№22 (706) от 30 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Савва Ямщиков
СМОТРИТЕ МАСЛОВА!
Быстрее всего оценили непреходящую ценность и значение масловского творчества доморощенные московские маршаны. Научившиеся с нашей помощью отличать Сурикова от Рокотова или Малевича от Пластова, алчно ринулись они в мутный омут псевдоколлекционирования. Играя на человеческих слабостях одаренных мастеров, а особенно часто используя их слабину по отношению к зеленому змию, умели они за "три рваных" уволочь в свои наспех оборудованные домашние запасники шедевры кисти Зверева и ему подобных горемык, опущенных водкой до самых крайних граней. И Маслов кричал мне восторженно в телефонную трубку по поводу улучшившегося рынка сбыта своей бесценной продукции, когда саранча московская машинами тащила в столицу его холсты, заменив помятые трояки прозрачными стеклянными литровыми сосудами с полуотравленным спиртом "Роял". Очень близок был Маслов к трагическому концу, уготованному судьбой Анатолию Звереву. "Роял", он не только дюжего молодца, но и самого мощного коня в могилу сведет. Но Господь, который не допустит человеку испытаний тяжелее тех, что создание его способно вынести, направил Маслова на светлый путь спасения и возрождения. Ангелом, указующим Володе этот вожделенный многими путь, оказалась замечательная русская женщина Наташа Алешина, ставшая женой художника. Быстро и проворно обиходила она совсем прогнивший быт живописца, поставила "железный занавес" перед ловкими спекулянтами и любителями половить рыбку в мутной водице. И вот уже Маслов, ухоженный, просветленный и по-прежнему восторженный, показывает свои последние работы на выставках, одержимый жаждой признания, которое, по его словам, нужно ему словно воздух или солнечный свет. Среди болезни своей порадовался я несказанно, получив каталог небольшой масловской выставки, которую организовал мой старинный друг Володя Васильев в парадных залах руководимого им тогда Большого театра. Сам плодовитый и самобытный художник, Васильев сумел рассмотреть в холстах Маслова подлинную их ценность и глубинную сущность могучего дара, отпущенного волгарю Богом.
Работы Маслова — отражение мира, в котором он существует.
Художник пишет все, что его окружает: берега Волги, волжские сосны, стога в снегу, улицы родного Белого Городка, церковь Иерусалимской Божьей матери. Природа — один из главных источников его искусства, но не ограничивается им. Его пейзажи воспроизводят характерный облик русской деревни. Такой она была испокон веков, такую мы видели и в работах русских художников второй половины XIX века, передвижников. Пейзажи Маслова близки им. Они пронизаны печалью о народной доле, о горькой участи России. Напоминают они и произведения русских пленэристов и импрессионистов начала нашего века, мастеров Союза русских художников, К.Коровина, С.Виноградова, С.Жуковского, Л.Туржанского, П.Петровичева. В них та же проникновенная любовь к родной земле, те же поиски российского света, российского воздуха, национального пленэра.
А. Гусарова
1.0x