Авторский блог Елена Антонова 03:00 17 июля 2007

БАСМАННАЯ—БУФФ

№29 (713) от 18 июля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Антонова
БАСМАННАЯ—БУФФ
Заметки о Первом московском фестивале комической оперы
Музыкальный театр "На Басманной", основанный Жанной Тертерян, — молод, боевит и зажигателен. Но не оттого только, что молоды, куражливы, подвижны и красивы артисты труппы. И не оттого, что жанр комической оперы, несовместный с уверенной в себе вальяжностью, немыслим без высокого темпа сценического действа и танца, без гротеска и розыгрыша, подаваемых с куда большей ажитацией, чем это допускается в опере-сериа. Всё это — внешние, хотя и далеко немаловажные факторы. Глубинными же причинами, позволяющими считать молодость органичным состоянием театра "На Басманной", являются бодрость и сила духа труппы, отсутствие страха перед новым, желание дарить людям радость, не боясь упреков в "примитивизме" сюжетов и обязательном "happy end". Мы прибегаем к театру не только ради высокой трагедии и серьезной оперы, но и из-за таких вот милых "пустячков", ожидая, что в веселой их кутерьме сможем зарядиться энергией, снова ощутить вкус к жизни, в натуре норовящей придавить посильнее.
Совсем недавно свое бесстрашие и задор театр "На Басманной" продемонстрировал еще раз, когда в течение шести жарких июльских дней он, невзирая на ерничанье разного рода скептиков, сумел организовать и провести на сцене Камерного оперного театра под управлением Бориса Покровского Первый московский фестиваль комической оперы.
Фестиваль открылся первым показом на публике спектакля "Безумный drang на Зальцбург", в основу которого положена одноактная опера Моцарта "Директор театра", сочиненная им по заказу императора Иосифа II в 1786 году к приезду в Вену генерал-губернатора Австрийских Нидерландов. Тема о закулисной жизни театра, где претендующие на место в труппе артисты демонстрируют свои способности и умение петь, позволила режиссерам (Жанна Тертерян и Наталья Печерская) использовать кроме музыки самого зингшпиля арии, дуэты и ансамбли известных опер Моцарта — "Дон Жуана", "Свадьбы Фигаро", "Похищения из Сераля", "Так поступают все", "Волшебной флейты". Таким приемом театр пользовался неоднократно. Где-то, оказавшись "ко двору", это украсило действо, где-то выглядело нарочитым, а где-то было и вовсе не к месту. В новом спектакле явно "не к месту" оказалась знаменитая ария Царицы ночи из "Волшебной флейты", непонятно зачем исполненная в самом начале действия неведомо откуда взявшейся Музой директора театра (актриса Наталья Кармелюк). Да и сама эта ария, сочиненная Моцартом для колоратуры своей свояченицы Жозефы Хофер, так сложна, что лишь немногие оперные примадонны после долгих репетиций решаются ее спеть. Музыка Моцарта есть музыка Моцарта. И слушать ее хочется в авторской аранжировке и более или менее адекватном его "божественному" гению исполнении. Так что у создателей спектакля и артистов — все свершения еще впереди.
Второй и третий дни работы фестиваля были отданы постановкам опер-буфф знаменитого Доницетти — самого, пожалуй, плодовитого оперного композитора, который за свою полувековую жизнь успел сочинить порядка 70(!) опер, чье имя неразрывно связано с расцветом бельканто, особенно тенорового. Оба спектакля, рассказывающие о комических перипетиях любви, — "Ночь наваждений" (Клокольчик) и "Пиратский треугольник" (Рита) — знакомы нам еще по прошлому году. Но их восприятие на этот раз было иным — более привлекательным и органичным. Даже многочисленные вставные номера в "Ночи наваждений" не мешали наслаждаться тем весельем и радостью жизни, которое излучали ее герои, смеющиеся надо всем и над самими собой в первую очередь. А все из-за того, что в данном случае мы оказались свидетелями редкостной сыгранности актерского ансамбля, его счастливого настроя. Раскованная игра в роли слуги Ирины Елисеевой в сочетании с ее свободно льющимся голосом, яркий образ "брошенной жены" Марцелины в передаче характерной актрисы Ирины Баженовой — все слажилось воедино. Самым же разительным было то, что катализатором этой гармонии, ее стержнем стал невысокий, играющий второстепенную роль Священника артист Борислав Молчанов. Я и не подозревала, что знакомый мне по исполнению камерных партий в сочинениях классической музыки тенор, имеющий настоящее бельканто сильного, чистого и прозрачного звучания, — на удивление органичный актер, не только чутко реагирующий на игру партнеров, но и играющий первую скрипку в создании драматических ансамблей по типу музыкальных. Эта его черта ярко высветилась на следующий день в "Пиратском треугольнике", где он сыграл и спел одну из главных ролей оперы — Беппо. Здесь вовсю развернулся его талант певца и артиста. К тому же следует отметить, что в этой опере Доницетти, не "замутненной" вставными номерами, превосходно сыграли и спели две солистки театра — Светлана Арефьева (Рита) и Анастасия Головина (Жаннет). Эти молодые актрисы с их игрой, голосом и внешностью могут быть украшением любого театра музыкальной комедии. А потому этот спектакль, совместно поставленный Жанной Тертерян и Натальей Печерской, стал одним из самых ярких впечатлений фестиваля.
В день четвертый на сцене Театра Покровского царил Оффенбах. Были показаны две его одноактные комические оперы — "Свадьба при фонарях" и "Муж за дверью". Первая — в постановке Натальи Печерской, вторая — Вячеслава Архипова. Обе — без существенных перелицовок либретто и без вставных номеров. Так что в этот вечер Оффенбах действительно правил бал, заворожив публику истинно французской галантностью. "Свадьба при фонарях" — эта немудреная, но покоряющая своей искренностью история об обстоятельствах соединения двух любящих сердец молодых селян — интересна в первую очередь своей фольклорной основой. В опере "Муж за дверью", комедии нравов из жизни парижского просвещенного "света", Оффенбах и его либреттисты — люди свои. Потому-то они не только досконально знают, как остроумнее вышутить своих героев, но и как вызвать к ним симпатию зрителей. Здесь тоже есть что сказать об актерских и певческих достоинствах Борислава Молчанова, но и все остальные участники — Павел Бадрах, Ирина Елисеева и Наталья Кармелюк заслуживают самых добрых слов. Эта комическая опера может быть отнесена к лучшим спектаклям, показанным на фестивале.
Последний день показа, как и год назад, был отдан оперетте Кальмана "Фиалка Монмартра", созданной по мотивам романа Мюрже "Сцены из жизни Богемы". Как и тогда, спектакль, поставленный Жанной Тертерян в содружестве с Натальей Печерской, оставил яркое впечатление от бьющей через край театральности. В нем, как и тогда, хорошо видна подчиненность всех изобразительных средств — музыки, либретто, сценографии и костюмов, молодости и энтузиазма труппы — раскрытию главной сути спектакля: уяснению чувств и мыслей канувшей в Лету первой Богемы. Как и тогда восхитила эксцентрика и буффонада игры Вячеслава Ткачука в роли дядюшки Франсуа, за которыми вдруг становилась видна доброта и ранимость натуры его героя. Лучше, чем прежде, показались обе главные героини в исполнении Анастасии Головиной (Виолетта) и Светланы Арефьевой (Нинон), которые стали восприниматься не как соперницы, а как помощницы друг другу. В результате выиграли обе, так как прозрачность и девичья чистота голоса одной лишь подчеркнула теплоту и мягкость тембра другой. Однако есть у спектакля и свои "но". И относятся они в первую очередь к оркестровому звучанию. Дирижер-постанов- щик оперетты Валерий Петров предлагает музыку Кальмана в трактовке скорее эстрадной, чем классически выдержанной. А ведь сам Кальман отдавал предпочтение другой. Потерял спектакль и от усиления голосов артистов микрофонами. В зале Камерного оперного театра — это не только не нужное, но просто вредное дело.
Вот, собственно, и всё о фестивале комической оперы. Остается лишь пожелать, чтобы высказанные замечания театр воспринял вполне серьёзно.
1.0x