№32 (716) от 8 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Винников
АПОСТРОФ
Василий ГАЛИН. Политэкономия войны. Тупик либерализма. 1919-1939. — М.: Алгоритм, 2007, 416 с., 3000 экз.
С каждой новой работой писать о книгах Василия Галина становится всё проще — и всё сложнее. "Ignorantia non argumentum est", "Невежество не есть аргумент", — предупреждал Спиноза. Так вот, искренне признаюсь: пребываю практически в полном неведении о том, чем занимаются сегодня наши академические институты истории. Но создается впечатление, что под вывеской "Василия Галина" работает на полную мощность вполне эффективный научный коллектив. По крайней мере, эффективный научный коллектив должен работать именно так.
Впрочем, прецеденты подобного рода случались и ранее — достаточно вспомнить грандиозную работу Льва Николаевича Гумилёва. И, хотя критиков "евразийства-азиопщины" со времен написания "Этногенеза и биосферы Земли" ничуть не убавилось, и даже напротив — отрицать роль гумилевского "пассионарного толчка" для современной исторической науки сегодня не будут даже самые жесткие его критики.
Но если Гумилёв работал на стыке прежде всего истории и географии, то Галин работает на стыке истории и политики. Многие, если не все, политические коллизии современного мира уходят корнями в период двух мировых войн ХХ века. И распутать их всё еще во многом скрытый клубок — задача более чем актуальная и необходимая для общественного сознания современной России.
Рецензируя уже вторую по счету книгу задуманной автором серии (про первую, "Заговор Европы", см. "Завтра", 2007, №23), стоит заметить, что Василий Галин в каком-то смысле повторяет путь другого Льва — Толстого, который, задумав писать роман о современности, вынужден был сначала "погрузиться" в эпоху декабристов, а затем — еще глубже, в эпоху Отечественной войны против Наполеона. В результате мы получили "Войну и мир".
Точно так же и Галин, начав писать о "заговоре Европы" 30-х годов против Советского Союза, видимо, ощутил потребность — одновременно и внутреннюю, и логическую — "погрузиться" в эпоху окончания Первой мировой войны и заключения Версальского мира.
Приходится признать — для нас глобальный смысл и последствия этих событий были во многом закрыты и даже перечеркнуты Октябрьской революцией и гражданской войной, фактически перевернувшими "старую Россию". Продолжая аналогии в сфере художественной литературы — "Войной и миром" ХХ века для нас стал "Тихий Дон" Михаила Шолохова. Во многом поэтому Вторая мировая (и Великая Отечественная) оказались — в каком-то глубинном смысле — так и не освоенными отечественной культурой. Осмелюсь даже предположить, что такая "эстетическая неосвоенность" стала, в конце концов, одной из главных причин геополитического краха Советского Союза. Мы привыкли трактовать Октябрь 1917-го и Победу 1945-го года как величайшие события в истории человечества, затем неизбежно останавливаясь — едва ли не в мистическом трансе — перед Катастрофой 1991-го, как будто отрицающей "нормальный" для нас ход истории.
Василий Галин — вовсе не гениальный писатель масштаба Льва Толстого и Михаила Шолохова. Но уже сегодня становится очевидным, что его работа закладывает — на своем, предметно-логическом уровне — надежный фундамент для будущего художественного осмысления феномена одной бесконечной Войны ХХ века (1914-1991 гг.). В которой России была изначально отведена далеко не главная роль. Но так бывает, что на сцене яркий актер (актор) начинает "переписывать сценарий под себя". Что, похоже, и произошло с нашей страной — неожиданно для всего "закулисья", включающего в себя и сценаристов, и режиссеров, и хозслужбы, и так далее.
В "Тупике либерализма" обращает на себя внимание прежде всего жесткая увязка идеологии и практики либерализма с идеологией и практикой фашизма. "Гитлер буквально цитировал основные постулаты либеральной цивилизации: "Капиталисты проложили себе путь наверх благодаря своим способностям, и на основе такого отбора — что в очередной раз доказывает, что они высшая раса, — они имеют право стоять на самом верху"… Англосаксонский либерализм — это господство привилегированного имущего меньшинства, финансо- вой аристократии. Его принципы утверждал, например, бывший посланник США в Швеции, владелец огромного состояния Морхед: "В каждой стране лишь десять процентов населения делают деньги и играют ведущую роль во всех областях жизни, а поэтому они и должны обладать неограниченной властью в общественных делах".
Именно этот либеральный эгоизм власть имущих победителей Первой мировой войны в конце концов и толкнул обманутую и побежденную Германию к нацизму. "9 февраля 1921 г. сенат США потребовал от союзников выплаты всех долгов "до последнего пенни". Правительство США отказалось "видеть какую-либо связь между германскими репарациями и долгами союзников". В результате вся тяжесть выплат по итогам войны была возложена на Германию. "Один из богатейших людей мира Дж.П.Варбург позже заявлял: "Крайне сомнительно, чтобы Гитлер когда-либо пришел к власти в Германии, если бы перед этим обесценивание немецких денег не уничтожило средний класс)". В конце концов, союзники пришли к выводу, что единственный способ заставить Германию выплатить репарации — направить её на Восток, на Россию. Мировые войны и есть — высшее торжество либерализма.
1.0x