Авторский блог Роман Багдасаров 03:00 10 июля 2007

ЮРИЙ ШМЕЛЁВ. СВЯТАЯ РУСЬ

0
№28 (712) от 11 июля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Роман Багдасаров, Леонид Гурченко
ЮРИЙ ШМЕЛЁВ. СВЯТАЯ РУСЬ

Юрий Гаврилович Шмелёв начал заниматься живописью более 30 лет назад. Вместо того, чтобы двинуться обычным путём, — вступление в Союз художников, выставки, госзаказы, — он пытался отыскать наставника, под руководством которого можно выработать собственный метод. Обратился к Павлу Корину. "Э-э, какие ученики, мне, брат, вещички пора складывать", — ответил знаменитый мастер. Он действительно вскоре умер, но похвалил первые опыты Шмелёва и дал совет: "То, что ты ищешь, этого я не знаю. ЭТО интересует только тебя. Вот то, что ты сам найдёшь, слепишь из себя, это и будет твоё. И не жди ни от кого пощады".
После училища Шмелёв поступил в бригаду к лучшему тогда монументалисту-реставратору Л.М.Грачёву. Эта область была относительно свободной. Семь лет восстанавливали гробницу Тамерлана в Самарканде. Работал в кремлёвских соборах, Новгороде, Ярославле, Ростове-Великом… "Когда лазишь по лесам, щупаешь своими руками древности, — делится Юрий Шмелёв, — многое можно почерпнуть из традиции напрямую, без посредников. Ведь нигде не вычитаешь, чем сходна древнерусская иконопись с голландской академической станковой живописью. Несмотря на попытки развести эти направления в разные стороны, между ними есть соприкосновение, недоступное постороннему зрителю. Его можно заметить только через ремесленный навык. Когда обнаруживаешь такое, словно пелена спадает с глаз…"
Очарованность классической живописью Испании и Нидерландов соединилась с постоянными занятиями иконой и фреской. Шмелёв трудился во многих православных храмах (главный проект — роспись новосибирского собора, 1988 г.). В родном Барнауле он создал подлинный шедевр — иконостас в главной церкви города. При этом Шмелёв пишет пейзажи в технике старых мастеров, выполняет на заказ портреты, часть которых принадлежит сегодня весьма именитым владельцам. Но делом жизни стала религиозно-мистическая живопись. На вернисажах Шмелёва внимание зрителей прежде всего приковывает полотно "Остановитесь на путях ваших…" (1968-90, слева внизу) — неожиданная, в духе Рафаэля, трактовка Страшного Суда. "Красный всадник", "Поединок", "Схватка" (1992, справа внизу) аллегорически повествуют о судьбе России в истекшем веке.
В противоположность этим символическим произведениям, цикл "Просветители и деятели Древней Руси" состоит из портретов конкретных исторических лиц, исполненных в полный рост. Как известные, так и незнакомые: апостол Андрей Первозванный (1987, слева вверху), князь Владимир (1985, справа вверху), митрополит Иларион (1984, справа, второй сверху), печерский архимандрит Василий, воевода Добрыня Ядрейкович, Дмитрий Донской (1980, слева, второй сверху), Иван Фёдоров. За каждым — меняющийся во времени и пространстве русский пейзаж. Первого отделяют от последнего 16 веков. В этих лицах Шмелёв воплотил большую половину истории России. Чем продиктован его выбор? Мягкие, почти пастельные мазки. Продуманность антуража на грани археологической реконструкции. Но детали ставят специалистов в тупик: на груди Владимира Крестителя — цата с загадочной символикой, в руках Илариона — митрополичий посох со сфинксами, кольчуга под плащом пилигрима у Добрыни Ядрейковича, на поясе архимандрита Василия — языческие птицы… Шмелёв медленно расставляет портреты в ряд: "Я не мастер говорить. Смотрите лучше на картины, ими сказано всё".
Молчать и хранить тайну притяжения своих полотен — право художника. Он уже сделал то, за что мы должны быть ему благодарны, — создал их. Цикл был написан в 1980-85 гг., когда религиозное творчество попросту преследовалось, а произнеся слова "Святая Русь", положено было ухмыльнуться. С таким набором картин нечего было думать об официальном признании, Корин оказался прав. Это потом конформисты всех мастей потянутся к церковным маковкам, а историки вдруг загомонят о православии. При всём том никто из них до сих пор и близко не подошёл к ключам этнорелигиозного сознания русских. А если подошёл, то так и не решился повернуть хотя бы один…
Каждая из фигур на портретах Шмелёва — открытая дверь к истокам Русской Веры, без которой никогда не сложилась бы нация. Когда не было ещё возможности выставлять картины, люди, узнавая об их существовании через знакомых, устроили настоящее паломничество в мастерскую художника. Явленный ныне цикл, словно распечатывает молчаливый завет, заключённый Господом с основоположниками России.
Выставка картин Юрия Шмелёва открыта до сентября в Трапезных палатах историко-архитектурного музея "Новый Иерусалим" (Московская область, г. Истра)
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x