№35 (719) от 29 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Хотя азербайджанцы, как и иранцы, — шииты, отношения между двумя странами долгое время определенно оставляли желать лучшего. Алиев-старший явно предпочитал турецкую модель развития — светскую и прозападную. В подвластной ему стране периодически отлавливали "религиозных экстремистов", которых обвиняли в связях с Тегераном. С приходом же к власти Алиева-сына Азербайджан, как представляется, стал проводить более сбалансированный внешнеполитический курс, руководствуясь, прежде всего, прагматическими соображениями. Однако в отношениях с соседним "исламистским" Ираном до самого последнего времени ощущалась некоторая напряженность и подозрительность, объясняющаяся, в том числе, и дружескими связями Тегерана с Ереваном.
Впрочем, после первого визита иранского президента Ахмадинежада в Азербайджан, состоявшегося буквально на днях, в отношениях между обоими государствами открывается новая страница. Как пишут бакинские журналисты, у сторон обнаружилось "полное совпадение взглядов по вопросам региональной безопасности, а также на перспективы развития экономических отношений".
О ходе же самого визита сообщается следующее. Махмуд Ахмадинежад беседовал с Ильхамом Алиевым один на один более часа. Затем прошли официальные переговоры, завершившиеся подписанием четырех документов. Стороны договорились открыть автобусный маршрут Баку—Нахичевань—Баку, построить мост на пограничной реке Араз для автомобильного сообщения между иранской Джульфой и азербайджанской Джульфой и начать работы по строительству ГЭС на участке границы Орудубад (Азербайджан) и Маразанд (Иран). Также было решено придать международный статус контрольно-пропускным пунктам в Шахтахты и Олдаше.
В то же время, по мнению экспертов, главные договоренности остались за рамками подписанных соглашений и, скорее всего, они касаются сферы международных отношений. "Наши отношения сильны, и по всем вопросам мы на единых позициях", — заявил азербайджанский президент. Ахмадинежад же выразился еще сильнее: "развитие Азербайджана — это развитие Ирана, а развитие Ирана — это развитие Азербайджана". Как считают наблюдатели, это вовсе не обычные восточные любезности, которые практически мало что значат. Президенты Ирана и Азербайджана действительно готовы поддерживать друг друга на международной арене.
Но как близость с Ираном отразится на азербайджано-американских отношениях? Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде в "Независимой газете" отвечает на этот вопрос так: "Азербайджан не является 51-м штатом США и имеет право на самостоятельную политику". Он подчеркивает: "Иран является нашим ближайшим соседом, и нас связывают тысячелетняя история, совместное цивилизационное прошлое, единая религия, этническое родство, огромная как сухопутная, так и морская граница"...
Большинство экспертов считает, что Тегеран и Баку получили от этого "исторического визита" то, что хотели. Ахмадинежад во всеуслышание заявил, что выступает за разрешение армянско-азербайджанского конфликта в рамках международного права и территориальной целостности Азербайджана. Что же касается Алиева, то он дал понять Тегерану, что территория Азербайджана не будет использована как плацдарм для нанесения возможных военных ударов по Ирану. И с этим, по-видимому, придется считаться Вашингтону при составлении своих планов.
***
Пользуясь определенными сложностями, возникшими в последнее время в российско-иранских отношениях, некоторые СМИ, известные своими тесными связями как с Западом, так и с сионистскими кругами, прикладывают немалые усилия к тому, чтобы посеять подозрительность и действительно ухудшить отношения между Россией и Ираном. Довольно показательна в этом плане, на наш взгляд, заметка "Москва устала от Ирана", появившаяся в газете "Ведомости". В ней, в частности, утверждается: "Новых контрактов от Ирана не ждут, а Россия не собирается достраивать станцию в Бушере…, — считает источник, знакомый с позицией российской стороны. "Иран — самый ненадежный партнер, и сегодня в России даже торговцы оружием не хотят иметь с ним дела", — подтвердил директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Тем более надо выбирать между Ираном и странами Персидского залива, например, Объединенными Арабскими Эмиратами, уточнил он".
Очевидно, что довольно странные "источники" и эксперты у "Ведомостей", и не имеется ни малейших сомнений относительно того, на чью мельницу, как говорится, они льют свою мутную воду. В действительности же, в своих отношениях, как политических, так и экономических, России вовсе нет никакой нужды выбирать между Ираном и государствами Залива.
Как показывает жизнь, наша страна может взаимовыгодно сотрудничать со всеми странами этого региона без исключения. Тем более что, вопреки проискам и неустанным стараниям сионистского режима и его западных опекунов, наметилось определенное взаимопонимание и происходит сближение позиций между Тегераном и монархиями Аравийского полуострова. А это, конечно, очень не нравится всем тем, кто привык делать свой гешефт на стравливании между собой братских исламских стран.
1.0x