№32 (716) от 8 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Евгений Ростиков
НА СВЯЗИ МИНСК
После того, как Россия взвинтила для Беларуси цены на газ, а затем на нефть, республика пытается жить в новых условиях. И хотя официальные чиновники вслед за политиками утверждают, что подорожание энергоносителей не очень сказалось на социальной сфере, тем не менее, если год назад пенсии за этот период повышались трижды, то теперь, несмотря на инфляцию, об этом стараются не говорить. Заметно выросли тарифы на "коммуналку". Недавно Лукашенко подписал закон, лишающий население с 2008 г. ряда социальных льгот, — в том числе такие чувствительные категории, как студентов, военнослужащих, пенсионеров… Некоторые из этих мер "по упорядочиванию льгот" просто нуждой или необходимостью не объяснишь. Здесь просматривается провокация, направлен- ная, прежде всего, против самого президента. Слишком уж неподходящее время выбрано для этих "инициатив".
Сразу же все заговорили о крахе белорусской модели развития, державшейся, как сегодня утверждается, на дешевых российских энергоносителях. Путин эту "поддержку белорусской экономики" оценил в "5,8 млрд. долларов". Но только ли Беларусь, благодаря этим долларам, держалась на плаву?
В середине 90-х годов в самый разгар "шоковой терапии", когда идеология либерального фундаментализма довела до крайности свободу рыночных отношений, Лукашенко попытался сохранить государственное регулирование экономикой. Он уберег такие крупнейшие в Европе предприятия, как Минский тракторный, БелАЗ, "Белшина" от развала и закрытия, которое неминуемо последовало, если бы он допустил обвальную приватизацию. Именно то, что экономика Беларуси продолжала напряженно работать, позволяло функционировать и тысячам предприятий России, потому что большинство комплектующих поступало в республику оттуда. Так что, говоря о "многомиллиардной поддержке экономики Беларуси", Путин не учел, что это стало весомой поддержкой российской экономики и российского населения. Ведь основная часть дешевой и качественной белорусской продукции возвращалась в ту же Россию.
Сегодня ситуация изменилась, и Лукашенко вынужден будет с этим считаться. Но та же приватизация (а она в Беларуси неминуема) будет уже более прозрачной, чем в той же России и других постсоветских республиках и, конечно же, приведет к повышению конкуренции на рынке. Так, если еще года два назад "Газпром" требовал от Лукашенко отдать "Белтрансгаз" за 650-800 млн. долл., то на днях только за 12,5% его акций он перевел 625 миллионов и вынужден был согласиться, что это белорусское предприятие стоит 5 млрд. долл. Со своей стороны, Беларусь теперь будет платить только за газ на миллиард больше, чем в прошлом году. Еще миллиард составят потери от введения Россией пошлин на экспорт нефти. И, как "утешают" российские монополисты, цены на энергоносители для Беларуси будут расти, пока к 2011 году не достигнут европейского уровня. Уже с 1 июля Беларусь платит "Газпрому" по 100 долларов за 1000 кубов "голубого топлива", а размер ввозной пошлины нефти увеличен 1 августа со 156,4 до 223,9 долл. за тонну. А значит, экспорт произведенных в Беларуси нефтепродуктов станет еще более проблематичным, еще более обострится и без того острый вопрос валютной выручки. Синхронно с этим Совет министров ЕС по просьбе лидеров "независимых" профсоюзов Беларуси исключил республику из Генеральной системы преференций, что приведет к ежегодной потере еще около 500 млн. евро. Косвенные же потери составят более миллиарда.
В этих сложнейших условиях Лукашенко пытается найти альтернативных поставщиков, обеспечить диверсификацию внешнеторговых потоков и энергетических поставок. Встречи с президентами Венесуэлы, Азербайджана, Ирана, переговоры с ближневосточными шейхами позволяют рассчитывать на определенную поддержку. Тем не менее, надежды республики заиметь в этих странах собственные нефтяные скважины, хотя и имеют перспективу, но принципиально не решают проблемы. К тому же, "перспективы" эти зависят от того, как долго в Венесуэле будет президентом Уго Чавес, и как скоро американцы начнут бомбить Иран. Лукашенко понимает, что самым надежным поставщиком энергоносителей в республику была и останется Россия. Только в тесном союзе с ней он может решать возникающие проблемы.
А пока Немецкая экономическая группа, работающая при одном из институтов Беларуси, опубликовала доклад "Энергетический шок и макроэкономическое регулирование: возможные решения для Беларуси". Они оценивают влияние углеводородного "шока" на торговый баланс республики в этом году в минус 1,7 млрд. долл. В следующем году, исходя из неминуемого роста цен, мы потеряем 3,2 млрд., в 2011 — 4,7 млрд. долл. Учитывая все вышеперечисленные обстоятельства, для республики это неподъемная сумма.
Западные эксперты предлагают несколько вариантов решения проблемы, в том числе те, которые уже задействовал президент, т.е. энергосбережение, осторожная кредитная политика, привлечение иностранных инвестиций, внутренние заимствования… При этом они старательно избегают еще одного способа решения проблемы, который пока есть у Беларуси. И хотя он лежит не в экономической плоскости, но я убежден, что в данном случае только принятие твердого политического решения (а я имею в виду именно его) разрубит этот Гордиев узел. Союзное государство из растянувшегося более чем на десятилетия спекулятивного декларирования, может и должно стать реальностью во благо не только белорусского, но и русского народов.
1.0x