Авторский блог Борис Белокуров 03:00 29 мая 2007

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ КВИНСА

№22 (706) от 30 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Борис Белокуров
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ КВИНСА

"Человек-паук: Враг в отражении" (Spider-man-3, США, 2007, режиссер — Сэм Рэйми, в ролях — Тоби Макгуайр, Кирстен Данст, Джеймс Франко, Томас Хейден Черч, Тофер Грейс, Брайс Даллас Ховард).
У катакомбной культуры в современном мире есть два пути. Людям, которым есть что сказать, осталось либо укрыться в гетто, в крысиных норах, уйти в себя, с гибкостью кошки вскарабкаться на самую верхушку башни из кости мамонта, давно разделенного и съеденного сильными мира сего, и уже оттуда, с этой высоты, творить для "могучей" кучки эстетов; прочие не только не поймут беглеца, но даже не будут знать о том, что он есть. Либо прибегнуть к мимикрии, под маской "низких" жанров: фэнтези, триллера, дамского романа — всего того, что вызывает гримасу пренебрежения у высоколобых, рассказывать о вещах, которые всегда будут важны и дороги. Культовый режиссер Сэм Рэйми (уже в 23 года прославивший свое имя трилогией о зловещих мертвецах, входящей в первую группу кинематографа ниш и теней) ныне однозначно выбирает вторую дорогу. Ему приходится лавировать между толпами хрумкающего поп-корном "козьего племени" и стайками мальков-интеллектуалов, которые в лучшем случае отмахнутся: "О чем тут говорить? Какой-то комикс дурацкий!" Но никакая вещь (а произведение искусства — так и подавно!) сама по себе дурацкой быть не может. Скорее дураком, дилетантом, растяпой можно назвать человека, который не умеет с ней обращаться. Но мы чуть-чуть забегаем вперед. Итак, что же случилось с Питером Паркером?
Питер Паркер (Макгуайр), молодой человек из Квинса, которого когда-то укусило странное насекомое, благодаря чему паренек обрел ряд способностей и стал защитником своего города от криминала и прочих недобрых напастей, казалось бы, должен считать: жизнь налаживается. Продолжается учеба, работа в газете (показ будней и нравов желтого таблоида в фильме выше всяких похвал). В кои-то веки все удачно складывается и на личном фронте: рыжеволосая Мэри Джейн Уотсон (Данст), ныне поющая на Бродвее, своим легким умишком наконец-то произвела идентификацию Питера как Человека-Паука. Дело идет к помолвке. Но что-то опять никак не срастается. Грустно, но закономерно. Скромность и застенчивость "ботаника" Паркера — качества, в принципе заслуживающие всяких похвал. Они были более чем уместны в первой части трилогии, повествующей о мире подростков, жестоком и печальном, безжалостном и больном. Но Питер вырос и взял с собой эти качества во взрослую жизнь, где с ними каши не сваришь. В результате мы видим на экране самого несчастного из супергероев подобного типа историй. Внутренняя рефлексия Паркера доходит до самой вершины смурного Эвереста его души. Невозможно без слез смотреть на то, как он произносит: "Не-ет, я прекрасно понимаю, каково тебе!", как вилочкой выуживает колечко из бокала с шампанским сразу после своего несостоявшегося обручения с Мэри Джейн или просто смотрит в камеру грустным нордическим взглядом (Тоби Макгуайр, символ непонятой молодежи 90-х, это умеет). Такая тоска доведет любого до белого... вернее, до черного каления: красный костюм ожесточившегося "чувачины-паучины" резко меняет цвет. Питера Паркера придумал Стэн Ли, художник и драматург комиксов издательства "Марвел". За это ему, безусловно, надо поставить памятник из чистого золота.
Столь же бесспорно и то, что из всех героев комиксов Питер Паркер наиболее человечен, а потому интересен нам. В нем нет доходящих до паранойи фрейдистских заморочек Брюса Уэйна (он же Бэтмен), нивелированной сладости Кларка Кента (он же Супермен) или слепой ярости Мэтта Мердока (он же Сорвиголова). Он понятен каждому, кто не забыл свою юность: потерянность в открывшихся горизонтах огромного мира, конфликты со сверстниками, поиск хорошей работы, неразделенность в любви... "Наш фильм прежде всего об отношениях", — говорит режиссер. Трилогия Рейми — не боевик, а долгий фильм о взрослении, преодолении комплексов и страхов; в этом она сродни классическому "роману воспитания". И сверхчеловеческие способности Паркера по сути своей то же самое, что пролетающие над деревянными домами ковры-самолеты, шахматные лошадки и лужайки, на которых пляшут скворечники из романов Владислава Крапивина. И Паркер, и пацаны из книг классика "пионерской готики" — все они родом из детства. "Это было у многих. А многие сберегли?" (В.Крапивин).
Казалось бы, приходится объяснять очевидные вещи. Но особенности интернациональной охоты заключаются в том, что азбучных истин уже давно не понимает никто. Идиотизм усилился, когда штатовские прокатчики присвоили фильму, ориентированному прежде всего на подростков, рейтинг "детям до 13" — это все равно, что ребенку "Трех мушкетеров" запрещать читать, мол, тоже насилия много. Памятен случай, когда одному из наших будущих чудо-литераторов родители не разрешали смотреть "Золото Маккенны", опасаясь, что дитя "перевозбудится". Наши же дистрибьюторы крутанули рулетку запрета в сторону цифры 16, и очень хорошо, что в кинозалах на это теперь обращают мало внимания. Я смотрел "Паука" на утреннем сеансе в обычном окраинном кинотеатре. Тинейджеры, обычно гогочущие и говорливые, следили за трансформациями и драмами Питера Паркера, затаив дыхание, никто даже не пикнул. Возможно, это молчание говорит о том, что он для них важен? Нельзя забывать и о том, что лет через пять мы вплотную столкнемся с поколением, выросшем не на Чебурашке и коте Леопольде, а на тех же самых комиксах "Марвела". И здесь тем более важно, чтобы то, на чем воспитываются наши дети, несло в себе доброе начало. Фильмы Рэйми — как раз тот самый случай. Вернемся, однако, к фильму о "нашем дружелюбном соседе", Человеке-Пауке.
Две или три вещи, которые при первом просмотре могут ускользнуть. Все "суперзлодеи" и монстры, с которыми приходится сражаться Паркеру, не были таковыми изначально. Они стали плохими и наводящими ужас благодаря собственным ошибкам, порокам, слабостям, окончательно запутавшись в обстоятельствах. Во "Враге в отражении" (непонятно, кто придумал для нашего проката такое название, в усложненной схеме нового фильма Рэйми врагов становится все больше — и внешних, и внутренних) особенно удачным получился Песочный Человек, ненароком мутировавший беглец из тюрьмы Флинт Марко, преступник поневоле, косвенно причастный к давнему убийству дядюшки Питера. Характерная ушастая морда актера Томаса Хейдена Черча — нечто промежуточное между Арнольдом Шварценеггером и Мишелем Константеном — в сочетании со способностью его персонажа в любую минуту рассыпаться в прах — воистину новое слово в кинокомиксе. Под стать ему и малоприятный Веном (Тофер Грейс), наглый конкурент Паркера, чьи амбиции превратили его тело и душу в форменный кошмар. Напряжение усугубляется необычной музыкой современного классика Дэнни Эльфмана, написавшего партитуры к лентам Тима Бертона, да и вообще сделавшего много хорошего — впрочем, может ли поступать иначе человек, которого зовут Эльф? Без идеальной поддержки Эльфмана истории про Питера Паркера, боюсь, смотреть было бы сложнее.
Богато представлена в фильме и сатирическая линия. Про правдивый показ мира продажной прессы мы уже упоминали, но крайне комично представлен здесь и ажиотаж горожан, палец о палец не ударивших ради своего спасения и поэтому искренне радующихся подмоге, девушка, вещающая с трибуны: "Я здесь, потому что пролетела 62 этажа и кое-кто подхватил меня", помпезная церемония вручения Человеку-Пауку ключа от города (!), прочие красоты. К концу фильма авторам несколько изменило чувство меры, много лишнего пафоса, лишних "сентиментов" и фраз о "необходимости сделать свой выбор". Все это не портит общее впечатление от картины, скорее вызывают досаду, что под рукой нет редакторских ножниц. Здесь сразу вспоминается "Человек-Паук-2", где все шестеренки и винтики были подогнаны идеально. Но все равно, даже не уподобляясь тому оптимисту, который пришел на кладбище и увидел там много плюсов, можно смело сказать: вперед, Сэм Рэйми! Ждем новых продолжений авторского кино, не маскирующегося под блокбастер, но являющегося им.
1.0x