Авторский блог Николай Коньков 03:00 21 августа 2007

КоСША НА КАМЕНЬ

№34 (718) от 22 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный, Николай Коньков
КоСША НА КАМЕНЬ

Зрелище, конечно, было еще то…
Все пушки, пушки грохотали, по горизонту ползли угрюмые танки, с вертолетов веером уходили по наземным целям ракеты... Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в условиях, приближенных к боевым, отрабатывала методики совместных антитеррористических действий.
Не приглашенные на маневры "Мирная миссия-2007" американцы за всем этим великолепием могли наблюдать разве что из космоса, европейцы — более-менее вживую. Более-менее — поскольку их состояние выглядело близким к слегка обморочному.
Всё-таки несколько тысяч китайских солдат, идущих в атаку вместе с русскими, — это не для слабонервных. Тем более, когда подумаешь, СКОЛЬКО их там еще…
Лидеры государств-членов ШОС прилетели на полигон в Чебаркулях прямо из Бишкека, где обсуждали "узловые проблемы современности".
Заметьте, пожалуйста, этот акцент — не свои собственные социально-экономические проблемы, которых хватает что у Китая, что у России, что у Таджикистана, а именно "узловые проблемы современности", которые тоже считают не просто своими, а самыми приоритетными среди своих.
Результаты обсуждения были оглашены в совместном заявлении, среди пунктов которого особо выделяются следующие:
— эффективная глобальная система безопасности, включая информационную безопасность, может создаваться только под эгидой ООН и при строгом соблюдении ее Устава, при этом государства-члены ШОС будут всемерно укреплять роль ООН и Совета Безопасности ООН;
— каждое государство имеет право на независимый выбор пути развития в соответствии с собственным историческим опытом и национальной спецификой, на равноправное участие в международных делах;
— особое внимание будет уделено энергетическому взаимодействию в рамках ШОС.
В переводе с дипломатического на обычный язык это означает, что в евразийском "хартленде" формируется такой "центр силы", который будет всеми силами препятствовать не только экономическому и политическому контролю за этой геостратегической зоной со стороны "глобального лидера современности", Соединенных Штатов Америки, но и любым попыткам пересмотреть в пользу США действующие нормы мироустройства.
С этой точки зрения маневры в Челябинской области и увенчавшее их заявление Путина о возобновлении дальних полетов российской стратегической авиации с ядерным оружием на борту вряд ли можно рассматривать со стандартной "антитеррористической" точки зрения. Скорее здесь мы имели дело с "демонстрацией силы", призванной подтвердить серьезность сделанных в Бишкеке заявлений.
Прежде всего, разумеется, о том, что ШОС — не военная и даже не военно-политическая, а экономическая организация. И это действительно так. Контроль за пространством, контроль за транспортными путями, контроль за источниками сырья и производственной базой — всё это сугубо экономические вопросы. Приезд в столицу Киргизии того же Махмуда Ахмадинеджада, его переговоры с Владимиром Путиным и Ху Цзиньтао касались только экономических вопросов: например, развития мирной иранской ядерной программы или поставок иранских же энергоносителей в КНР по трубопроводам, которые должны пройти через территорию центральноазиатских республик-членов ШОС.
Непонятно только, подтвердит ли это при случае, скажем, президент Афганистана Хамид Карзай, который был вполне способен продублировать роль "американского наблюдателя" на встрече в Бишкеке? Стремление Америки к гегемонии везде, где только возможно, вызывает вполне очевидную ответную реакцию. И в случае с ШОС, похоже, нашла коса на камень.
"Запад отчаянно стремится укрепить свое влияние в этом регионе, но он начинает сильно отставать в этой гонке от России и Китая", — сетует спецкор газеты "Daily Telegraph" Адриан Бломфильд. И это обстоятельство "отставания" диктует крайнюю сдержанность в западных оценках очередного саммита ШОС: силу здесь уважают. Правда, для противодействия этой силе избирают прежние рецепты, опробованные при развале СССР. "Западу не стоит смотреть на ШОС как на противника… Западным странам сейчас необходимо более активно налаживать сотрудничество с коммерческими и политическими организациями в данном регионе, включая саму ШОС, чтобы демократия и либерализация становились для народов и элит Центральной Азии более привлекательными понятиями. ШОС должна стать своеобразным мостом для налаживания взаимодействия между Центральной Азией и остальным миром, а не дочерним предприятием в совместной собственности Москвы и Пекина", — пишет, например, британская "The Financial Times".
"Москва в попытке восполнить свои убывающие запасы газа заключила длительные контракты с Узбекистаном, Казахстаном и Туркменией на поставку этого топлива, недавно также было подписано соглашение о транзите туркменского газа через Россию. Эта сделка, возможно, крайне неприятна Соединенным Штатам и наносит удар по их коммерческим интересам, так как США не теряют надежды самим доставлять туркменский газ через Каспийское море на европейский рынок", — вторит рупор американских деловых кругов "The New York Times".
Совсем недавно поставленные Китаем перед угрозой краха доллара, благородные янки пока прячут зубы за вполне голливудской улыбкой: мол, мы понимаем ситуацию и признаем ваши интересы. Но это, по большому счету, ничего не меняет в собственно американской ситуации "большого кризиса". Накачка рынков эмитированными долларами и снижение процентной ставки Федеральной резервной системой неминуемо раскрутят в Америке штопор гиперинфляции, единственно приемлемым выходом из которого для заокеанского истеблишмента видится сегодня разве что "победоносная война" — уже не "маленькая", а вполне приличных "средних" масштабов. Возможно, следом за Афганистаном и Ираком это будет Иран. Возможно, военный конфликт разразится в другом месте — скажем, на Кавказе или на Ближнем Востоке — и без прямого (вначале) участия США. Но именно эти риски заставили сегодня лидеров Шанхайской организации сотрудничества, КНР и Россию, продемонстрировать, что ШОС является сугубо экономической организацией стран с грандиозным военно-политическим потенциалом.
1.0x