№29 (713) от 18 июля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Проханов
РОДИНА БУДУЩЕГО
В обществе — острый спрос на Будущее. Потребность в новизне, в ослепительном образе, в новой утопии. В 91-м советский поезд, уже замедлявший бег, врезался в скалу, остановился и сплющился. Пассажиры обнаружили перед собой непробиваемую толщу, тупой монолит, заслонявший будущее. Кинулись кто куда. Одна часть повернула вспять, в досоветское прошлое, создавая иллюзию утраченного совершенства. Монархические грезы, Петербургский период, памятники царям. Пуританские кремлевские залы, где когда-то Сталин провозглашал "пятилетки", перекроили в помпезные имперские бутафории с тронами и горностаевыми мантиями. Военных нарядили в кивера и николаевские мундиры. Блистательная пошлость, сопутствующая всякой реставрации.
Другая часть публики возомнила своим будущим западное настоящее. Стала жадно усваивать чужой уклад, стиль жизни, образы, ценности, превратившись в смехотворных буржуа, что воплотили свое представление о рае в Рублевском заповеднике, — средоточие аморальной роскоши и безвкусия.
Третья часть, отупевшая от лишений, погрязла в сиюминутных заботах. Погрузилась в телепередачи о разводах, супружеских изменах, житейских патологиях. В советы доктора Курпатова. В бытовые банальности Лолиты. В смачные сюжеты Малахова. Общество, лишенное смысла, утратившее великую мечту, наполнилось тлением, удушающим паром, который встает над цветущим ядовитым болотом, где плодятся черви и жабы.
И вдруг метеорит врезался в это застойное варево — технократический манифест власти. Миллиарды рублей, брошенные в Развитие, нанотехнологии, "истребители пятого поколения", Атомный проект—2, соизмеримый с курчатовско-сталинским. Будущее вновь замерцало, и не то, что описано в антиутопиях, как "Конец Света", а то, что явлено в утопиях, как "Луч Света".
Где, в каких слоях общества существует спрос на Будущее? Кто способен его осмыслить, описать, воплотить? Кто наполнит его гулом гигантской работы, превратит в долгожданное Общее дело?
О нем мечтает университетская молодежь, не развращенная отцовскими миллионами, даровыми "бентли", не растерявшая страсть к познанию и романтическому порыву в наркотических вечеринках и элитных дискотеках. Она идет учиться не на адвоката и экономиста, а на физика и математика, микробиолога и философа, географа и геолога.
Будущее дышит в корпорациях, куда устремились государственные миллиарды. Их потратят на новые технологии, альтернативные виды энергии, вложат в авангардные разработки и фундаментальные прозрения. Молодые менеджеры связывают престиж профессии с Будущим, которое возникнет вместе с новой, воплощенной техносферой. Старики-ученые, "хранители лампад", молятся на Будущее, которому они завещают сбереженные в катакомбах открытия.
Армия тяготится застоем в вооружениях. С тревогой наблюдает, как стремительно развивается технический прогресс в армиях Америки и Китая. Совершенствуются системы их разведки и наведения, арсеналы наполняются невиданными средствами поражения. А наши самолеты и подводные лодки, радары и ракетные комплексы неуклонно отстают от мировых стандартов. Военные стратеги заинтересованы в Будущем, видя в нем синоним оборонного могущества.
Культура стремится в будущее. Возродилась русская фантастика, где грядущее России описывается в победных, светоносных образах. Писатели-провидцы среди грядущих потрясений, схваток цивилизаций, кошмаров биофашизма и кибернасилия угадывают триумф "русской цивилизации", совмещающей Машину и Бога, Технологию и Человека, Природу и Разум. Русский космизм с его ноосферой Добра, с преодолением смерти облекается в сюжеты романов, в живописные холсты, в философские трактаты.
Идеологи и политики, уставшие от бессмысленных парламентских битв, "погоней за голосами", изнурительного "пиара", нащупывают черты Большого Проекта. Такого, в котором общество вновь соберется в дееспособную целостность, покончит с уродливым расслоением, обретет Мечту, направит законсервированные силы в долгожданное Развитие.
Технологии будущего — это не только реакторы, подводные поселения и марсианские корабли. Это и "генная инженерия", и сотворение невиданных организмов и веществ, и "искусственный интеллект", и практики, расширяющие возможности разума, раздвигающие горизонты сознания, включающие в работу дремлющие участки мозга. Это открывает путь в инобытие, в таинственные миры, в которых обретаются "новые смыслы", дышит Божественное, происходит встреча живого человека с Духами. Обо всем этом много веков назад уже знали отцы Церкви, свидетельствовали святые. Сегодня их опыт выходит за пределы монастырей и церковных оград, становится авангардным познанием.
Русский авангард ХХ века — пример того, как Великая Утопия порождает великое творчество. Космические машины Циолковского и спектральные миры Лентулова. Корабельная архитектура Мельникова и молекулярная живопись Кандинского. Ноосфера Вернадского и одухотворенные механизмы Платонова. Коммунистическая теория Ленина и огненная поэзия Маяковского. Рабочие возводили Магнитку и Днепрогэс и смотрели "Чапаева" и "Броненосец “Потемкин". Сотворялись новое общество, новая техника, новый героический человек, воплотившие себя в мистической Победе 45-го года.
Нам, пережившим страшное поражение, устоявшим, несдавшимся, предстоит вновь одержать Русскую Победу. Она, лучезарная, ослепительная, — и есть образ нашего Будущего.
1.0x