Авторский блог Евгений Нефёдов 03:00 19 июня 2007

ОСТОРОЖНО: РАДИО АКТИВНО!

№25 (709) от 20 июня 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Евгений Нефёдов
ОСТОРОЖНО: РАДИО АКТИВНО!
Антирекламный ролик
По многолетней привычке включая каждое утро видавший виды динамик радиосети, слушаю, пока собираюсь по делам, все подряд, что он сообщает. Конечно, нет там давно ни бодрой "Утренней гимнастики", ни звонкоголосой "Пионерской зорьки", ни даже веселого "С добрым утром" по воскресеньям. На единственном канале моего кухонного ветерана правит теперь свой бал "Радио России", до недавней поры почему-то кичливо добавлявшее к своему имени приложение "лучшее радио!" Правда, в последнее время — возможно, с чьей-то, наконец, здравой подсказки — канал упразднил эту явно завышенную самооценку. Действительно: что уж особо "лучшего", выдающегося хотя бы в тех же утренних передачах с их регулярно повторяющимся обзором вчерашних новостей, далее — худо-бедно близким к реальности прогнозом погоды, а после этого — с имитацией заинтересованного обсуждения какой-то житейской темы двумя говорливыми ведущими, слушающими в основном не звонки в студию, а заумные излияния друг друга?..
Всё остальное утреннее время занимает в эфире реклама. Многословная, надоедливая, бесконечная. Обсуждать её всесторонне, разумеется, смысла нет, говорить о примитивности текстов, назойливости повторов — вроде бы тоже, уж такой это воистину "рыночный" — то есть заведомо нагловатый, хитрый и не без привирания — жанр. Но есть одна разновидность рекламы, которая не может не поражать даже при всех скидках на перечисленные выше "рыночные" качества. Речь о рекламе медицинской. Или фармацевтической, если точнее. А еще проще — о рекламе лекарств.
Ну, что продукция эта сегодня в немалой мере поддельная — факт признанный на всех уровнях, вплоть до самого высшего. Что цены на медикаменты, тем не менее, повышаются до запредельных — тоже, конечно, не новость, да и почему вдруг лекарства не должны дорожать, если вокруг дорожает все — и постоянно. Вы слышали за последние два горемычных десятилетия хоть одно сообщение хоть об одном снижении цен, как это регулярно происходило в годы, говоря языком иных современных бойких ведущих, "коммунистического кошмара"? Кошмар, ребятки, это когда стариков морочат глобальными махинациями с лекарствами вороватые медицинские чиновники высокого ранга, а руководство страны, неустанно пекущееся о народе, по какой-то загадочной причине упорно не гонит из министерского кресла глубоко ненавидимого этим самым народом и даже отвергнутого парламентом горе-"реформатора". Больше того, последний как ни в чем не бывало опять то и дело торчит на телеэкране и продолжает расписывать свои мифические достижения. Вещает он, среди прочего, и о решении проблемы лекарств…
Быть может, по его мысли, один из путей к такому решению — реклама тех самых лекарств по моему утреннему радио? Эти маленькие шедевры неведомых миру творцов достойны особого разгово- ра. Послушайте их хоть однажды (не больше!) — и вы без труда убедитесь в том, что многие такие агитки не просто вредны для больных и здоровых людей, а явно губительны и смертельно опасны.
Со смерти, грозящей тому, кто не купит сегодня же их препарат, заботливые "целители" нередко и начинают свой трёп. Человеку с нормальными нервами и здоровьем — и то жутковато слушать подобные прорицания, а что должен чувствовать старый, больной, испытавший немало лекарств и почти отчаявшийся поправиться, но все же надеющийся на это слушатель? Правильно: напуганный окончательно, он отдаст последнее тем, кто лукаво сулит ему исцеление и, собрав остатки сил, поплетется в ближайшую, а то и далекую аптеку…
Стоп! Не так уж наивны все те, кто несет по эфиру свою туфту. Ни в какую аптеку их чудодейственная панацея частенько даже не поступает, поскольку, скорее всего, вряд ли утверждена тем же минздравом — хоть и недалеко ушедшим от них кудесником, но все-таки государственным органом. Посему гаранты чудесного выздоровления никакого "спрашивайте в аптеках" порой и не произносят, а лишь конспиративно сообщают номер телефона, за которым, надо полагать, и схоронился скромный изготовитель или продавец разрекламированных волшебных таблеток, бальзамов, мазей и т.п. То есть, лечение вам предлагается практически "с улицы", а где эта самая улица, где этот затаившийся дом, — тоже нередко тайна. "Уникальное средство" от какой угодно болезни предложат вам прямо с доставкой в ваше жилище и даже — вот она, истинная забота и чуткость! — сделают это бесплатно, лишь бы загнать само снадобье, за которое уж, конечно, возьмут по полной…
Не стану судить огульно — может, кому-то и повезло в такой ситуации. То ли лекарство и впрямь оказалось нормальным и пошло впрок, то ли сработало самовнушение и человек почувствовал облегчение, то ли болячка, по совпадению, в этот момент сама по себе слегка отпустила. Но такие случаи — единичны, а правило, увы, имеет абсолютно обратный знак. В больнице, поликлинике, просто в общении со знакомыми сколько раз приходилось слышать о том, как доверившийся рекламе больной попал на крючок к обычным "кидалам"! Да ведь и как не попасть, если эти ласково и душевно произносимые посулы звучат в эфире денно и нощно, буквально зомбируя измотанного недугом человека! Но на это ведь и расчет у жестоких, циничных "целителей" и их трубадуров: сколько еще людей на Руси с доверием относится к тому, что "сказали по радио"… Кстати, именно так: по радио. На телевидении объем рекламы — тоже в стрократном избытке, нормальную программу или кинофильм смотреть из-за ее мельтешения невозможно, но там свои ухищрения. К примеру, вовсю афишируют продукты и товары устами милых детишек, что завораживает, расслабляет зрителя, притупляя в нем объективность оценки увиденного. (Между прочим, именно поэтому такой рекламный трюк запрещен законом во многих странах.) В газетах или журналах как-то тоже о "чудо-лекарствах" рассказывают пореже, там они вытеснены уже непосредственно знахарями, ясновидящими, "заговорниками" и другими, столь же искушенными ловцами "лохов". А вот радиоэфир напрочь оккупирован зазывалами по "фармацевтической" части. Ежедневные, ежечасные "страшилки" дают эффект, увы, противоположный излечению. Они не улучшают самочувствие, настроение, жизнь людей — не только больных, но и здоровых — а методически, целенаправленно, уже почти что садистски "капают на мозги" слушателям.
"Не нравится — не включайте!" — ответят мне находчивые сторонники агрессивной рекламы, особенно из числа прикормленных ею. Я бы и сам не против, но тогда уж, во-первых, придется совсем не включать динамик, за который с меня аккуратно взимают абонентскую плату, а во-вторых, запредельная рекламная радио-активность попросту ведь посягает на права налогоплательщиков, за чей счет содержится государственный радиоканал с его оборотистыми огребателями еще и рекламных доходов. Барыши барышами, но негативное психологическое влияние на миллионы людей вряд ли созвучно хоть робко, но все-таки уже намечаемой властями работе по улучшению демографической ситуации в вымирающей России. Конечно, в рекламе нет-нет да и промелькнет фраза-скороговорка типа "имеются противопоказания, посоветуйтесь с врачом" — но это не более, чем почти невидимая глазу микроскопическая ремарка "минздрав предупреждает" на многометровых щитах, рекламирующих курение или выпивку. Те же лицемерие и цинизм обыкновенных торгашей. Ну, а если это не так и все делается из лучших побуждений, тогда уж и перед навязыванием в эфире лекарств и устрашением публики хорошо бы давать вступление: "Не слушайте нашу рекламу. Осторожно: радио активно!"
1.0x