Авторский блог Руслан Бычков 03:00 3 июля 2007

АПОСТРОФ

№27 (711) от 4 июля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Руслан Бычков
АПОСТРОФ

Александр Елисеев. Социализм с русским лицом. — М.: Алгоритм, 2007. — 320с. — (Оклеветанная Русь).
Несмотря на перманентно продолжающиеся "поиски национальной идеи", политическое пространство в современной России — в высшей степени безыдейно. И это большая беда. Ежели обрывки каких-то идеологий (либеральной, коммунистической, национально-патриотической и т.д.) и используются на политическом поле, то используются лишь с сиюминутной прагматической целью (главным образом: "провернуть избирательную кампанию"), причём используются подчас в самых диковинных, самых неорганических сочетаниях (типа "либеральной империи" и т. под.). Оказаться на ветру Истории, для народа, у которого отсутствует Большая Идея, равнозначно тому, что лишиться смысла существования. И ежели отдельный человек худо-бедно провлачит свой век на земле без особого смысла, то для народа в целом сие решительно невозможно. Это — прямой путь к деградации и национальной смерти.
Книга Александра Елисеева ценна тем, что восстанавливает социально-политические контуры Русской Идеи, возвращает многим понятиям, перемешавшимся в современной эрзац-политике, их первоначальный смысл… К числу таких понятий относится понятие "Правый". Это славное наименование никак нельзя прилагать к прозападному либерализму. "Не случайно, — отмечает А.Елисеев, — до революции правыми назывались монархисты-консерваторы (они же — "черносотенцы"). А тогдашние "чубайсы" типа Милюкова себя никогда бы к правым не отнесли. Вообще, надо сказать, что тут в наличии очень древний и важный символизм. У индоевропейцев "правое" всегда отождествлялось с чем-то прямым, с сутью, истиной, существованием (бытием). Причём они неизменно противопоставляли ему "левое", связывая его с кривизной, ложью и небытием…".. "Оппозиция правого и левого характерна и для Христианства. Так, считается, что во время Страшного Суда праведники будут находиться по правую руку от Христа, грешники — по левую. За правым плечом человека помещают ангела-хранителя, тогда как за левым — беса-искусителя. Весьма любопытным будет обратиться к одной из ритуальных практик времён правления Царя Иоанна IV Грозного. В ходе разных дворцовых церемоний представители опричнины размещались по правую руку от Царя, а представители земщины — по левую. Это носило глубочайший символический смысл — опричные территории рассматривались как некий небесный удел на земле (отсюда противопоставление земщине), как царство земных ангелов, воинов-монахов, управляемых царём-игуменом". Без восстановления на Руси фундаментального различия меж "правым" и "левым" не бывать на ней правды. И ещё одним достоинством работы А.Елисеева является то, что он опирается в основном на труды русских правых (таких, как Л.Тихомиров, С.Шарапов, А.Щербатов, К.Пасхалов и мн. др.), создавших до революции в России довольно стройную концепцию правого, национального социализма. Во всяком случае, общий императив необходимости именно правой версии социализма, которая смогла бы противостоять и прозападному либерализму и прозападному же левацкому марксизму, русские монархисты-черносотенцы восчуяли абсолютно верно. "Надо сказать, — справедливо пишет А.Елисеев, — что этот пласт нашей общественной мысли изучен пока ещё очень недостаточно. Особенно это касается социально-экономических воззрений русских консерваторов… Монархическое движение той поры могло похвастаться (чем, увы, отнюдь не может похвастаться современное "монархическое движение" — Р.Б.) блестящей плеядой, идеологов, публицистов и экономистов. Их перу принадлежит множество интереснейших книг, брошюр и статей, большинство из которых не утратили своей актуальности и до сих пор".
Не утратил своей актуальности и общий вывод из суммы воззрений русских монархистов-черносотенцев, сформулированный автором рассматриваемой поучительной книги: "Русский социализм — это правый социализм — самобытный и государственный. Именно он столетиями лежал в основе существования Российской государственности. И когда с этой основы сошли, то государство оказалось в огне революции. Но при этом Россия всё равно не пошла по либерально-капиталистическому пути и выбрала левый социализм, идеологически разработанный на Западе". Так что русской душе органически претит, невыносим капитализм во всех его модификациях (помните, у Блока: "отойди от меня, буржуа, отойди от меня, сатана!").
Пора обретать прочные основы нашего национального бытия. Правый социализм, "Социализм с Русским лицом" — вот ответ всем вопрошающим о "национальной идее"… Напомним, символическую нагрузку понятия "правый", кратко очерченную выше, и выскажем, слегка перефразировав Карла Шмитта: не разобравшись, где "правое", а где "левое", не выяснив, где "правильный" общественно-политический строй, а где "неправильный", неизвестно, на какой стороне обрящешься на Страшном Суде. На суде Истории и, что важнее и страшнее, на Суде Божием. Для уяснения сего — полезно прочитать книгу Александра Елисеева.
1.0x