Авторский блог Анна Серафимова 03:00 28 августа 2007

ЖИЛИ-БЫЛИ

№35 (719) от 29 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Анна Серафимова
ЖИЛИ-БЫЛИ

"Чив-чив-чив", — чирикнет птичка, "гав-гав-гав", — ответит пёс. Этой чивгавьющей паре медвежонок мёд принёс". Это — детские стихи Каролины Васуевой. Пишет ныне, писала ране. Бог в помощь! Как замечательно: всю жизнь заниматься приятным во всех отношениях делом.
Ан нет! Оказывается, не всё благолепно и у детских поэтесс. Думалось, всё-таки, полегче, чем стадо коров вручную доить или политические романы писать. В тех профессиях то физические, то идеологические трудности... Нелегка, как теперь выясняется, была в советские годы и участь поэтесс-ребятишниц. Неужели и на детских стихотворцев были гонения и лишения свободы творчества? Ещё какие!
Вот Каролина в одном из своих произведений трактовала бабу Ягу как хорошую женщину, а Алёнушку и братца Иванушку как плохих непослушных детей, которых справедливо настигло наказание. Лису трактовала как честную бессеребреницу. И что? Редакция зарубила стихи с такими трактовками! Дескать, есть стереотипы, которые нельзя разрушать в юном возрасте, в пору становления. Не стали издавать книгу, на гонорар от которой были планы: построить кооператив для дочери. Каролина требовала, чтобы, если не издают, то хоть заплатили бы ей за этот труд. Отказали!
Она скандалила, настаивая, что творец имеет право на свободу трактовок. Ей узурпаторы отвечали: да, творить право имеет. Но государство не обязано оплачивать и не станет поощрять распространение такой литературы, потому что, видишь ли, психологи и педагоги говорят… Да что они понимают, эти "специалисты". Одним словом, душения!
И о таких гонениях, вынужденности творения "в стол", "на полку" мы понаслушались. Справедливости ради надо отметить, что в те годы у творивших "в стол" и на столе кое-что было. Да и те, чьи фильмы клали на полку, не вынуждены были и зубы рядом на полку класть.
Но не одна же творгенция (творческая интеллигенция) страдала от начальственных понуканий и попрания. Моя незабвенная мама, всю жизнь имевшая дело с цифрами, не могла взять да в порыве свободолюбия написать 7 вместо 2 или что-нибудь в этом духе. Трактовать 25 как 42. Арифметическое действие "сложение" в стремлении к непризнанию "оков" заменить на "вычитание", а умножение — делением. В работе с цифрами это могло быть истолковано даже как "приписки". И трактовали! Разве мало таких случаев в тоталитарном прошлом? Гнобили необходимостью в точности выписывать цифры и производить арифметические действия! Тех, кто нашёл в себе силы не подчиниться диктату цифр, садили в тюрьмы по смехотворным обвинениям в растрате, приписках. За совками не ржавело! А это были порывы вольности со стороны якобы растратчиков, а в действительности — алкателей свободы творчества на рабочем месте.
А разве рабочий не попирался тоталитарной системой? Разве его не вынуждали вытачивать болванки те, что они, душители велят, а не те, что просит его душа? Может, он был пацифист, и на оборонном заводе хотел вместо деталей к разным горячим видам оружия времён холодной войны делать детские юлы (как мило и всем приятно!) или ножи к мясорубкам, необходимые в тёщином хозяйстве? Начни он так проявлять свой свободный дух — его бы в шею с работы!
И вынуждены были рабочие где-нибудь в сарае ставить верстак и творить там в свое удовольствие, как делали мои дяди, к примеру. Никому не жалуясь, что "чего душенька желает" они мастерили исключительно в свободное время за свой счёт.
А учитель? Пришёл в класс — и неси ахинею всякую программную. Но ежели душа желает просто "по душам" с учениками? Если не "жи-ши" рвётся из сердца педагога, а хочется поговорить об орхидее, о полёте на Марс. Поинтереснее темы, чем синусы-косинусы. А если бы программы — по боку! И не суйтесь ко мне со своими свободоподавительными директивами! Я — свободный учитель! Но прознай директриса коммуняцкая, что вместо положенного материала ты на вольные темы общаешься, и дети в итоге не получают необходимые знания, тоже бы поплатился рабочим местом.
Уж про врачей и военных давайте помолчим. Военный что? Направили в ТуркВО — поезжай! А у тебя жена-меломан, и без московской консерватории жить не может! Или того хуже: сиди где-нибудь в бункере, пялься в экран. "Боевое дежурство"! Не так это называется! А — рабские оковы, какими бы высокими словами "присяга", "защита отечества" это не прикрывали.
Несвободы-то были гораздо большие, чем скромно ведают демократы. Так почему же о попрании свобод на рабочем месте слышим только от творческой интеллигенции, натворившей столько, что и нашим потомкам не расхлебать? У их-то потомков есть запасные площадки, куда можно мотануть в кибуцах конверты клеить, не вякая об обязанности государства оплачивать твои прихоти и похоти. Почему они хотели сочетать работу с хобби: чего хочу, то и делаю, но вы оплачивайте мне всё по гамбурскому счету! Только они — свободны, имеют право на работе и отдыхе всю жизнь — развлекаться? А как они отнеслись бы к подобным желаниям делать всё по-своему, не оглядываясь на задания и планы, со стороны диспетчера, пилота самолёта? Лечу — куда хочу! Если бы наборщик в типографии, воспринимая организацию букв и строк в тексте как подвохи тоталитаризма, стал бы набирать, исходя из своих видений: в шахматном порядке, красные строки к чему, если я в душе — белый монархист? Какой план выпуска? Вы тут мне волеудушительными ГОСТами не тычьте! На работу к 6 утра? Бросьте свои узурпаторские замашки!
В праве на профессиональную свободу военным, рабочим, крестьянам, технической интеллигенции отказано? Если нет, то возможно ли существование какой бы то ни было страны, где жизнь была так "обустроена"? И захотел бы кто-нибудь из "вольноопределяющихся" жить в подобной стране?
1.0x