№36 (720) от 5 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владислав Смоленцев
2008 — КОНЕЦ БЛИЦКРИГА
2007 год стал фактически переломным в Иракской кампании. Четыре года оккупации фактически закончились тем, что США признали свою неспособность покорить эту страну. На самых разных уровнях американского истеблишмента прозвучали заявления о необходимости вывода войск и ухода из Ирака. Этого же требует и демократическое большинство в Конгрессе.
И только сам президент Буш и его ближайшее окружение продолжают упорно твердить о том, что “благородная миссия” американской армии в Ираке увенчалась успехом.
Сегодня фактически единственным оправданием дальнейшего пребывания здесь американских войск является тезис о том, что уход американцев немедленно повлечёт за собой захват Ирака международными террористами, пресловутой Аль-Каидой и ей подобными организациями. Собственно, этот довод ничем не отличается от известного довода начала 70-х годов, когда Америка безнадёжно увязла во Вьетнаме и Лаосе. Только тогда вместо угрозы международного терроризма обывателя запугивали угрозой коммунистической экспансии. Мол, вывод войск из Вьетнама неизбежно повлечёт за собой победу коммунистов и "эффект домино" до США включительно.
Но если на американского обывателя эти байки ещё хоть как-то действуют, то на американские войска уже давно не оказывают никакого влияния. Армия месяц за месяцем несёт здесь серьёзные потери без всякой перспективы на улучшение обстановки. В среднем армия в месяц теряет от 80 до 120 человек. Официально в боевых столкновениях с противником в Ираке погибло уже 4150 солдат. Больше 25 000 солдат и офицеров ранено или выбыло из строя по болезни, несовместимой с дальнейшим продолжением службы здесь.
Но реальные потери американцев в Ираке намного больше.
Помимо объявленных Пентагоном погибших военнослужащих, ещё не менее 800 человек потеряли частные охранные фирмы, которые несут охрану различных нефтяных и государственных объектов Ирака. Около 150 человек потеряли спецслужбы США. Не менее 300 человек потеряли в Ираке различные компании, организующие снабжение американской армии и иракского правительства.
Ещё не менее 20 человек скончались в госпиталях от ран, 40 человек покончили самоубийством.
Кроме того, за 2007 год из частей армии США, расквартированных в Ираке, дезертировало более 750 человек. Основная форма дезертирства — невозвращение из отпуска. Ещё около 2000 военнослужащих под теми или иными предлогами отказались от перевода в Ирак. Из них около 700 ценой "позорного" разрыва контракта.
Кроме того, не менее 1200 человек потеряли марионеточные войска правительства Ирака.
Потери других стран составляют около 350 человек, с учётом погибших офицеров спецслужб Великобритании, Болгарии и Польши, о чьей гибели официально не сообщалось.
Общие потери войск коалиции и иракских силовых структур за год превысили 6000 человек убитыми и около 30 000 ранеными.
Налицо очевидная эскалация войны.
В 2004 году американцы потеряли официально 849 солдат, а неофициально около 1200. Но в 2004 году потери иракских силовых структур составили лишь 1500 человек. В 2005 году потери составили 846 официально объявленных погибших и около 1300 — по данным неофициальных источников. В 2006 году Пентагон официально признал 822 убитых, но другие источники утверждали, что потери составили не менее 1200 человек.
За восемь месяцев этого года потери американцев уже составили 732 человека, хотя неофициально в Пентагоне говорят о том, что число убитых и умерших от ран и болезней уже перевалило за 1100 человек.
Продолжаются репрессии против мирного населения.
В ходе карательных экспедиций только в этом году погибло больше 5 000 человек гражданского населения, кроме того больше 2000 человек числятся пропавшими без вести. Люди, захваченные и вывезенные спецслужбами марионеточного правительства, лишь усиливают сопротивление оккупантам и их союзникам. Бывший премьер-министр Ирака Аяд Алауи в интервью одному из арабских телеканалов сказал, что ситуация с правами человека в Ираке сейчас не лучше, а возможно, даже хуже, чем при прежнем режиме.
"Люди помнят времена Саддама. Именно поэтому мы боролись против него, а теперь мы видим, что происходит то же самое, — заявил Алауи. — Мы слышим о тайной полиции, секретных бункерах, где ведутся допросы".
Алауи был председателем первого правительства Ирака, сформированного после свержения Хусейна. Однако после выборов, состоявшихся в январе 2005 года, его на этом посту сменил Ибрагим Джаафари.
Все попытки американцев выстроить жизнеспособную иракскую администрацию не достигают никакого эффекта. Создаваемые структуры нежизнеспособны и парализованы коррупцией. Подразделения полиции и армии способны воевать лишь при поддержке войск коалиции.
Иракское сопротивление уже давно сменило вектор с "просаддамовского" сопротивления на "национально-освободительное". Сегодня уже всем понятно, что иракские партизаны воюют не за Саддама и за БААС, а просто против оккупантов, захвативших их страну.
Сегодня в Ираке действует несколько группировок. Одна из них — умеренные шииты во главе с верховным аятоллой Али ас-Систани. Их цель — обеспечить большинство (шииты составляют 60% населения Ирака) в парламенте страны и, как следствие, выгодную шиитам конституцию. Подобный сценарий вполне устроил бы американцев. Но у него есть сильные и влиятельные противники. Во-первых, это "Армия Махди" радикального шиитского имама Муктады ас-Садра, связанного с религиозными кругами и спецслужбами Ирана. А во-вторых, суннитское меньшинство. В так называемом "суннитском треугольнике" власть фактически полностью принадлежит полевым командирам повстанцев.
Всё более очевидно, что Ирак стоит на пороге раскола. Многие эксперты считают весьма вероятной фрагментацию этого государства после ухода американцев. Ас-Садр при поддержке Ирана имеет реальные шансы взять верх в шиитской общине. Тогда территории к югу и востоку от Багдада, включая столичный район Садр-сити, и 90% иракской нефти окажутся под фактическим контролем Тегерана.
В ответ сунниты, опираясь на моджахедов, вероятно, создадут свой анклав в центральном Ираке. Вооружённое сопротивление в "суннитском треугольнике" сегодня превратилось в национальное движение. Оно стало реакцией на репрессии и экономический хаос, привнесённый американцами. Образ сопротивления становится всё более притягательным. Сопротивление героизируется, романтизируется и всё больше становится идеологией иракского общества.
Это, в свою очередь, заставляет курдов на севере Ирака как можно быстрее формализовать свою фактическую независимость.
Фактически распалась и прекратила своё существование как единая коалиция собранная американцами международная оккупационная армия. О скором выходе из Ирака уже объявили самые преданные союзники Америки, британцы, до конца года свои войска из Ирака выведет Южная Корея. Остальные страны-участницы также готовятся выводить свои контингенты из Ирака. Ожидается, что уже в 2008 году коалицию покинет Польша.
Следующий год будет отмечен окончательным закатом иракской авантюры США.
1.0x