину. Все началось с домового-эльфа Добби…
Д.АНДРЕЕВ. А закончилось глубоко метафизической картиной "Казино "Ройяль", эсхатологическому подтексту которой вы, Александр Андреевич, дали блестящую интерпретацию. Если говорить о метках, посылаемых президенту от разных сил внутри страны, тот как тут не вспомнить оба "Дозора" — "ночной" и "дневной". Кстати, отдельного разговора заслуживает как привязка этих фильмов к конкретному времени их создания, так и совершенно очевидная смысловая конкуренция обеих лент друг с другом. Точно киноэкран стал полем смысловой войны между какими-то двумя организованностями.
А.ПРОХАНОВ. Дмитрий, всё это действительно очень интересно. Но вот если вернуться к Путину, то есть еще один совершенно особый сюжет, который нельзя упустить, говоря о мистической составляющей нынешнего Кремля. Этот сюжет — Путин-богомолец. Издревле царское богомолье, царское паломничество на Руси имело особый сакральный смысл. И Путин словно возрождает эту традицию.
Д.АНДРЕЕВ. Чего стоит одно только афонское паломничество! Первая попытка посетить Афон была предпринята Путиным во время его визита в Грецию в декабре 2001 года. Однако тогда поездка не состоялась из-за неблагоприятных погодных условий. Причем обращает на себя внимание удивительное совпадение сразу нескольких стихийных бедствий. На самом Афоне случилось землетрясение, в море начался шторм, спустился сильный туман и пошел снег. То есть все возможные пути на Святую гору — и по земле, и по морю, и по воздуху — были отрезаны. Вместо Афона Путин тогда побывал у гробницы Филиппа II — отца Александра Македонского — объединившего Грецию и подготовившего тем самым масштабные походы своего сына. Кстати, прямо накануне визита Путина в Грецию руководителем Совета Федерации стал Сергей Миронов, первым делом предложивший увеличить президентский срок. Некоторые усматривают в этом совпадении определенный смысл. Вторая попытка попасть на Святую гору сорвалась из-за событий в Беслане. А через несколько дней после предполагаемого посещения Путиным Афона вертолет ВВС Греции, на котором должен был лететь российский президент, потерпел катастрофу, когда перевозил туда же Патриарха Александрийского Петроса. Все находившиеся на его борту погибли. И лишь на третий раз (как в сказке — с третьей попытки) Путину удалось попасть на Афон — в начале сентября 2005-го. Это произошло спустя несколько дней после выступления, в котором президент объявил о приоритетных национальных проектах. То есть, по сути, дал реальное наполнение суверенной демократии как альтернативе западной гностической постдемократии. А в этом году после знаковой мюнхенской речи последовало не менее знаковое посещение президентом России места крещения Иисуса Христа на реке Иордан во время его визита в Иорданию. Путин лично спускался к реке, к тому самому месту, где, как считается, и произошло Богоявление, то есть во время крещения Иисуса Иоанном Предтечей была явлена вся Троица: Бог Отец (глас, раздавшийся с небес), Бог Сын (стоящий в водах Иордана Иисус) и Бог Святой Дух (голубь). Путин почтил эту святыню омовением рук в водах Иордана. Причем этот демонстративный шаг был сделан за несколько дней до громкого события, произошедшего в конце февраля в Нью-Йорке, где известный режиссер Джеймс Кэмерон представил публике свой новый фильм "Утраченная могила Иисуса" и две гробницы, в которых, по его утверждению, покоились останки Христа и Марии Магдалины. Антихристианские инсталляции подобного рода — явление нередкое на Западе. Однако в данном случае обращает на себя внимание причастность к новому "разоблачению" Джеймса Кэмерона — человека весьма эзотерического, снявшего несколько лет назад легендарный "Титаник", изобилующий, кстати сказать, целой чередой перевернутых евангельских смыслов и образов. Вероятно, не случайно и то обстоятельство, что в подготовке нового "перформанса" Кэмерона задействованы влиятельные фигуры из Демократической партии США. Есть версия, что с началом демонстрации "Утраченной могилы Иисуса" американские демократы намеревались развернуть широкую пропагандистскую кампанию по укреплению межконфессиональной толерантности в американском обществе. На этом фоне омовение рук в Иордане — превентивный шаг, свидетельствующий о суверенитете России. На этот раз — суверенитете культурно-цивилизационном. Накануне нью-йоркской акции, призванной поколебать основу христианства — догмат о троичности, — президент России демонстрирует прямо противоположное. Обращает на себя внимание и то, что Путин омыл именно руки, а не лицо — повторил действия не Иисуса, а именно Иоанна Крестителя. То есть здесь прослеживается аналогия с Предтечей — тем, кто своими действиями предваряет приход кого-то несравненно более значимого.
А.ПРОХАНОВ. Вот мы и вышли на тему эсхатологии преемничества…
Д.АНДРЕЕВ. Думаю, что эта символическая акция на берегу Иордана не может напрямую прочитываться как указание на кого-то, идущего следом. Или, во всяком случае, этот кто-то явно не станет всего лишь навсего президентом РФ. Что же касается предстоящего ухода Путина, то президентскому навязчивому стремлению во что бы то ни стало соблюсти Конституцию можно дать в том числе и апокрифическое толкование. Существует мнение, согласно которому так называемая "русская партия" в составе высшего советского руководства хотела приурочить принятие в 1977 году новой союзной Конституции — а значит, и непременный выходной день — ко дню преподобного Сергия Радонежского, отмечаемого 8 октября. Однако этот замысел удался лишь отчасти: Конституция была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР днем раньше — 7 октября. То есть канун церковного праздника все же получал статус выходного дня. А произошло это так по простой причине. Этот день в том году выпадал на пятницу, и было решено не занимать у депутатов предстоящие выходные. Как известно, 7 октября — день рождения Путина. И такое совпадение вряд ли всего лишь банальная нумерологическая игра.
А.ПРОХАНОВ. Я благодарю вас за интересную беседу и надеюсь, что в вашем лице Пятая Империя обрела высокопрофессиональных конструкторов оргоружия, действующего в пространстве эсхатологических смыслов.
1.0x