Авторский блог Елена Антонова 03:00 3 июля 2007

МЕЧТЫ И ЗВУКИ

№27 (711) от 4 июля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Антонова
МЕЧТЫ И ЗВУКИ
К итогам XIII Международного конкурса имени П.И.Чайковского
День 30 июня стал завершающим в работе XIII Конкурса имени П.И.Чайковского. На торжественной церемонии в Большом зале Московской консерватории лауреатам конкурса были вручены награды и специальные призы, после чего состоялся концерт победителей всех четырех номинаций — фортепиано, скрипки, виолончели и сольного пения (женщины и мужчины). Вот соответственно их имена: Мирослав Култышев (Россия) — II премия (I — не присуждена), Маюко Камио (Япония) — I премия, Сергей Антонов (Россия) — I премия, Альбина Шагимуратова (Россия) — I премия, Александр Цимбалюк (Украина) — I премия.
Торжество закрытия открыло новый этап истории Конкурса, который будет временем осмысления его результатов, а также развития иных по сравнению с преобладавшими прежде тенденциями в исполнительском искусстве, которые здесь четко определились. Ясно одно: мода на бравурное, технически совершенное исполнение, музыкальную эквилибристику своего рода, уходит в прошлое. Публика устала от нее. Она ждет вдумчивого, исповедального раскрытия исполняемого сочинения, в котором ощущались бы не только мысли и чувства автора, но и собственное отношение к ним артиста. Это — не ново под луной. Всегда были музыканты (лучший тому пример — Михаил Плетнев), которые только таким и видят исполнительское творчество. Однако мода, которой обычно следуют молодые, в последние времена была иной. Да так и проще. Ни духовного и личностного совершенства, ни "умного сердца" — ничего в этом случае не надо.
О мыслях, подобных этим, навеянных конкурсными прослушиваниями, я и надеялась услышать на последней пресс-конференции, состоявшейся 1 июля и посвященной итогам XIII Конкурса, где должна была состояться встреча с председателями жюри и новыми лауреатами. Однако никаких теоретико-практических выводов по этому поводу я не услыхала. Все свелось к тому, что члены жюри в целом удовлетворены исходом конкурса и работой в жюри. Даже такой острый для будущих соревнований вопрос, заданный корреспондентом "Голоса Израиля", как бороться с тем, что "на конкурсе мы все меньше и меньше видим музыкантов", был, по сути, оставлен без ответа. Лишь призер II премии по фортепиано Мирослав Култышев, заметив, что "музыкант, не прошедший конкурса, как бы нелегитимен в глазах музыкальной общественности", переводом этого волнующего любителей музыки положения в чисто прагматическую плоскость как бы оправдал его. Без сущностных ответов был оставлен и вопрос, адресованный Н.А. Петрову и Н.Н. Шаховской, председателям жюри по специальностям фортепиано и виолончель: "Есть ли у вас какие-то сожаления по поводу голосования жюри?" Единственно внятная реплика на это была сказана Шаховской: "Конкурс — один из этапов жизни, а в жизни бывает всякое". Что ж, придется и в этом разбираться самим.
Пару добрых слов надо сказать в адрес организаторов Конкурса, в первую очередь ответственного секретаря, Скородумова Олега Юрьевича, без умного внимания которого не обошлось ни одно мало-мальски заметное начинание конкурса. Приятным нововведениям XIII Конкурса стала прямая Интернет-трансляция всех туров по специальностям фортепиано и скрипка, III тура — виолончель, а также открытие двух Интернет-сайтов — официального и независимого. Это дало возможность не только слушать игру музыкантов людям, находящимся в разных точках земного шара, но и дискутировать по поводу услышанной музыки, а также действий членов жюри. Здесь мы на деле имеем свободу мнений. За это — отдельное спасибо товарищу (т.е. нашему помощнику в сем важном деле) Лифановскому, принявшему активное участие в организации независимого Форума. Хорошо также, что по всем номинациям активно работали независимые эксперты. Однако на будущее желательно, чтобы эксперты были на самом деле независимыми и от жюри, и от его председателей. О какой же независимости может идти речь, если эксперт по скрипке А.В. Лундин — концертмейстер камерного оркестра "Виртуозы Москвы", чьим художественным руководителем является В.Т. Спиваков, возглавляющий работу скрипичного жюри. Также жаль, что скрипичный конкурс оказался вырванным из общего контекста соревнований музыкантов-исполнителей. А случилось это потому, что местом его проведения стал Дом музыки, который при теперешних "пробках" на улицах Москвы оказался разделен с Консерваторией временем более долгим, чем допускает разум. В прежние годы можно было успевать знакомиться с интересующими тебя участниками разных номинаций — фортепиано, скрипки, виолончели, рассчитав заранее время их исполнения. Теперь это — просто-напросто исключено.
Как и следовало ожидать, III тур по специальности фортепиано не смог назвать имя первого призера Конкурса. Слишком тщательно были выметены все те, кто имел хоть какую-то изюминку, сохранил хоть в чем-то "лица не общее выраженье". Утверждают, что Култышев играл в III туре сильнее, чем в двух предыдущих. По мне — все было в точности наоборот. Спервоначалу его игра чем-то "зацепила". Потом это ушло. Концерт №1 Чайковского он исполнил лишь крепче и надежнее других, потому что другие играли либо совсем по-ученически, либо — в духе не принимаемой слушателями манеры пианистической эквилибристики, либо совсем уж стандартно и холодно. Исключением был Мозер, который при всех своих погрешностях во второй, напевной части концерта, сумел-таки пробиться к нашим сердцам. Что же до Концерта №3 Прокофьева, то его исполнению Култышевым я могу дать лишь одно определение — "архисерьезно". Во время его игры в памяти всплыла мудрая французская пословица: "Не относись ни к чему слишком серьезно…. Особенно к самому себе". Когда Култышев играл, было видно, что он борется за место в тройке призеров. Это — хорошее свойство, но оно не имеет никакого отношения к творчеству Прокофьева, в частности, к его Концерту №3. До конца жизни, в последние годы осложненной тяжелой болезнью, композитор в чем-то остался озорным мальчишкой, способным вышучивать все и себя в первую очередь. Это озорство и эту легкость (но не легковесность!) отношения к жизни я и услышала в том же Концерте №3 в исполнении Александра Лубянцева. Он сумел приблизиться к тому, что задумал и создал гений XX века Сергей Сергеевич Прокофьев.
Перебирая в памяти все перипетии конкурса пианистов, жалею, что не смогла послушать Рапсодии на тему Паганини в исполнении Елисея Бабанова, Концерта №1 Листа в интерпретации Ольги Козловой, игры Татьяны Колесовой в Концерте №2 Брамса. А больше всего — что не довелось пережить постижения Концерта №2 Рахманинова Андреем Коробейниковым. Глядишь, и первую премию было бы кому дать! Да и Конкурс, несмотря на порядковый номер XIII, полностью бы состоялся. Но еще не вечер. Может, когда-нибудь и услышу эту его версию Концерта. После отставки с Конкурса Коробейников, обращаясь к своим слушателям и зрителям, написал в интернетовском форуме: "Спасибо…!!! Какая поддержка — невероятно…. Я вас любил, люблю….и вам играл. Даст Бог, еще встретимся". Несмотря на непрохождение на III тур, Коробейников получил четыре награды Конкурса. Диплом за второй тур. Приз Московской консерватории, которую он закончил с красным дипломом в прошлом году, присужденный ему, как своему выпускнику, лучше всех сыгравшему на конкурсе. Приз "Надежда". Диплом за лучшее исполнение сочинения Чайковского. И каждый раз, когда называли его имя, Большой зал консерватории взрывался аплодисментами. 10 июля Андрею исполнится 21 год. Здоровья и радости творчества, Андрей!
Вспоминая иные впечатления Конкурса, отмечу, что по манере игры, экспрессии и артистизму мне ближе и интереснее игра виолончелиста Александра Бузлова (педагог Н. Гутман), чем Сергея Антонова (педагог Н. Шаховская). Правда, первого я слышала и на I, и на III турах, а второго — только в финале и на Торжественном закрытии. Интересно выступила на концерте закрытия японская скрипачка Маюко Камио (педагог З. Брон). Великолепными верхними нотами и высокой техникой голосоведения порадовало сопрано Альбины Шагимуратовой (педагог Г. Писаренко). Ярким и сочным тембром удивил бас выпускника Одесской консерватории Александра Цимбалюка. Так что, в целом XIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского удался. Больше всего наград получили молодые представители России. Однако Конкурс запомнится еще и теми непростыми проблемами, которые он выдвинул перед музыкальной общественностью мира. Следующий XIV Международный конкурс имени П.И. Чайковского состоится через три года. Тем самым будет восстановлен порядок его следования, заложенный в далеком нынче 1958 году.
1.0x