Авторский блог Александр Нотин 03:00 31 июля 2007

«НАШИ» И «ПЕРЕПРАВА»

№31 (715) от 1 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нотин
«НАШИ» И «ПЕРЕПРАВА»

ПРИЗНАЮСЬ — приглашение руководства "наших" посетить форум "Селигер — 2007" и выступить перед молодежью с лекцией на тему "Новая элита новой России" не стало для меня полной неожиданностью: контакты АНО "Переправа" с нижегородскими комиссарами движения уже стали к этому времени регулярными.
И вот воскресный день настал. Решение ехать далось нелегко. Природная лень звала отдохнуть на дачу (в кои-то веки!), боевой зов души требовал седлать коней. Воистину "бешеной собаке сто верст не крюк" — всего-то четыреста верст туда и столько же обратно. Двадцатилетняя дочь Ксения составила мне чудную кампанию: во-первых, надежный водитель-дублер; во-вторых, добровольный эксперт по делам молодежи. Ее-то на мякине не проведешь — не то что меня!
Самое первое и сильное впечатление от лагеря — его размеры, чистота и порядок. Огромный палаточный город с населением в десять тысяч юных "наших" из всех регионов России привольно раскинулся на лугах и в сосновых перелесках узкого полуострова, омываемого водами легендарного Селигера и напоминающего с высоты птичьего полета странную рыбу с остро вздернутым кверху носом.
Более детальный осмотр этой "чудо-рыбы" в сопровождении моих нижегородских друзей выявил следующее. Лагерь безупречно спланирован и организован. Бытовые условия, режим и содержательное наполнение двухнедельного пребывания ребят на Селигере (обучение, труд, спорт, отдых) подчинены незримому, но жесткому алгоритму целесообразности. Все щедро, ново и необычно: от километровой дощатой "центральной магистрали", пересекающей лагерь с запада на восток, до палаточного Интернет-центра, импровизированного православного храма (на моих глазах здесь произошло таинство венчания), городка горного туризма, нескольких киноконцертных площадок с хорошо оборудованными сценами, не говоря уже о бесчисленных тематических "направлениях" под открытым небом.
Суть некоторых из них была понятна сразу — наша армия, правозащита, информационное, арт-дизайн, современное образование, город дружбы. Другие требовали расшифровки. Например, "антифа". В этой импровизированной лесной парикмахерской, как мне поведал подтянутый и серьезный комиссар, любому "нашему" могли сделать стойкую экзотическую прическу и "боевую раскраску". Создатели "антифа" исходили из того, что, побывав "в чужой шкуре", молодой человек подсознательно начнет понимать нелепость своих предубеждений против "чужаков" с другим цветом кожи и внешностью. Пришлось и мне сходу делиться своими впечатлениями. Да, идея "антифа" мне по душе, и я искреннее похвалил ребят за выдумку. Тем не менее, мне показалось важным добавить, что внешнее, то есть косвенное воздействие на сознание молодого человека это одно, а формирование в нем осознанной и ответственной духовно-нравственной позиции, свободной от безумия шовинизма, — совсем другое.
Политике в селигерском слете "наших", разумеется, тоже нашлось достойное место. Да, и куда нынче деться без нее, окаянной? Чья еще, кроме Кремля, твердая и щедрая рука, могла бы "поднять" столь помпезный PR-проект? К кому, как не "завтрашним Путиным", отправились бы в дымную от костров лесную глушь политтехнологи Никонов и Марков, кандидаты на президентство Медведев и Иванов? А, между тем, все они накануне побывали на Форуме и познакомили молодежь со своими взглядами на политическое строительство в России. Уже одно это внимание к учениям "селигерского легиона" говорит о многом. Оно ясно сигнализирует, что наиболее дальновидная, "державно-мыслящая" часть политической элиты, наконец, всерьёз озаботилась проблемой смены поколений. Конечно, угадывается здесь и забота о сиюминутных, конъюнктурных нужда. Не за горами тревожный 2008 год с его "оранжевыми" зарницами. Оттого-то по лагерю время от времени и звучат усиленные мегафоном "кричалки" типа "Власть сменить не дадим!" (исполняется на бегу группой в 30-40 человек), а вдоль центральной магистрали, на самом видном месте экспонируется жесткий фотомонтаж, изображающий "новых фюреров другой России", господ Kasparov (как в паспорте), Касьянова, Березовского и иже с ними. У стенда сменяет друг друга "караул" ряженых "жриц любви". Тут же, метрах в пятидесяти, на взгорке двое изнывающих от жары и пыли "красноармейцев" в касках и плащпалатках охраняют от невидимого врага поддерживаемый дровами импровизированный вечный огонь. Впрочем, чтобы добраться до этого мемориала Второй мировой, нужно еще пройти мимо православной часовенки, бутика с майками "наших" и необычного тренажера: трехметровой стены, которую смешанная группа из 7-8 человек должна за минимальное время преодолеть без подручных средств, только за счет "командного взаимодействия".
Нашлось место на Форуме и науке с образованием. В укромном местечке, где-то между "башней Газпрома" и причалом водных видов спорта, примостились консультанты по заграничным стажировкам. Каждый желающий "наш" может уже после первого курса рассчитывать на бесплатный трехмесячный вояж за границу; достаточно тестирования на знание иностранного языка и нехитрого заявления. Чуть поодаль, под широким шатром разместилась выставка инноваций со странным названием "Селин", где представлены действующие образцы оборудования, техники и программного обеспечения, созданного молодыми. Если верить руководителю этого проекта Сергею Белоконеву, Форум—2007 "это в какой-то степени зеркало того, что происходит в стране (в сфере инноваций)". Увы, судя по почти пустому шатру и довольно скудной экспозиции, похвастать здесь нам пока особенно нечем.
Очень характерно, что все обитатели лагеря-форума — от рядовых до комиссаров — выглядят подтянутыми, твердо знающими, что, когда и как делать (праздно болтающихся не видно вовсе), каждый, похоже, играет свою партию в умело поставленном спектакле. Стоит приблизиться к очередному "направлению" или региональному отряду с бейджиком "почетный гость" (Господи, укрепи смирение мое!), тут же, откуда ни возьмись, появлялся командир или некое уполномоченное лицо с рассказом о… И не беда, что эти отчеты выглядят суховато и шаблонно, зато просматривается цельность и слаженность действий, непривычные русскому глазу. Словно некий опытный режиссер расставил наших бесшабашных (мы-то знаем!) парней и девчат по огромной сцене, обучил и силой воли принудил двигаться и говорить, как положено.
Именно в этой слаженности всего механизма лагеря: от незаметных глазу туалетов, генераторов, служб обеспечения и охраны до неукоснительно соблюдаемого распорядка дня (по утрам, скажем, парням — пятикилометровая пробежка) и неотвратимого изгнания после трех замечаний, — угадывается что-то НЕ НАШЕ. Что-то заимствованное, западное, спешно привлеченное и воплощенное на НАШЕЙ селигерской почве. Это "не наше" проскальзывает в англоязычных названиях ряда проектов, смешении — без должных оснований и обоснований — полярных по сути явлений, например, православного храма и стилизованной двухметровой фигуры мамонта, символизирующей секс и снабженной пояснением: "мамонты вымерли, потому что расхотели размножаться". Здесь же, впрочем, можно увидеть вполне правильный и здоровый призыв создавать молодые многодетные семьи, но ощущение поспешности и поверхностности от этого не проходит: будто кто-то взял за основу структуру скаутского лагеря и вмонтировал в нее "для комплекта" всю доступную воображению российскую специфику.
Я очень далек от желания, как говорится, бросать тень на плетень. Приветствую саму идею форума и аплодирую ее воплощению, невзирая на неизбежные — при таких-то масштабах — недочеты. Счастлив, что судьба послала мне возможность ощутить энергетику нарождающегося пассионарного молодежного сознания в России. Значит, можно надеяться, что время, когда ослепшая от алчности власть не замечала гибели целых поколений молодых, близится к концу. И какая, в конце концов, разница, что движет верхами — страх или совесть, расчет или надежда? Главное, как говорится, что лед тронулся. В самом деле, если задуматься: не мы держим будущее молодых в своих руках, а… они — наше!
ВОТ И ПОЛДЕНЬ. Из "глубокой разведки" вернулась Ксения — счастливая, окруженная новыми друзьями и подругами. Листовки "Переправы" успешно распространены. Обед, состоящий из миски ароматного картофельного супа, заправленного тушенкой, и второго (рис с тушенкой), идет "на ура". Пора собираться на лекцию.
Тут-то я и призадумался. Смешением форм, эпох, технологий, культур и призывов Форум-2007 напоминал яркий бразильский карнавал — веселый, энергичный и… бессмысленный. Плодитесь и размножайтесь! Чего еще надо? Восстанавливая в памяти одну за другой свежие картинки только что увиденного, я силился ухватить главную, стержневую идею лагеря. Прогресс, модернизация? Пожалуй. Профессионализм, патриотизм, знания? Да, несомненно! Но достаточно ли всего этого для консолидации современной российской молодежи? Не слишком ли схематично и равнодушно?
Вывод невольно напрашивался сам собой: окончательной "модели" идеологии у форума пока нет. Коли была бы такая модель для всей России-матушки, она непременно обнаружила бы себя в пестром смешении эмблем, плакатов, маек и звуков, обильно приправленном дымом сотен костров. Ее прочертила бы по всем "направлениям" и транспарантам та же тайная и сильная рука, которая собрала, организовала и обучила первый отряд "двадцатипятитысячников" новой России.
В каком направлении пойдет формирование национального мировоззрения, способного поднять с колен великую страну? Ведь это им, селигерским птенцам, не сегодня, так через год, возможно, на таком же форуме будет предложено осмыслить реальность и сделать судьбоносный идеологический выбор. Очень важно, какой она будет, эта новая идеология, примет ли ее молодежь, и как примет — рассудком или сердцем. Сегодня, как никогда, ясно, что попытки правящего класса привить на нашей почве вслед за западной рационально-механической организацией общества западную же систему ценностей (культ потребления и развлечений) ничего, кроме новых страданий и разочарований, населению не приносят. Нам не нужны заимствованные боги, особенно новодельные, "от ума". У России смыслы и путь УЖЕ ЕСТЬ. Они выработаны столетиями культурно-материального созидания, отшлифованы трагическими ошибками и вековыми провалами, освящены кровью и духовным подвигом миллионов известных и безвестных героев. Пришло время собрать эти смыслы и эпохи воедино, сочленить их с новейшими достижениями цивилизации и установить на прочный нравственный фундамент. Пора вернуть веру в политику, воспитание и науку!
В далеком XVII веке немец Миних, соратник Петра I, изумленно писал: "Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует…" Какие потрясающие слова?!
Богоизбранность России особенно ощущается в периоды смуты и расстройства. Например, когда в один из таких периодов в начале XVI века, по словам Ключевского, кончилась политика, изнемогли политические силы, тогда начали пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пришли на выручку гибнущей стране. Каким-то чудом государство, которого уже не было, которое вроде бы распалось, — возродилось.
Не правда ли, напрашивается аналогия с нашими днями?
С этих полумистических примеров начался разговор с "нашими" о человеке, государстве и душе. Что такое государство? Очевидно, если говорить о России, это сто сорок миллионов "я" плюс наша территория и ресурсы. Роль человека в этой системе ключевая, ибо он одушевляет и территорию и ресурсы, сообщая им свою волю, энергию и интеллект. В чем же корень зла? Почему убывает население, сократилась — с распадом Союза — территория, утекают по каналам коррупции и хищений национальные ресурсы? Чья это вина? Не инопланетяне же, в самом деле, налетели?
Виноват я! Я, как частица ста сорока миллионов. Корень во мне, и больше нигде!
В просторной палатке Высшей школы управления (один из проектов "Наших") собралось человек двести. Всем, кто ощущает себя в этой жизни комфортно и уверенно, кто, хотя бы изредка, не испытывает страха и тоски, злости и зависти, стрессов и неуверенности, я предложил дальше не слушать. Зал ответил напряженным молчанием, но никто не ушел, и про себя я помолился за ребят и поблагодарил Бога за то, что у нас такая духовно чуткая, одаренная молодежь. Ибо путь к свету один: чтобы начать исправление своей поврежденной природы, я должен честно признаться себе, что болен, что душа моя больна, что я — духовно беспризорный. В этом нет ничего страшного или обидного, ибо происходит такое признание прикровенно, про себя. Волевым усилием переступая через несусветную свою гордыню, осознанно заглядывая — кто-то, быть может, впервые в жизни — в обитель собственной души и, ужасаясь увиденному там, мы получаем первый опыт целительного покаяния и трезвения.
Боль, страхи и депрессии не являются нормальным состоянием человека, а являются симптомами тяжкой болезни души. Внутри нашего современника, все внимание которого сосредоточено на ублажении тела и рациональном познании, ютится жалкий, забытый, неухоженный и изъязвленный внутренний (духовный) человек — душа. Именно эту драгоценную и бессмертную ношу несет бренное наше тело по скоротечному земному пути, чтобы в конце предъявить ее Создателю — обогащенную добром или источенную злом. Страдания души и есть источник терзаний и невзгод горделивого и, увы, духовно нищего, невежественного "человека Третьего тысячелетия". "Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр. III, 17).
Выход из тупика неосознанности лежит только на путях внутренней духовной работы (делания), гармонизации тела и души. Ни психотерапевт, ни знахарь, ни забвенье, ни какое либо другое внешнее воздействие здесь не поможет.
"Наши" слушали. Мы говорили о путях выхода из духовного тупика и опыте святых отцов православной церкви — глубочайших знатоков человеческой природы и врачевателей души, незаслуженно забытых современной Высшей школой. О бесчисленных и опасных иллюзиях, которые опутывают, ослепляют и оглушают современного человека, лишая его радости бытия и погружая в пучину морального одиночества. Об одолении зла добром и управлении эмоциями, открытом сознании, смирении и любви как залоге духовного здоровья. В человеке, особенно русском, с его удивительно тонким устроением души, Самим Богом заложены неиссякаемые ресурсы энергии и мудрости, знаний о себе и своем предназначении, дарах и талантах, ниспосланных свыше. В этом смысле возвращение веры и молитвы — через критическое переосмысление своей жизни — это не только исцеление и спасение, но и столь необходимое России сегодня усиление потенциала отдельной личности и нации, этноса в целом. Только новый русский верующий человек, о котором мечтал еще И. Ильин, способен преобразовать и обустроить страну в согласии со здравым смыслом и полнотой сопряжения с Божьим Промыслом.
Оставаясь в старом сознании, мы никогда не сможем знать, какой она будет — эта новая Россия, какие социально-политические и культурные формы будут обрамлять ее божественную сущность, возвращая ей былое величие и сияние. Чтобы получить это знание, нужно изрядно потрудиться, реанимировать и вернуть к активной жизни внутреннего духовного человека, открыть каналы доступа к душе, а через нее — к Свету. Надо познать в себе Бога и положиться на Его волю. Только одухотворенный разум, вооруженный достижениями современной науки и техники, свободный от безумия самости, устремленный к благу, прежде славы и прибыли, способен остановить безумие самоуничтожения, творящееся повсеместно.
Я смотрел на лица ребят и угадывал в них сочувствие — совместное, одинаковое с моим чувствование, признак зарождающегося открытого сознания. Потом были вопросы: о сектах и экуменизме, таинствах православной Церкви и задачах современной миссии, болезнях духовного роста и законах мира незримого. Мы согласились, что стоим у порога нового знания и нового опыта, что "Переправе" как саморазвивающемуся сообществу духовно-ищущих людей, базирующемуся на Православии, но открытому (ибо до храма!) другим традиционным конфессиям, необходимо вести диалог с молодежных движением "Наши". В качестве первого шага было решено организовать постоянно действующий семинар для "Наших" на базе нижегородского филиала "Переправы", а также реализовать ряд совместных проектов, в частности, телевизионных.
Странное чувство овладело мною, когда последние палатки и плакаты лагеря скрылись за лесом, и впереди осталось только серое шоссе, ведущее домой, в Москву. Почему-то вспомнилась гоголевская "тройка Русь", устремленная в неведомое будущее. А в тройке (помните рассказ В.Шукшина?) — Чичиков, выписанный верующим Гоголем почему-то и с иронией, и с какой-то неуловимой симпатией, сочувствием, глубиным пониманием немощи мятущейся русской души. Пусть не тройка, пусть чудо-рыба с икринками грядущей российской духовности, — лишь бы не стоять на месте, не оставаться на дне зловонной ямы бездушия, а бороться, пробуждаться, выбираться наверх — к свету и Богу, туда, где НАШЕ ЗАВТРА.

Подробнее о Молодежном Демократическом Антифашистском Движении "НАШИ" см. http://www.nashi.su/
АНО "Переправа" — духовно-светское культурно-просветительское сообщество, ставящее перед собой задачу нравственного возрождения российского общества путем создания системы начального духовного обучения (передача знаний и навыков), основывающегося на православной традиции. Создано в 2006 г. Издает журнал "Шестое чувство" (подписной индекс в каталоге Роспечати 36726). Интернет сайты — www.pere-prava.ru и www. pereprava.org).
1.0x