Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 29 мая 2007

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

№22 (706) от 30 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

На днях истек срок полномочий действующего президента Турции Ахмета Недждета Сезера. Однако он не покинет свой пост до избрания нового главы государства, голосование по кандидатуре которого перенесено на неопределенное время. Подобная патовая ситуация сложилась в Турции потому, что во время повторного голосования в парламенте единственный кандидат в президенты, глава МИД Абдулла Гюль, представляющий Партию справедливости и развития (ПСР), считающуюся исламистской, не набрал нужного большинства.
После этого в стране последовал мощный всплеск антиисламистских настроений, достигший, пожалуй, своего апогея в городе Измире, где на демонстрацию протеста вышло около миллиона человек. Акции в защиту светских устоев турецкого государства, на которые якобы покушаются лидеры ПСР, охватили также другие турецкие города, включая Анкару и Стамбул.
Основная причина возникшей ситуации — набирающее силу исламское движение, которое поддерживает ПСР. Лидеры этой партии, и прежде всего сам премьер Эрдоган, выступают за приоритет в обществе духовных ценностей ислама. Они, что необходимо подчеркнуть, стремятся добиться претворения в жизнь своих идей исключительно легальным путем, с помощью выборных процедур. Эрдоган и Гюль отлично отдают себе отчет в том, что если они будут добиваться поставленных целей посредством каких-либо радикальных действий, то незамедлительно получат сильнейший отпор от армии.
Со времен Мустафы Кемаля, названного Ататюрком ("отцом турок"), Турция — безусловно светское государство. Его идеологией стал кемализм, полностью исключающий наличие какого-либо исламского элемента в структурах государственного управления. Гарантом реализации кемализма всегда была и является до сих пор — армия. Военнослужащим всех рангов, а также членам их семей запрещено ношение каких-либо исламских символов. Малейшие проявления исламских чувств в войсках сурово пресекаются. На старшие и высшие офицерские должности выдвигаются исключительно убежденные кемалисты, независимо от их социального происхождения. Турецкое офицерство, как во времена Ататюрка, так и поныне, готово к самым решительным действиям для подавления любых угроз светскому характеру их государства.
По мнению многих экспертов, высшей властью в современной Турции обладают не президент и премьер-министр, а Совет национальной безопасности (СНБ). Формально председателем этого органа является президент, но тон там задают военные, прежде всего, начальник генштаба, который в момент политических кризисов выступает в роли национального арбитра. С самого начала нынешней президентской кампании в генштабе внимательно наблюдали за ее ходом, а в определенный момент нынешний глава генштаба генерал Мехмет Бюйюканыт выступил и на всякий случай напомнил "зарвавшимся исламистам", что армия — гарант неуклонного следования светскому пути развития.
Показательно, что совсем недавно генерал Кенан Эврен, бывший президент Турции, совершивший военный переворот 1980 года, во всеуслышание заявил, что нисколько не сожалеет о захвате власти и при необходимости готов повторить подобное вновь. Примечательно, что внутри страны никто не осудил его заявление…
К тому же, не стоит забывать, что Турция — не только член НАТО, но также исключительно важный геополитический союзник США, поэтому американцы вряд ли могут допустить, чтобы власть в этой стране оказалась бы вдруг в руках сторонников исламского образа жизни. Поэтому мнение о неизбежном скором конце кемализма, весьма распространенное, скажем, в арабском мире и основанное на действительно быстром росте исламского движения в Турции, пока представляется в лучшем случае попыткой выдать желаемое за действительное.
1.0x