Авторский блог Владимир Архангельский 03:00 24 июля 2007

НАМОРДНИК ДЛЯ ДЖОН-БУЛЯ

№30 (714) от 25 июля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Архангельский
НАМОРДНИК ДЛЯ ДЖОН-БУЛЯ

Летний политический триллер "Россия versus Великобритания" подходит к концу? После высылки четырех российских дипломатов и замораживания переговоров по упрощению визового режима, Россия приняла аналогичные меры — разорвала договор с Лондоном об антитеррористическом сотрудничестве и замолчала. Британцы же откровенно нагнетают обстановку, словно не опасаясь каких-либо осязаемых действий со стороны России. С джеймсбондовской прямотой посол в России и министр иностранных дел Великобритании рекомендуют пересмотреть конституцию РФ и выдать Лугового. Ордена английской королевы удостоен судья в 2003 году постановивший не выдавать России Ахмеда Закаева. Кстати, награды присуждает не сама королева, список составляется от ее имени канцелярией британского правительства.
По мнению газеты "The Sunday Times", на обострение отношений шёл "силовой" пул Кремля. Министр иностранных дел Сергей Лавров, напротив, предлагал воздержаться от эскалации кризиса в российско-британских отношениях. Кремль избирает путь сглаживания?
Мотивы подобной робости лежат на поверхности. По-прежнему налицо тотальная политическая, экономическая, культурная, социопсихологическая зависимость российской власти от западного и шире глобалистского контекста. Главный страх наших элитариев — потерять статус международных игроков, быть исключенными из мирового истеблишмента. Оказаться отрезанными от денег, средств, связей.
С начала 90-х в Британию вывезены десятки миллиардов долларов и фунтов. Российская Федерация в значительной степени является новой колонией Великобритании. "Элита" колонии допущена оттягиваться в Лондон-граде, а на востоке Европы обитает народ, регулярно вкладывающийся в уверенное существование совсем не дружественной державы. По неофициальным данным, в Англии проживает более 200 тысяч россиян. В основном, "элита" и семьи "элиты". Есть "русские" газеты, магазины, ежегодно проходит Экономический форум — смотр россиянского капитала. Согласно СМИ, покупателем каждого пятнадцатого дома стоимостью от миллиона фунтов был россиянин.
Этот многолюдный и обеспеченный ресурс мог бы быть проводником нашего влияния в Британии. На деле всё обстоит с точностью до наоборот — "лондонские русские" являются инструментом английского давления на Россию.
Нынешняя англофилия — это не преклонение перед Шекспиром, Байроном или Диккенсом, не увлечение дендизмом. Мой знакомый профессор, переводчик, блестящий знаток английской культуры, еле сводящий концы с концами в России, весьма далёк от того, что логично было бы именовать подзабытым, но точным термином — "низкопоклонство". Но целые страты общества позднего СССР и нынешней РФ пропитаны сыростью английских болот. Битлы, толкиенизм, Гарри Поттер, языковые спецшколы с празднованием британских национальных праздников, культ английского футбола и марок модного барахла. Англомания общества неизбежно сказывается и на власти.
Наконец, беспомощность Кремля обусловлена фатальной неразберихой во властных эшелонах и абсолютным отсутствием культуры организационного оружия. В СССР умение воевать на всех фронтах подкреплялось волей руководства. На ход Англии мы отвечали русским гамбитом. А на каждого Джеймса Бонда находился свой Аввакум Захов. Сегодня всё потеряно, забыто, сдано.
Но поле возможности для реального ответа огромно.
Аналитики отмечают, что "наезды" на Россию произошли на фоне обострения внутриполитических проблем — теракты, усталость от участия в афганской и иракской кампаниях. Так что демонизация Москвы идёт в русле переключения внимания населения от собственных бед. Соответственно, неплохо подсыпать перца в английское общественное мнение.
Разнообразные социологические опросы однозначно высказывают поддержку курсу на защиту национальных интересов. Логично будет несколько обуздать местных агентов влияния.
Можно поучаствовать и в своеобразной полит-игре. Например, поддержать стремление Шотландии к независимости. Войти в контакт с Ирландской Республиканской Армией. Или для начала пригласить в Россию Джерри Адамса, лидера "Шинн-Фейн", политического крыла ИРА, выступить на какой-нибудь конференции, организовать встречу с кем-нибудь из видных политиков. Великобритания хладнокровно поддерживает наших сепаратистов, почему мы должны соблюдать политес? Ведь мировая политика — это политика двойных стандартов. И ориентироваться надо не на абстрактные международные нормы, а на то, что выгодно нам, русским, России. Тем более, эти самые "нормы" сильные игроки вселенской шахматной доски никогда не соблюдают. Но главный ответ — это подлинно независимая политическая и экономическая политика.
Как справедливо заметил Егор Холмогоров: "И традиционным является русский ответ на британские истерики. Ответ лежащий не столько в русле дипломатии, сколько в русле большой политики. Этот ответ — сила. Усиление России. Демонстрация ее самостоятельности и способности обойтись без посредников в отношениях с миром (а англичане, как ни парадоксально, стараются навязать именно свое небескорыстное посредничество). И возникновение между Россией и Британией нового громкого скандала на "керзоновском" уровне — само по себе хороший признак. Это значит, что Россия становится сильной. Настолько сильной, что в британцах просыпается их традиционная русофобия — страх перед русскими".
Кремль снова и снова стоит перед выбором. Перестать бояться новой "холодной войны" и обрести зримую субъектность.
Или же вернуться в практику прошлого десятилетия — не "допускать эскалации", пойти на попятный. Но это даже не интересно обсуждать. Печальные перспективы для страны, да и для её руководства, слишком очевидны.
1.0x