№31 (715) от 1 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Вышел из печати очередной, уже 49-й, номер журнала евразийского сотрудничества "Перспектива" (главный редактор — Хакан Аксай), издающегося на русском и турецком языках. Давно замечено, что у двух евразийских народов много общего и, как справедливо говорит сотрудница Института Востоковедения Светлана Орешкова: "Мы, россияне, — действительно евразийцы. По историческому опыту, культуре, разным религиям и менталитету мы отличны от европейцев. В этом у нас много общего с народом Турции, который так же и по тем же параметрам отличается от народов Европы. Нам не следует порицать друг друга за эти общие наши черты. Нам их было бы полезнее совместно изучать. Что же касается совместного проживания этносов и религий, то для России это также наше историческое наследство. То же можно сказать и о Турции".
"Перспектива", по своему обыкновению, держит руку на политическом пульсе планеты: "Мало того, что стабильность и мир покидают Ближний Восток, Европа тоже входит в опасный вираж. США, превратив Ирак в море крови, обратили свой взор на Иран, а теперь планируют разместить систему противоракетной обороны в Восточной Европе. Никого не удивит, если этот план не только ухудшит отношения между Россией и США, которые в последнее время и так сильно напряжены, но и вызовет серьезные разногласия в Европе.
Президент России Путин на саммите G-8 в Германии предложил Вашингтону отказаться от этой идеи и совместно использовать Габалинскую радиолокационную станцию в Азербайджане. В одной из последующих речей президент назвал Турцию одним из возможных адресов для размещения ракет. Без сомнения, для мира и стабильности требуются не ракеты, а меры по укреплению доверия и сотрудничества.
Экономические связи между Россией и Турцией, которые активно развиваются в последние годы, отвечают этой потребности. Несмотря на протест Москвы и Анкары, в Северном Ираке назревает перспектива создания Курдского государства. На повестку дня вновь вышли нападения РПК, США используют "курдскую карту" направо и налево", — пишет Хакан Аксай.
Читателей наверняка заинтересует заметка о Назыме Хикмете или же проникновенная статья Оксана Булановой об удивительно разнообразной и богатой природе Турции. Но должен признаться, что лично меня больше всего привлекла статья депутата Госдумы Андрея Исаева "Россия—Турция: снова на перепутье". Кое-в чем созвучная моим собственным размышлениям о близости судеб двух народов, но совершенно неприемлемая по своим выводам:
"Первая мировая война похоронила обе империи. Лидеры турецкого национального движения решили задачу освобождения своей страны от имперского наследия и создания европейски ориентированного унитарного государства. Лидеры революции русской стремились, по сути, к воссозданию империи на новом уровне с дальнейшим превращением её в плацдарм для планетарной революции. "Мировой пожар" не задался, и большевистская элита встала на путь политической автаркии и вялотекущей "окопной войны" с "мировым империализмом". Истории неизвестны случаи успешного противостояния одного, пусть даже очень мощного государства, всему остальному миру. Грандиозный эксперимент закончился развалом Восточного блока и жесточайшим кризисом в стране, которой пришлось в конце прошлого века вновь пережить уже пройденный в его начале этап — крушение империи и становление новой государственности. Совсем не гладко протекала и новейшая история Турции — ее основательно лихорадило в 1960, 1971, 1980 и 1999 годах.
Что же сегодня? И Россия, и Турция, так или иначе позиционировавшие себя в качестве "мостов между Западом и Востоком", по сути "зависли" между двумя берегами. На восточный они не хотят, на западный их не пускают: и демократия-де не такая, и экономика слабовата...
На мой взгляд, альтернатива не слишком гостеприимному Западу политическим элитам обеих стран видится все-таки на Востоке, хотя они это и не сильно афишируют — "западническая" риторика все-таки преобладает. С одним немаловажным уточнением: на "своем" Востоке, который и в России, и в Турции называется Евразией… При этом в Москве под "Евразией" чаще понимают "постсоветское пространство", а в Анкаре — "тюркский мир", и обе страны видят себя "естественными" лидерами этих регионов. Примеров активизации "евразийского направления" политики Москвы и Анкары предостаточно — смысла перечислять их нет. Я о другом. В ближайшее время обоим государствам, испытывающим острый дефицит реальных союзников, предстоит понять: больше преуспеет в построении декларируемой Евразийской общности тот, кто скорее примет необходимость отказа от атавизмов имперской и националистической ментальности, менторского тона и роли "старшего брата" в отношении соседей и согласится на изрядную степень "растворения" своей нации среди многих других народов региона.Нашли же в себе силы это сделать веками воевавшие друг с другом англичане, немцы и французы, когда "лепили" Единую Европу!"
Будучи целиком и полностью за союз двух Евразий — России и Турции, я никак не могу принять мысль о "растворении": русскую нацию и так уже "растворяют" вовсю, начиная с 1917 года и по сей день. Больше не нужно. Сегодня, скорее, должен идти совершенно противоположный процесс.
1.0x