Авторский блог Александр Маслов 03:00 29 мая 2007

МЕГАМАШИНА

№22 (706) от 30 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Маслов
МЕГАМАШИНА

Попытка Виктора Ющенко "обеспечить" нужное решение Конституционного суда по дате досрочных выборов путем волевой отставки трех судей: исполняющего обязанности главы КС Валерия Пшеничного, Сюзанны Станик и Владимира Иващенко, — не прошла. Судьи отказались исполнять нелегитимный указ президента. Та же участь постигла и другое распоряжение Ющенко — об отставке генерального прокурора Святослава Пискуна и назначении на этот пост Виктора Шемчука. "В ход пошли силовики" — 24 мая произошли столкновения между подразделениями "президентского" Управления госохраны и "правительственного" МВД. Эти столкновения "закончились вничью", что можно было расценить как поражение президента. Тогда Ющенко указом от 25 мая переподчинил себе внутренние войска — и те, ко всеобщему удивлению, "переподчинились", начав срочное выдвижение в Киев...
Политический кризис в "нэзалэжной" вроде бы набирал обороты, до боли напоминая развитие событий в России 1992-93 годов. Но — лишь на первый взгляд. Украина 2007 года — это всё-таки не Россия времен "черного октября". Хотя бы потому, что "на кону" здешних политических баталий не стоит гигантская "ничейная" собственность, которую можно "прихватизировать". Хотя бы потому, что Киев не является таким же "сердцем" Украины, каким для России является Москва — примерно четверть населения "нэзалэжной" проживает в одной-единственной Донецкой области. Хотя бы потому, что главным источником доходов местной политической элиты является участие в экспорте российских энергоносителей в Европу (не только через "трубу", но и через обеспечивающее производство, включая "оборонку"). Хотя бы потому, что все три главных политических актора Украины сегодня пользуются поддержкой различных политических групп в США: демократы считают "своим" Ющенко, республиканцы — Тимошенко и Януковича.
По всему поэтому после "многочасовых консультаций" в рамках Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) 26 мая президент Виктор Ющенко, премьер-министр Виктор Янукович, председатель Верховной Рады Александр Мороз, секретарь СНБО Иван Плющ и лидер БЮТ Юлия Тимошенко пришли к соглашению о проведении досрочных парламентских выборов 30 сентября 2007 года.
Пока всё происходившее на Украине четко укладывается в одну-единственную версию: Вашингтон с помощью Тимошенко хотел "нагнуть" российский "Газпром" уже нынешним летом. Ющенко в этом раскладе выглядел заложником ситуации и предпринимал все свои — чересчур резкие и необоснованные — шаги с троякой целью.
Первое. Сохранить за собой президентский пост. В случае объединения в верховной Раде голосов Блока Юлии Тимошенко с голосами Партии Регионов он получал однозначный и непреодолимый импичмент. Видимо, эта угроза и была главной "пусковой кнопкой" всего кризиса, связанного с визитом Тимошенко в США в начале марта 2007 года. Причем эта "пусковая кнопка" находилась в американском посольстве, куда ведомство Кондолизы Райс специально направила известного специалиста по политическим пертурбациям в странах "третьего мира" Вильяма Тейлора. Прежний, Джон Хербст, по мнению госдепа, был "чересчур тесно связан" с супругой Виктора Ющенко, Екатериной-Клер Чумаченко. А поэтому "прозевал" создание RosUkrEnergo — монопольного посредника в прокачке российских углеводородов, учитывающего интересы не только украинского президента, но и, видимо, некоего пула бенефициаров, близкого к демократической партии США. Вообще, говоря о Ющенко следует учитывать определяющую роль Чумаченко и Ко, поэтому далее введем понятие "президентская сторона".
Второе. "Президентская сторона" реально не была заинтересована в проведении досрочных парламентских выборов с датой ранее июля 2007 года. В условиях "политического перелома" Партия Регионов неминуемо утрачивала ведущие позиции в парламен- те, и все шансы возглавить правительство получала Юлия Тимошенко, которая сразу же могла взять быка за рога и открыть вторую серию украино-российского "газавата" — с тяжелейшими последствиями для "Газпрома", Кремля и Путина лично. И одновременно — с утратой миллиардных поступлений от деятельности RosUkrEnergo для "президентской стороны".
Третье. "Выход из кризиса" и определение даты досрочных выборов должны быть оформлены таким образом, чтобы авторитет президента и, соответственно, партии "Наша Украина" не упал до критической отметки, а по возможности — произошло даже их усиление.
Надо сказать, что все эти три цели "президентской стороной" были достигнуты. В ее руках теперь сосредоточено значительно больше административных и силовых ресурсов, чем было до кризиса, а фигура Ющенко приобрела в общественном сознании черты жесткости и последовательности действий, чего до сих пор была лишена — особенно на фоне харизматичной "принцессы Майдана".
Напротив, фигура Тимошенко, которая намеренно дистанцировалась от конфликта между президентом и правительством, сильно поблекла. 26 мая ее фактически заставили подписаться под собственным политическим поражением. И до 30 сентября ей не остается ничего иного, как активно восстанавливать утраченное.
Наконец, Виктору Януковичу и Партии Регионов теперь предстоит очень тяжелое предвыборное лето.
Всё это вместе взятое предвещает нам в ближайшее время новые коллизии на Украине — не столь масштабные, как весной, но не менее острые и значимые.
1.0x